- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока литературного чтения по теме А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
Разработка урока литературного чтения по теме А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Косиченко Л.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели урока: Предметные: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев. Личностные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Задачи: Познавательные: Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Образовательная продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»; Коррекционно-развивающая: учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание. Учить читать произведения вслух. Воспитательная: воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений. учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; |
I. Мотивация к учебной деятельности.
/Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним./
Учитель:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня!
- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
- Сели девочки, сели мальчики.
II. Орг. Момент
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Двери шире распахни,
Свежесть утра в дом пусти!
Ночка тёмная прошла,
И заботы унесла.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Подготовка к восприятию
III. Развитие речевого аппарата:
-
Поэтическая минутка:
Подставляйте солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман,
А затем, с любовью, понемножку,
Раздавайте близким и друзьям!
- Отца с матерью почитать - горя не знать.
2. Дыхательная гимнастика. «Потуши свечу» (в один прием, три, пять): глубокий вдох и имитация тушения свечи.
-Потушили свечу?
-Что важно помнить о горящей свече?
3. Упражнение для развития периферического зрения - таблица Шульте
(размер 20x20 см).
-
8
20
7
22
16
3
5
12
14
17
9
1
10
24
15
18
6
11
19
13
21
25
23
4
2
Алгоритм использования:
-
как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
-
старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.
4. - Молодцы. Проверим, как потренировались. Прочитайте чистоговорку жужжащим чтением. Чтение (сначала читает учитель). Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.
- Читаем, постепенно убыстряя темп. Я дирижирую
- Молодцы.
IV.Актуализация знаний
- Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать./Порядок на парте, порядок в голове. Порядок время бережёт/
- Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве.
- Теперь послушаем рассказы ребят, которые подготовили сообщения о родителях А.С.Пушкина
Исследовательская работа учащихся:
Прадедом Пушкина по материнской линии был воспитанник Петра I - сын абиссинского князя Абрам Петрович Ганнибал.
-
Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.
-
С сестрой Ольгой и братом Львом у Александра всю жизнь были теплые и нежные отношения.
-
Летом Саша отдыхал у бабушки в селе Захарове. Очень любил слушать семейные предания, которые она рассказывала, и которыми в дальнейшем Пушкин очень дорожил.
-
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме.
Учитель: Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня - Арина Родионовна Яковлева.
Простая крестьянка из деревни Кобрино под Санкт-Петербургом.
Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.
-
Она всю жизнь прослужила у Пушкиных и умерла в возрасте 70 лет в доме сестры Ольги Сергеевны в 1828 году.
7. У Пушкина был воспитатель (дядька) Никита Тимофеевич Козлов.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки. (Слайд 9)
Посмотрите на слайд. Все ли сказки представлены?
-Какой нет?
Именно с этой сказкой мы с вами знакомились.
V. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель:
читать….…
Учиться:( (осознанно читать)
высказывать.…( свои мысли…)
обсуждать…
находить…
сравнивать…
- Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса? - Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке? - зачин (начало) - троекратный повтор (многократный) - чудо, волшебство - положительные и отрицательные герои - Итак, мы сегодня продолжаем работать над содержанием сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Я приглашаю в сказку всех!
VI. Эмоционально - волевая регуляция:
Клип « В гостях у сказки».
(До слов: «потому что он видел все сам…»
Я думаю, что под эту замечательную мелодию вы подготовились работать дальше
К сегодняшнему уроку вы приготовили чтение отрывков к иллюстрациям учебника, чтение по ролям последних частей.
VII. Проверка Д/З
Пушкин сказал:
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова. 3. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки: - Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
- Начнем
Рыбка плавает в водице,
Хочет рыбка поиграть.
Ах, ты, рыбка - озорница
Мы хотим тебя поймать!
4). Игра «Ловись рыбка» (уч-ся ловят на удочку рыбку, переворачивают, а на обратной стороне записано имя главного героя сказки. Этому герою дать характеристику)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки( работа в паре по карточкам)
кроткий
сварливый
добрый
мягкий
злобный
властный
смиренный
жадный
грубый
неуживчивый
безропотный
бескорыстный
покорный
- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
- Покажите свои рисунки.
- А рыбка , какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки (найти в классе таблицы)
- Итак вот они наши герои, а как автор относится к ним?
- рыбку - любит, гордится ею, восхищается;
- старику - сочувствует, жалеет …
- старуху - осуждает, наказывает от имени рыбки (найти таблицы)
- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем, почему мы так поступили.
Скажите, старик был положительным героем? Или все таки у него были качества, не соответствующие положительным героям? Например, такие качества, как безвольность, безотказность? От каких двух слов образовано слово «безвольность»,»безотказность»? -Что это значит?
-Эти качества полезны только тогда, когда оправданы .Но в сказке А.С.Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
-Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. -Например?
Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
- У нас остался еще один герой на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
-помутилось синее море
-синее море
-видит на море чёрная буря
-море слегка разыгралось
-неспокойно синее море
-почернело синее море
- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
- Что помогает нам понять - море? ( что оно сердится на старуху)
- Возвращаемся к нашей схеме.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка.
Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
VIII. Д/З
Задание на ракушках - (разноуровневое)
- Авы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
Чему учит нас эта сказка?
- Вы к уроку нарисовали свою золотую рыбку. Возьмите её в руки и прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.
7) Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь - последнее потеряешь.
Много желать - добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пусть она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
-
Итог урока.
Что сегодня понравилось на уроке?
Какое задание было трудным?
Какое задание показалось интересным?
Оцените свою работу на уроке.
Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Вот вам подсказка,
И пронесите сквозь года
Вы радость сказки.
- Прочитайте жужжащим чтением .
- Читаем хором.
- Вот такое напутствие, совет я вам даю в итоге нашего урока .
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки А.С.Пушкина.
8. Рефлексия.
- А теперь вернемся к началу урока.
-Что значат слова А.С. Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
- Как вы считаете, мы выполнили то, что запланировали? (да).
- Тогда мне остаётся поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
12