Мой путь к доброте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечное занятие «Мой путь к доброте»

Цель: формирование и развитие нравственных форм поведения в общении детей

Задачи:

1.формирование понятий о добре и зле

2.развитие умений сравнения, анализа, обобщения, поиска информации

3.формирование умения работы в группе

4.создание условий для самовыражения

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование: аудиозапись песни М.Минкова «Песня о дороге добра»,видеоклип из мФ «Песня Фунтика»,карта путешествия, карточки с заданиями, книжная выставка «В гостях у сказки», листы бумаги и ручки, клей.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Сядем прямо, соберемся, за работу мы возьмемся.

Ребята, мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Встаньте дружно поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Добрый день, ребята, добрый день всем присутствующим!

Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться «Доброе утро».

И каждый становится добрым, доверчивым,

и доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтоб доброе настроение длилось весь урок, который, надеюсь, принесет нам радость общения.

2. Индукция.

Наше занятие мы начнем с замечательного клипа по известному мультфильму (песня Фунтика)

Скажите, кто-нибудь догадался, какова тема нашего занятия? Да, доброта. Молодцы.

На предложенных вам листах напишите, что по-вашему означает это слово «ДОБРОТА», с чем ассоциируется? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово?

(зачитываются ответы детей)

А теперь в Толковом словаре найдите значение слова «доброта», прочитайте.(отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие

А чтобы лучше в этом разобраться, я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие в мир доброты вот на таких корабликах, ( у каждой группы свой корабль из бумаги - (оригами) У на сегодня присутствуют группы из трех классов.

Закройте глаза, возьмитесь за руки. Наше путешествие начинается….Вот и первая остановка.

2. Работа с материалом.

1) Остров пословиц.

Во все времена люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы приплыли на остров пословиц.( Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Им нужно из слов собрать пословицу, наклеить на лист бумаги, обсудить в группе, объяснить смысл пословицы.)

Доброе слово и железные ворота открывает.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Какие еще пословицы о добре вы знаете?.

Из пословиц мы поняли, что добро всегда приносит радость окружающим. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

2)Город вежливости

Закрываем глаза, беремся за руки… Наше путешествие продолжается. Вот уже следующая остановка.

Мы очутились в городе Вежливости. Какого человека можно назвать вежливым? ( Правильно, воспитанного, учтивого, соблюдающего правила приличия)

Вежливый человек знает вежливые слова, а вы знаете? Сейчас проверим.

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого…спасибо.

-Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь, …здравствуйте.

-Если нас бранят за шалости, говорим….извините, пожалуйста.

-И в России, и во Франции, и в Дании на прощанье говорят…до свидания.

Хорошо, слова вы знаете. А как вы думаете, от чего зависит их сила? Затрудняетесь ответить? Тогда сейчас мы инсценируем одно замечательное стихотворение, которое написал белорусский писатель Змитрок Бядуля, а называется оно «Петрусь»

От каждой группы выберите по 1 человеку(мальчики-Петрусь, дед, Знакомый), получите тексты.

ПЕТРУСЬ

Обещал отцу Петрусь:

П: Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

П: -С добрым утром, дед Федот!.-

Дед ругнул его спросонок:

Д: -Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дернет за косынку:

П: -Ты куда, Иринка, стой!.-

Я здороваюсь с тобой!.-

Та отпрянула в стронку-

П: Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

П: -Извините, добрый вечер!

З: -Ты!.-знакомый закричал,-

И невежа, и нахал!.-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

Как вы думаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?

Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

Так от чего же зависит сила волшебных слов? Правильно, как именно они сказаны, каким голосом- спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят: «Самолюб никому не люб». Согласны?

А мы продолжаем путешествие.

3) Мыс Культуры

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-либо ситуациях? Сейчас узнаем. Мы с вами приплыли на Мыс культуры. Каждая группа получает на карточке с ситуацией. Прочитайте их, обсудите и скажите, в чем не правы герои и как бы вы поступили.

Ситуация №1.

Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой мальчик- все время зовет меня Валькой.» «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример…)

Ситуация №2

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками, ведь у меня такая уже есть?!»

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки! Можно играть вдвоем!)

Ситуация №3

В коридоре разговаривают две учительницы начальных классов. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!» Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее «Здравствуйте!»)

Да, непросто, оказывается быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и наши любимые сказки. Ведь именно в сказке добро всегда побеждает зло. А мы вновь отправляемся в путешествие.

4) Сказочная долина

Посмотрите, мы с вами оказались в Сказочной долине. Вы знакомы с самыми разными персонажами сказок.

Перед вами выставка «В гостях у сказки». Я сейчас предложу каждой группе несколько сказок(по 2), после небольшого обсуждения, вы расскажете о героях и их добрых делах.

- В сказке «Золотой ключик…» папа Карло спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.

-Доктор Айболит из сказки К.Чуковского лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки.

-В сказке Андерсена «Снежная королева» девочка Герда спасла своего друга Кая из плена Снежной королевы. А в сказке Дикие лебеди девочка Элиза спасла своих 11 братьев, которых мачеха превратила в лебедей, она связала каждому рубашку из крапивы.

-Девочка Женя из сказки В.Катаева Цветик-семицветик использовала последний лепесток волшебного цветка, загадав желание, чтоб выздоровел больной мальчик.

-В сказке Кот в сапогах кот помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

-В сказке Волшебник изумрудного города собачка по имени Тотошка была неразлучным другом девочки Элли, которая помогла своим друзьям Страшиле(ум), Железному дровосеку(сердце) и Трусливому льву(храбрость) обрести то, чего им не хватало в жизни.

Молодцы.

И мы снова отправляемся в плавание.

5) Страна верных друзей

Мы оказались в Стране верных друзей.

Давайте прочитаем рассказы Валентины Осеевой «Три товарища», «На катке». И попробуем сделать выводы, уловить основную мысль рассказов, которую хотела донести до читателя писательница.

(Если друг попал в беду, надо помогать, а не стоять в стороне.)

(Нельзя, стараясь кому-то понравиться, обижать других)

Я уверена, что вы тоже умеете совершать добрые поступки. Хотите поделиться?...

Значит и каждый из вас может стать волшебником, ведь главное волшебство - это доброта. Согласны?

Вот наконец-то путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались до доброй земли. Но что же это? Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтоб солнце засияло на этой земле ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца.

Сейчас я раздам вам лучи со словами, написанными на них, а вы выберете из них только те, которые, по вашему мнению должны согревать своим теплом эту землю.

Развязный

Аккуратный

Доброжелательный

Вежливый

Грубый

Неучтивый

Чуткий

Отзывчивый

Часто ссорится

Вспыльчивый

Скромный

Общительный

Ласковый

Веселый

Счастливый

Наглый

Внимательный

Жадный

Крикливый

Молодцы!

Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает на нашей картине? В этом вам помогут замечательные стихи русских писателей.(Читают дети)

Конечно же, на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте и зависит от нас, людей, от нашего доброго к ней отношения.

3. Рефлексия

Посмотрите на нашу картину. Отражает она тему нашего занятия? Так кого же мы называем добрым человеком?

Правильно, того, кто обладает этими качествами, которые написаны на лучах солнца, того, кто знает волшебные слова, читает и знает книги, всегда стремится к знаниям.

Вы поняли, что путь к доброте не такой уж и легкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, размышления о совершенных поступках.

А на прощание послушайте еще один музыкальный клип, замечательные слова которого, надеюсь, будут сопровождать вас на протяжении всего жизненного пути.

клип«Песня о дороге добра»

© 2010-2022