Урок русского языка по теме «Состав слова» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Разработка урока русского языка на тему: «Состав слова».

Обобщающий урок


Ф.И.О. Валова Юлия Анатольевна

Место работы МАОУ «СОШ №2» р.п. Крестцы Новгородской обл.

Должность учитель начальных классов

Предмет Русский язык

Класс 3 класс

Учебник «Русский язык 3 класс» Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.




Цели урока: обобщить изученный материал о составе слова;

Формировать умение распознавать части слова;

Развивать творческую активность, прививать интерес к

русскому языку.

Оборудование: юла, конверты с заданиями, интерактивная доска.

Ход урока


1 Организационный момент

Уважаемые телезрители, гости и знатоки! Впервые в истории клуба «Что? Где? Когда?» происходит выездная игра: со знатоками играют жители Крестецкой земли.

Так как мы ограничены во времени, игра будет длиться не до 6-ти очков, а до звонка. Клуб вносит изменения в ход игры: при любом положении волчка конверт под красным значком будет разыгран после третьего раунда. И учитывая возраст наших знатоков, время для ответов будет увеличено.

2 Актуализация знаний

Начнем игру с разминки.

- Что такое основа?

- Что такое приставка?

- Что называется окончанием?

- Что такое суффикс?

- Что входит в основу слова?

- Что называется корнем слова?

3 Постановка темы урока

Подумайте и назовите тему нашей игры?(Состав слова)

4 Работа по теме урока

(На столе разложены конверты с заданиями. Задание определяется по положению стрелки волчка).

Конверт №1

«Уважаемые знатоки. С вами играет садовод любитель Сергеев Иван Петрович».

«Уважаемые знатоки! В этом году на моем участке вырос необыкновенный цветок. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя приставки».

( Каждому ученику выдается карточка. На ней нарисован цветок. В середине цветка написано САД. На лепестках записаны приставки: по, до, рас, пере, вы, от.)

Конверт №2

«С вами играют поэты Крестецкой земли Борис Николаевич Ефимов и Антонина Тимофеевна Укконен.

« Уважаемые знатоки. Перед вами строчки из наших стихов. Найдите в текстах слова с приставками, выпишите их и выделите приставки».

(Текст стихотворений выводится на интерактивную доску)

Положи к обелиску цветы-

У последней солдатской черты.

Поклонись и цветы положи

И насильно слезу не держи.

Утро. Солнышко проснулось.

Проводило взглядом ночь.

Встало, сладко потянулось,

Сон и лень прогнало прочь.

Конверт №3

«С вами играет ветеран Великой Отечественной войны Морозов Павел Иванович».

«Уважаемые знатоки. Я давно живу в нашем поселке, очень люблю его и уважаю его жителей. Перед вами слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем поселке. Подберите и запишите к каждому «запрещенному» слову слово- антоним, и пусть они почаще звучат в нашем поселке.

Среди слов, которые вы записали, подчеркните те, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, нулевое окончание».

(Текст задания выводится на интерактивную доску)

Злость (доброта) жестокость (жалость)

Вражда (дружба) грубость (нежность)

Ненависть (любовь) жадность (щедрость)

Конверт №4

« С вами играют наши друзья, неоднократно участвовавшие в играх- сотрудники комитета образования Крестецкого района».

«Уважаемые знатоки. Вам предлагается выполнить небольшой тест по теме «Состав слова».

Тест

1 Что такое корень слова?

А) вторая часть слова

Б) общая часть родственных слов, в которой передается их основное значение

В) ударный слог

Г) подходящие по смыслу слова

2 Что такое окончание?

А) изменяемая часть слова

Б) самая интересная часть слова

В) незаменимая часть слова

Г) нулевая часть слова

3 Найди лишнее слово

А) лентяй

Б) ленивый

В) полено

Г) лень

4 Укажи слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание

А)крылышко

Б) погрузка

В) песок

Г) поход

5 Укажи слово где на является частью корня

А) напиться

Б) надежда

В) наломать

Г) наземный

( На выполнение теста отводиться 7-10 минут. Тест проверяют в парах. Правильные ответы помещены на доске).

Конверт №5

«С вами играет ученик первого класса Андреев Слава».

«Уважаемые знатоки. Мои родители говорят, что у меня золотые руки. Я очень хорошо умею разбирать все разбирать по частям, а вот собирать пока не получается. Помогите собрать слова из частей, запишите их, разберите по составу».

НИК СТАКАН ПОД

А УШК КОРМ

А К ВЯЗ ПЕРЕ

Н ИК ГРИБ

И ИК ЛИСТ

УШК ЗИМ А

(Текст задания записан на карточках)

Конверт №6 «Черный ящик»

(В класс вносится черный ящик. Детям загадываются загадки о частях слова. Если загадка разгадана, из ящика достается схема этой части слова.)

Изменяемая часть,

С другим словом держит связь.

Если мы его найдем,

Его в рамочку возьмем. (окончание)

После корня он стоит, перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

Перед корнем стоит эта часть слова.

Слитно пишется она.

И при помощи нее образуются слова. (приставка)

Конверт №7 «Супер- блиц»

(От каждого ряда приглашается 1 ученик.)

«Уважаемые знатоки. Вам нужно разгадать шараду».

1 Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке вы встречали

Вся же- в дневнике я и в журнале. ( оценка)

2 В списке вы мой обнаружите корень

Суффикс в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдете

В целом- по мне на уроки пойдете. (расписание)

3 Корень извлечь из начинки не сложно

Приставка в сосуде хранится надежно

Суффикс в гудении явно услышим

Вместе- на темы различные пишем. (сочинение)

На 15 минуте урока проводится физкультминутка.

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

5 Подведение итогов

Награждение орденом совы выигравшей команды.


© 2010-2022