Урок русского языка во 2 классе Слово и его значение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2 класс ("Гармония") Тема: Слова и их значение. Тип урока: урок объяснения нового материала.Технология: личностно-ориентированная. Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его лексическое значение (часто от него зависит написание слова). Задачи:развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся; воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе. Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.

I. Организационный момент.а) - Настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

- Я на уроке.- Я радуюсь этому.- Я хочу учиться.- Я готов к работе. Приготовили наши пальчики для письма б) - Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».Теперь мы знаем, что речь бывает:

Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.



Урок русского языка во 2 классе Слово и его значение

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.


У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.

- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?
Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие - «предложение», третьи - «текст».

Предлагаю посмотреть инсценировку.

Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.»
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений - значит, я главнее».
«Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.»

У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. Как понимаете слово - «поразмышляем»?
Д. Размышлять - значит думать, мыслить.

- Над чем сегодня будем размышлять? Какую цель поставим? (понять, что в слове главное)



- Предлагаю вам поиграть. А как называется игра, попробуйте прочитать.

Урок русского языка во 2 классе Слово и его значение
(Пойми меня)

- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради. Один ученик - на доске.

Запишите с красной строки - Словарь:

  • Этот овощ называют томат. (помидор)

  • Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)

  • Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)

Взаимопроверка словарных слов.

- Подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)

- А сейчас прочитайте моё предложение с этим словом.

Испугавшись грозы, василёк громко заплакал. - Что заметили?
- Найдите ошибку. Почему вы считаете, что это слово написано с ошибкой?
- Назовите полное имя мальчика, неполное.
- Сколько значений имеет это слово?
- Что нужно знать, чтобы правильно его написать?

ВЫВОД: Чтобы правильно написать слово, надо знать его значение.

- Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

У. Поняли что-нибудь? Почему? Д. Непонятные слова.- А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.
- Попробуем сделать это предложение понятным.- Что для этого надо сделать? (заменить слова)

- Что может обозначать слово Мряка?- Почему имя девочки? - Что она могла найти?- Какое предложение получилось?- Запишем это предложение в тетради.

«В четверг Вера нашла шесть грибов».
Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.

У. Почему предложение стало понятным?
Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.

Физминутка:

- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте. Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?

- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

У. Самостоятельно прочитайте про себя стихотворение А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык.

Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
Вы говорите, что это моржиха,
Что же она в шапочке, словно пловчиха?
У. Один ученик читает вслух, остальные следят.
У. Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?
Д. Билл не понял значение слова «моржиха». Он думал, что это животное. А это человек, который плавает в ледяной воде.
(На доске и в тетрадях появляется запись слова «моржи» с указанием «опасных мест»)У. В русском языке есть слова, у которых много значений. Их называют многозначные слова или ОМОНИМЫ. Приведите примеры таких слов.
Д. Ручка - часть тела и ручка - школьная принадлежность. Ручка может быть у двери.
У. Запишите слово. Подчеркните орфограммы.
( Дети называют многозначные слова, объясняют их значения, записывают, подчеркивая изученные и пропуская неизученные орфограммы. Например: мина, язык, дворники, клуб, язык, хвост, завод)
У. Что нужно для того, чтобы правильно определить значение многозначного слова?
Д. Нужны слова - помощники.
У. Да, понять значение слов - омонимов можно только в сочетании с другими словами.
У. Самостоятельно составьте два предложения со словом завод, чтобы оно обозначало разные предметы.
Д. У часов кончился завод. Завод выпускает машины.
У. Почему разные предложения?
Д. Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.- Что узнали об этих словах? (звучат и пишутся одинакого, а имеют разные значения)

- Послушайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»

  • День вступил в свои права, постучали в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: вы откуда появились, молодцы? Отвечали мне слова: заверяем, голова, что и раньше с нами встречи ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, потому не торопись: не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл спрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

- Посмотрите в учебнике задание №276.

- О каких словах говорится?
- Что надо о них помнить?

- Почему надо внимательно относиться к значению слова? ВЫВОД: Для грамотного человека важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи. Работа со словарём.- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике).У. Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что в парах записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)

Длина - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды)

Если будет хватать времени: сказка «Волшебник Ударение»

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые.

Но забыли пригласить на совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда стали слова выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд замок и сказал:

- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение - это просто чёрточка.

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и все увидели замок. Слова зашумели. Тогда вышли Белки и сказали:

- Мы самые главные части живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение тихо улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними красивые белки.

Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

На экране столбики слов: ирис, атлас, полы, пироги, мука.

ТПО с.3, первый столбик. Дети работают в парах.
У. От чего зависит их значение?
Д. От места ударения в слове.
У. Вам понятно значение всех слов?

У. Мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове - это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

- Подведём итог.- Возьмите карточку «Узелки на память» (Самостоятельная работа).
- Дополните её недостающими словами. 1. Многозначные слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разный _________
2. Важно знать точное ________ слов, чтобы грамотно говорить и писать.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились.

На экране: тайна нашего языка…

Рефлексия.- Выберите и дополните одно предложение:

- Мне на уроке было интересно...- Мне на уроке было трудно... -Что меня удивило?
- Мне захотелось узнать...- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что ещё может зависеть от значения слова.

Домашнее задание устное: вам надо рассказать родителям, что в слове главное и что интересного узнали на уроке.


© 2010-2022