- Преподавателю
- Начальные классы
- Работа с информацией на уроках литературного чтения
Работа с информацией на уроках литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаевская Е.В. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чтение: работа с информацией.
Уметь читать в широком смысле этого слова -
значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д.Ушинский.
Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения. Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения. Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Смена названия предмета не была актом формальным и не являлась данью моде. Новое название должно было ориентировать учителя на изменение приоритетных целей образования. Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас порой приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д. Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях: 1.Нахождение информации. 2. Интерпретация текста./раскрытие смысла / 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/ Прежде всего, мы даём себе отчёт в том, что научить нужно чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому получились следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам: /слайд 5/ 1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя). 2 класс - обучение детей работать с текстом: - читать и понимать прочитанное; - пересказывать прочитанное; - делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - определять героев и давать характеристику им и их поступкам.
3 - 4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); - находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделять главную второстепенную информацию; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; - сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием. /
Если рассмотреть работу на традиционном уроке литературного чтения, то схематически это будет выглядеть так:
//
Итак, технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до начала чтения.
Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:
- Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.
- Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
- Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.
- Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
- 1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):
- - о чём ты мне расскажешь?
- - хочу ли я тебя прочитать?
- научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
- включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
- научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме
- расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
* Чтение учителем с комментированием
*Проверка первичного восприятия/вопросы/
*Повторное чтение. Выборочное чтение.
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: - Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...? Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения; 4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
- Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
2 серия (при чтении): - я понимаю, что читаю? - трудно мне читать или легко? Почему? - зачем мне нужно прочитать этот текст? - что узнаю из него нового?
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа - достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста - «чтение между строк») Виды работ:
-
Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
-
Рассказ учителя о писателе.
-
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.
-
Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).
- Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
- - о чём же всё- таки я прочитал?
- - зачем писатель именно так мне об этом рассказал?
- - хочу ли я ещё что - нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?
- - как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
- -для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
1. Выставка иллюстраций.
2. Чтение стихотворения «Утро» В. Лапина.
а) Первичное чтение (самостоятельно про себя).
На материале этого стихотворения дети пробуют впервые провести
«диалог с автором» во время первичного самостоятельного чтения про себя.
б) Повторное чтение (вслух).
При повторном чтении вслух надо выяснить, как дети прочли, и показать им, как можно было прочитать. Дети читают, учитель ведет диалог с автором:
Утром было много
Чудес: В (Интересно, каких чудес?)
Появился ветерок -
И исчез.
Мыли облаку бока
Облака -
Стало облако белей
Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)
А потом на небольшой
Высоте
Самолёт один смешной
Пролетел; В О (Почему самолет смешной? Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий...)
Помахал он сверху липам,
Домам -
И умчался по своим
По делам. П В (Он смешной, потому что напоминает озорного мальчишку. А заканчивается стихотворение
опять вопросом: куда же умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет...)
в) Выразительное чтение стихотворения В. Лапина «Утро». <...>
Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы
работы:
1) выделение ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов (в 3-4#м классах, без введения
этого понятия);
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родовожанровой спецификой и пр. Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два
последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст -
это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.
Первый этап технологии - работа с текстом до чтения - завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1 класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
Второй этап - работа с текстом во время чтения: после того как текст
будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.
3. Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания - это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
4. Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно - у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во
время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный,
что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О -ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих
предположений именно в этом месте текста), З - зеркало (включив воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).