Конспект по литературному чтению Русская народная сказка «Петух и собака (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: русская народная сказка «Петух и собака».


Цели образовательные:

  1. Знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»
  2. Формирование знаний об истории создания народных сказок.
  3. Формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения.
  4. Формирование круга читательских интересов.
  5. Формирование правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:
  1. Формирование УУД: - личностных (самоопределения - после первичного чтения при выяснении насколько понравилось произведение;
действия смыслообразования - на этапе постановки проблемы перед первичным и вторичным чтением; нравственно-этической ориентации - при обсуждении хорошо или плохо поступил герой); - регулятивных (самоконтроля - за правильностью чтения других детей; рефлексивного осознания границ знания и незнания - на подготовительной беседе; целеполагания - перед первичным и вторичным чтением; рефлексивная оценка - на этапе итоговой беседы); - познавательных (информационных - извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям, на обобщающей беседе, на этапе подготовительной беседы, когда учитель сообщает новые сведения; логических - анализа при анализе содержания, средств художественной выразительности; сравнения при сопоставлении образов петуха и собаки; обобщения при формулировке вывода; постановки и решения учебной проблемы - перед первичным и вторичным чтением сказки); - коммуникативных (умение высказывать свою точку зрения по поводу характера героев - на подготовительной беседе, при анализе частей, на обобщающей беседе; умение выслушивать чужую точку зрения - при анализе поступков и поведения героев). 2. Развитие речи при ответе на вопросы. 3. Развитие внимания.
Цели воспитательные:
  1. Воспитание интереса к русскому народному творчеству.
  2. Воспитание чувства справедливости.
  3. Воспитание уважения к другим людям.



































Ход урока. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь, чтобы вам было удобно слушать друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столах у вас должны лежать: учебник 1 часть, пенал. Все готовы? Тогда начнём.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вспомните, какое было домашнее задание? - Нужно было выучить наизусть отрывок из сказки А.С. Пушкина. - Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Ученики по очереди наизусть рассказывают отрывок из сказки А.С. Пушкина. Учитель дает словесную оценку) - Какие трудности у вас возникли, когда вы выполняли домашнее задание? Ответы детей.
3. Подготовительная беседа.
- Ребята, давайте вспомним, как называются сказки, которые сочиняют писатели? - Такие сказки называются авторскими. - Какие вы знаете авторские сказки? - «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Теремок» Е.А. Чарушин. (И другие ответы детей) - Кто герои «сказки о рыбаке и рыбке»? - Герои этой сказки: старик, старуха и золотая рыбка. - Чему учит эта сказка? - «Сказка о рыбаке и рыбке» учит не быть жадными, знать во всём меру. - А кто герои сказки «Теремок»? - Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. - Чему учит эта сказка? - Сказка учит дружить, уважать друг друга. - А кто же написал народные сказки? - Народные сказки написал народ. - А есть ли у них автор? - Нет. - Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам. Поэтому и получила сказка название от слова «сказывать», т.е. рассказывать. Народные сказки появились очень давно, они не записывались. Поэтому одни и те же сказки имеют варианты, изменения. Позже ученые ездили по деревням, слушали людей и записывали сказки. Так появились сборники русских народных сказок. Один из таких ученых - А.Н. Афанасьев. Сборник его сказок самый знаменитый в России. - Сейчас я задам вам несколько вопросов, чтобы посмотреть, насколько внимательно вы меня слушали. - Кто сочинял народные сказки? - Народные сказки сочиняли простые люди. - А почему сказки имеют варианты? - Потому что сказки не записывались, и каждый человек по-своему ее рассказывал и изменял. - Как появились сборники русских народных сказок? - Ученые ездили по деревням и записывали сказки со слов людей. - Молодцы, ребята, вы внимательно меня слушали. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Петух и собака». - Какой в сказках бывает петух по характеру? - Петух в сказках наивный, глупый, всем доверяет. - Как вы думаете, а какая в сказках собака? Ответы детей. - А какая бывает собака в природе? Ответы детей. - Давайте послушаем сказку и постараемся узнать, какая же по характеру собака.
4. Первичное чтение.
(Учитель сказывает сказку, книги у учащихся закрыты) - Понравилась ли вам сказка? Ответы детей. - Кто из героев вам понравился? Ответы детей. - Чем? Ответы детей. - Вспомните, на какой вопрос нужно было ответить? - Нужно было ответить на вопрос «Какая в сказках собака?» - Можем ли мы ответить? Ответы детей. - Раз вы сомневаетесь, то давайте прочитаем сказку еще раз и попытаемся это выяснить.
5. Чтение и анализ по частям.
- Ребята, давайте прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения при чтении сказки: (Совместное чтение, сначала по слогам, затем целыми словами)
СКОТИНКА ЖИВОТИНКА ПРОДАДИМ ИСПУГАЛСЯ РАССКАЗАЛ ЗАНОЧЕВАЛИ ЗАНЯЛАСЬ РАЗЛИВАЕТСЯ РАСХВАЛИВАЕТ ПОЛАКОМИТЬСЯ ОБРАДОВАЛАСЬ БРОСИЛАСЬ
- Чтобы лучше понять сказку, прочитаем ее по частям.
I часть. (До слов: «Утром, как только занялась заря, петух запел…». Чтение сказки детьми по очереди.)
- Как жили старики? Прочитайте. - Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух. - Зачем петух прибежал к собаке? - Петух прибежал к собаке, чтобы рассказать ей, что его хотят зарезать. - Что же решили сделать петух и собака? - Они решили уйти в лес. - Прочитайте слова собаки. - «Ну, Петя-петушок, уйдем-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет». - Как вы понимаете слово «житье»? Ответы детей. - Житье, значит жизнь. Где решили заночевать герои? Прочитайте. - «Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло».
II часть. (До конца. Чтение сказки детьми по очереди.)
- Когда запел петух? - Петух запел утром, когда занялась заря. - Как вы понимаете выражение «занялась заря»? Ответы детей. - «Занялась заря» - рассвело, наступило утро. - Что произошло потом? - Пение петуха услышала лиса, прибежала к дереву и начала расхваливать петуха. - Зачем лиса пригласила петуха к себе в гости? - Лиса захотела полакомиться петухом. - А что значит «полакомиться»? - Захотела съесть петуха. - Прочитайте, как лиса звала петуха в гости. - «Пойдем ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла». - Как вы понимаете «масленый праздник»? - Это Масленица, в этот день пекут блины и всех угощают. - Что ответил петух на приглашение лисы? - Петух сказал, что он пойдет не один, а со своим товарищем. - Прочитайте, как обрадовалась лиса. - «Вот счастья-то привалило - целых два петуха съем!» - Что значит «счастья привалило»? - Повезло. - Смогла ли лиса полакомиться петухами? Почему? - Не смогла, так как товарищем петуха оказалась собака, которая испугала лису. - Так какая же собака по характеру? - Собака надежная, верная, умная.
6. Обобщающая беседа.
- Кто главные герои сказки? - Петух и собака. - Какие события описываются? - Петух и собака ушли из дома в лес. В лесу петуха хотела съесть лиса. Петух и собака испугали лису, она еле живая убежала. А сами так и остались жить в лесу. - Что хотела сделать лиса? - Она хотела съесть петуха и его товарища. - Получилось ли это у лисы? Почему? - Не получилось, так как петух и собака настоящие друзья и не бросают друг друга в беде. - Какие черты характера проявляет петух в сказке? - Находчивость, ум. - А какие черты характера проявляет собака? - Верность, смелость, храбрость. - Ребята, а как вы думаете, может ли такая ситуация возникнуть у людей? - Да. - Как нужно поступать, чтоб не возникало таких ситуаций? - Нужно помогать своим друзьям, не бросать их в беде.
7. Итоговая беседа.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? - Мы познакомились со сказкой «Петух и собака». - Понравилась ли вам работа на уроке? Подумайте, кто на уроке работал активно? - Ответили вы на поставленный нами вопрос или нет, решили какая в сказке собака? - Да. - Поняли вы смысл сказки? - Да. - Какие трудности возникли? Почему? Ответы детей. - Ребята, обязательно думайте о последствиях своих поступков. Относитесь хорошо к своим друзьям и, вообще, к окружающим вас людям. Если вы будете помогать людям, то и вам будут помогать. Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы.
8. Домашнее задание.
- К следующему уроку подготовьте выразительное чтение и рисунок к понравившемуся моменту сказки «Петух и собака».

© 2010-2022