Разработка урока. Окружающий мир 1 класс Кто такие насекомые

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семененко Вера Анатольевна

Алтайский край

Алейский район

П. Совхозный

Ул. Советская 3/1

Т (253) 40328 - дом.

40316 - раб

МКОУ « ПРИАЛЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Окружающий мир

1 класс

Урок - научное заседание.

«Кто такие насекомые?»

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески . В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира является проведение нестандартных уроков Считаю , что нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. «Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Тема:

« Кто такие насекомые?»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТ АТЫ:

Предметные; научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: регулятивные - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Оборудование:

  1. Коллекции насекомых.

  2. Иллюстрации животных и растений.

  3. Занимательный и справочный материал.

  4. Стихи, загадки

  5. Электронное приложение к учебнику « кто такие насекомые

Теоретическое обоснование.

Урок « Кто такие насекомые?» изучается в разделе «Кто и что?» по предмету мир вокруг нас в первом классе по программе 1 - 4 общеобразовательной школы. Автор А.А. Плешаков. Урок разработан в форме научного заседания, преобладающим методом обучения которого является частично - поисковый метод. Он позволяет обучать учащихся элементам творческой деятельности. Элементы исследования, обобщение по частным вопросам, решение познавательных задач, частичный мыслительный эксперимент, проблемные ситуации, используемые на уроке, способствуют развитию у детей стремления к выявлению смысла изучаемого материала, познание связей между явлениями.

Экологическая направленность урока позволяет дать детям представление не только о многообразии живых организмов, но и знакомит со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Всё это позволяет детям учиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, понимать, любить и охранять её.

Насыщенность занимательным и справочным материалом, стихами и загадками делает материал урока более доступным для понимания, развивает у детей любознательность, а в целом способствует успеху урока.



Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

1.Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

2.Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

он вспорхнул и улетел.

3. Летит - говорит,

Сядет - молчит.

4.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

5.Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

6.Нос долог, голос тонок,

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт.

Дети, внимательно посмотрите на эти иллюстрации и скажите одним словом, кто это?

Так вот тема нашего заседания

« Кто такие насекомые и почему их так называют?»

( иллюстрации)

1.Муха.

2.Бабочка.

3. Оса.

4.Стрекоза.

5.Пчела.

6.Комар.

-Это насекомые.

Этап усвоения новых знаний.

Ребята, посмотрите на доску. Здесь 6 картинок с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы. К сожалению кто -то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения.

Жук и бабочка - это кто?

Куда вы их отнесли?

Первое открытие:

Слайд 1

А сейчас мы займёмся исследовательской работой.

Сколько ног у насекомых?

Какие части тела вы увидели?

Посмотрите, что есть на голове у насекомых?

Усики - это органы чувств насекомых. Кроме усиков на голове есть другие органы чувств - глаза, рот.

Посмотрите, что крепится к груди?

Лапки - это органы передвижения.

Ещё одна часть насекомых - брюшко. В нём находятся внутренние органы.

Что ещё есть у насекомых?

Второе открытие:

Слайд 2

Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили на нём?

Это насечки.

Кто-нибудь догадался, почему этих животных назвали

« насекомые».

Третье открытие:

Слайд 3

Прослушайте стихи и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе?



В опылении растений принимают участие многие насекомые, но активнее всего - пчёлы: они собирают пыльцу и нектар для питания своей семьи и воспитания потомства. В природе кроме домашней, существует более 30 видов диких пчёл. Между этими видами пчёл и растениями издавна установилась связь: пчела не может жить без определённого цветка, растение не может существовать без определённой группы пчёл. Природа создала необыкновенное разнообразие цветов, которые характеризуются различной окраской, причудливыми формами, нежнейшим ароматом и сладким нектаром. Всё это привлекает насекомых, которые имеют небольшие размеры, прекрасно летают и одеты в волосатые костюмы. Он очень удобен для переноса крохотных пылинок - пыльцы.



Муравьи ловят многочисленных животных ( личинок мух и жуков, яйца бабочек, пауков, кузнечиков). Велика роль муравьёв для развития природы. Сооружая гнездо, они перемещают почву, одновременно улучшают доступ воздуха к корням растений. Отмечен быстрый рост сосны в местах, где имеется большое число муравейников.

Какие бывают насекомые?

Четвёртое открытие:

Какие из вредных насекомых опасны для человека?

Хорошо стало бы, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас было бы меньше хлопот! Верно ли это?

Пятое важное открытие:

В природе нет ничего лишнего. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них незамедлительно ведёт к исчезновению зависимого от него другого компонента.

« Ах, эта среда обитания!

Все связаны между собой

Обменом цепями питания,

Составом , структурой, судьбой.

Берегите родство и соседство,

И дружество - прежде всего.

Слушайте веление сердца

И следуйте зову его.

Высокая радость братанья!

Храни же быльё и житьё -

Святую среду обитанья,

Ведь ты обитатель её!»

На одну часть доски прикрепляют животных. На другую - растения.

Это насекомые.

К животным.

Насекомые тоже животные.

Работа с коллекциями насекомых.

6 ног.

Голова, грудь, брюшко.

Усики.

Лапки.

Крылья.

У насекомых 6 ног. Есть голова, грудь, брюшко, крылья.

На нём полоски.

Название произошло от слова «насечки»

1. Цветок всю ночь готовит мёд,

Пчелу - сластёну в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несёт её, и вот

Цветок увял, и зреет плод

- переносят пыльцу.









2. Что за шум на огороде?

Трескотня идёт с утра.

Муравьи в большой тревоге

Что забыли о работе,

Не поймали червяка.

- поедают червяков, которые вредят огороду, т. е. вредных насекомых.



Насекомые бывают полезные и вредные.

- мухи, комары.

(Обязательно кто -то возразит!) Мухи и комары - это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут некоторые виды птиц.

Абсолютно вредных насекомых - нет.

Этап закрепления полученных знаний

Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, кто лишний на рисунке и почему?

Ещё открытие:

Раскрасьте рисунок, подумайте, почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый?

А сейчас попробуйте решить экологические задачи.

1. « Непонятные глаза»

Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Оба смотрят в одну сторону - в комнату. Муха говорит стрекозе:

- Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.

А стрекоза отвечает:

- Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около той дальней стены. Хочешь, угостимся, пока никого нет.

Отвечает ей муха сердито:

_ Не вижу я никаких комаров, тем более, около дальней стены, Я дальше варенья вообще ничего не вижу.

Тогда ей также сердито стрекоза отвечает:

- А я твоего варенья не вижу. Хочешь, ешь его сама. Почему так?



  1. « Как муравьишка гусеницу нашёл»

Сидит кузнечик, смотрит вниз - тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются. То усиками друг друга ощупывают. Зачем они это делают?

- Паук. У него 8 ног.

Паук - не насекомое

- Кузнечик живёт в траве, а она зелёная.

- Шмель летает от цветка к цветку, а они разноцветные. Так они защищаются от врагов.









Стрекоза - хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи глаз.

Мухе ловить пищу не надо, она питается тем. Что лежит рядом неподвижно.



Издавать звуков они не умеют и беседуют при помощи усиков. Если один из муравьёв найдёт что-то большое, чего сам утащить не может, то бежит обратно к муравейнику и каждого, кого на пути встретит, усиками ощупывает, чтобы сказать: бегите вон туда, откуда я бегу, там гусеница большая

Просматривание эл пособия ответы нВ задания 1, 2

Итог урока

Какие открытия на уроке сделали?



Расскажите о том, чего не знали раньше.

Как нужно относиться к насекомым?

1.Насекомые это тоже животные.

2.У насекомых 6 ног. Есть голова, грудь, брюшко, усики и крылья.

3.Название произошло от слова « насечки».

3.Насекомые бывают полезные и вредные.

4.Абсолютно вредных насекомых - нет.

5.Паук - это не насекомое. У него 8 ног.

- бережно.

( не ловить бабочек, не разорять муравейники, не убивать стрекоз и т.д)

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как поле - с лугом,

Как ветер - с морем,

Трава - с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Рефлексия

Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?

А знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых?

Она называется - энтомология.

Когда вы вырастите большими, вы можете стать настоящими учёными.

Литература.


  1. Учебник « Окружающий мир » и рабочая тетрадь к учебнику Плешаков А.А. 1 класс

Москва «Просвещение» 2012 г


  1. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова « Мир вокруг нас»

О.Г. Муковникова . Волгоград «АСТ» 2002 г

  1. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Часть 1 Т.Я. Шипунова. Новосибирск 2002 г

4. Журнал « Начальная школа» 2002 № 2 » ,стр. 39

Начальная школа» 2004 № 6, стр. 106



© 2010-2022