- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Психологическая готовность к школе
Доклад Психологическая готовность к школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карданова Ю.В. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Очень часто родители обращаются с просьбой: "Посмотрите моего ребёнка. Готовы ли мы к школе? Мы уже умеем читать и писать, считаем до 100. Что ещё нужно знать? Чем позаниматься?"
Давайте попробуем разобраться, что такое "готовность к школе", что должен уметь ваш ребёнок, чтобы он был готов к школе.
Какие же компоненты входят в набор "школьной готовности"?
1.Мотивационная готовность к школе - это наличие у ребёнка желания учиться. Большинство родителей уверенно говорят, что их дети хотят в школу, а значит мотивационная готовность у ребёнка есть. На самом деле, это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться в корне отличаются друг от друга.
Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и вообще будет всё по - взрослому. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд ,как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: «Почему ты хочешь идти в школу?», я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- Мне купят красивый портфель, костюм как у папы.
- В школе у меня появятся новые друзья и мы будем бегать на переменах.
Школа - это социальная среда со своими довольно жесткими правилами и расписаниями.
Малыш должен чётко понимать:
- как ведут себя ученики в школе ( как раз то самое произвольное поведение, умение слушать учителя и выполнять его требования, подчиняться школьному расписанию, не вставать без разрешения на уроке, не выкрикивать и просто быть в состоянии высидеть урок за партой, выполнять все классные и домашние задания и т.д.)
Ребенок должен правильно оценивать профессиональную роль учителя. Например, даже самый любимый первый учитель - это не всепрощающий и постоянно уделяющий внимание только тебе близкий человек, а учитель, задача которого - учить целый класс. Учитель оценивает не прошлые достижения, а вот это конкретно выполненное задание и обижаться за плохую оценку в этот раз - не правильно.
Ребёнок в семье желанный и любимый и то, что учитель к нему будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость .В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
2.Личностная готовность.
Ребёнок должен уметь общаться с одноклассниками (сюда можно включить умение дружить, совместно выполнять коллективную работу, конструктивно разрешать конфликтные ситуации .) Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, уметь управлять своим поведением без агрессивности.
Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Внимательно понаблюдайте за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.
А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в школе она тем более проявится.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
3.Для успешного обучения необходима интеллектуальная готовность. (презентация) 4.Большое значение для психологической готовности ребёнка к школе имеет двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме.
. Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатом развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности.