Работа с информацией на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтение: работа с информацией.



Уметь читать в широком смысле этого слова -

значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д.Ушинский.

Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Хорошо, когда после открытых уроков при анализе услышишь реплики от коллег о самостоятельности детей, об их умении и желании высказывать свои мысли вслух, о внимании к высказываниям товарищей, об умении аргументировать свою точку зрения. Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения. Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Смена названия предмета не была актом формальным и не являлась данью моде. Новое название должно было ориентировать учителя на изменение приоритетных целей образования. Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас порой приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д. Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях: 1.Нахождение информации. 2. Интерпретация текста./раскрытие смысла / 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/ Прежде всего, мы даём себе отчёт в том, что научить нужно чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому получились следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам: /слайд 5/ 1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя). 2 класс - обучение детей работать с текстом: - читать и понимать прочитанное; - пересказывать прочитанное; - делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - определять героев и давать характеристику им и их поступкам.
3 - 4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); - находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделять главную второстепенную информацию; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; - сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием. /

Если рассмотреть работу на традиционном уроке литературного чтения, то схематически это будет выглядеть так:


//Работа с информацией на уроках литературного чтения.


Итак, технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.
  • Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
  • Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.
  • Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
  • 1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):
  • - о чём ты мне расскажешь?
  • - хочу ли я тебя прочитать?
Приведу пример: рассказ Куприна «Слон» с.25 2ч. *Рассмотрите иллюстрацию. *Как вы думаете, о чем будет текст? *Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? *Прочитайте название. Можно по нему определить кто будут герои произведения? *Что вы знаете о слоне? *А кто рассказал нам эту историю? *Прочитайте фамилию автора *Прочитайте опорные слова/слон, девочка доктор, звериниц/ *Предположим, о чем мог написать автор? II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать последовательность действий:
  • научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
  • включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
  • научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме
  • расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
*Покажу на примере, как можно с детьми прочитать текст в режиме диалога с автором./Н.Носов «На горке»/

* Чтение учителем с комментированием

*Проверка первичного восприятия/вопросы/

*Повторное чтение. Выборочное чтение.
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: - Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...? Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения; 4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения Г.Г. Граник предлагает при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

  • Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

2 серия (при чтении): - я понимаю, что читаю? - трудно мне читать или легко? Почему? - зачем мне нужно прочитать этот текст? - что узнаю из него нового?

III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа - достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста - «чтение между строк») Виды работ:
  • Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».

  • Рассказ учителя о писателе.

  • Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

  • Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).

  • Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:
3 серия вопросов (после чтения):
  • - о чём же всё- таки я прочитал?
  • - зачем писатель именно так мне об этом рассказал?
  • - хочу ли я ещё что - нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?
  • - как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
  • -для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
* Стихотворение В. Лапина «Утро»,

1. Выставка иллюстраций.

2. Чтение стихотворения «Утро» В. Лапина.

а) Первичное чтение (самостоятельно про себя).

На материале этого стихотворения дети пробуют впервые провести

«диалог с автором» во время первичного самостоятельного чтения про себя.

б) Повторное чтение (вслух).

При повторном чтении вслух надо выяснить, как дети прочли, и показать им, как можно было прочитать. Дети читают, учитель ведет диалог с автором:

Утром было много

Чудес: В (Интересно, каких чудес?)

Появился ветерок -

И исчез.

Мыли облаку бока

Облака -

Стало облако белей

Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)

А потом на небольшой

Высоте

Самолёт один смешной

Пролетел; В О (Почему самолет смешной? Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий...)

Помахал он сверху липам,

Домам -

И умчался по своим

По делам. П В (Он смешной, потому что напоминает озорного мальчишку. А заканчивается стихотворение

опять вопросом: куда же умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет...)

в) Выразительное чтение стихотворения В. Лапина «Утро». <...>

Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы

работы:

1) выделение ключевых слов;

2) беседа;

3) составление плана;

4) построение структурной модели текста;

5) наблюдение над системой образов (в 3-4#м классах, без введения

этого понятия);

6) комментированное чтение;

7) диалог с автором через текст и др.

Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родовожанровой спецификой и пр. Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два

последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст -

это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.

Первый этап технологии - работа с текстом до чтения - завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».

Уже к концу 1 класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап - работа с текстом во время чтения: после того как текст

будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.

3. Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания - это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).

С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

4. Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно - у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во

время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.

Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...

(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный,

что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?

Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О -ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих

предположений именно в этом месте текста), З - зеркало (включив воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).



© 2010-2022