Методическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовМетодическая разработка урока Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголовУправление образования и науки г.Губкина и Губкинского района

Белгородской области

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе.

Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме

Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

Подготовила учитель начальных классов

МАОУ "СОШ №12 с УИОП"

Головачёва Раиса Владимировна

г.Губкин

2012г

Урок-игра "Что? Где? Когда?"

Тема урока: Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

Цель урока: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала, помочь осознать ценность совместной деятельности; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать)познавательный объект;

создать условия для развития умений использовать научные методы познания (наблюдение, пути решения проблемы);

обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности;

содействовать развитию умения общаться, обеспечить развитие у детей диалогической и монологической речи;

повторить знания о существенных признаках глагола;

содействовать формированию орфографической зоркости учащихся;

развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

создать условия для развития и совершенствования навыков каллиграфии, развития эмоциональной сферы детей, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы;

воспитывать взаимопонимание, товарищество;

развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмов правописания безударных личных окончаний глаголов, по самостоятельному применению знаний при выполнении различных заданий; обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности;

Оборудование: конверты с заданиями (4 варианта), картинка "сова", презентация к уроку

Ход урока.

1. Организация внимания, позитивной мотивации деятельности учащихся. У нас сегодня необычный урок, урок-игра "Что? Где? Когда?".

Играют 4 команды "Знатоков" против "Царицы Грамматики".

Наши гости - это большая и серьёзная судейская команда.

Давайте поприветствуем наших уважаемых судей.

Дети приветствуют гостей.

Девиз нашего урока:

«Учись, твори, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

Знания - к мудрости ступенька. Сова - символ мудрости.

Все задания командам находятся в конвертах, конверты обозначены, ваша задача - по моей команде извлечь задания из конверта, ознакомиться с содержанием, обсудить в своей команде ход выполнения, выполнить и защитить. Капитан команды назначает того, кто аргументирует выбор.

2. Проверка домашнего задания."Дежурные" выходят к доске и озвучивают выполнение разборов. Все проверяют, исправляют ошибки.

1 ученик 2 ученик

мо/ло/дой ¹ - 3гл., 3слога на верхушке³ -сущ., т.к.:

м - [м]- сон. 1) пр-т (на чём?)

о - [о] 2) а)верхушка: нариц., неодуш.,

л - [л] - сон. ж.р., 1 скл.;

о - [о] б) в П.п., ед.ч.;

д - [д]-звон. 3) где?

о - [о']

й - [й] -сон.

_________

7б., 7зв.

3 ученик

верхушке ²

2. верхушкам

3. верх, верхний, верхолаз, верхушечка

4.

5. бабушка, избушка

4 ученик

прил. прил. сущ. гл. сущ. прил. сущ. гл.

Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на

весь лес.⁴

Пов., !, ПП, осложнено однородными сказуемыми, которые соединяются неповторяющимся союзом "и" и однородными определениями, которые соединяются интонацией перечисления, на письме разделяются запятыми.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

1) Первое задание для всех команд. Расшифруйте слово.

ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы.

Внимание, перед вами слова.

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.

- Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

-Кто может назвать слово? (ПРИВЕЗУТ)

-Какая это буква? (з)

- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука.

- Какая это буква? (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

- Третья буква - один из признаков глагола прошедшего времени.

- Какая это буква? (Л)

Это специальный суффикс прошедшего времени.

- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

- Какая основа в слове списал? (списа)

- Почему? (Потому что специальный суффикс "л" прошедшего времени в основу не входит)

Напишите шесть вариантов расположения данных букв.

(ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

2). Разминка.

  • Назови одним словом

- воздушный транспорт (самолёт)

- независимость (свобода)

- переговорное устройство (телефон)

- линия между небом и землёй (горизонт)

- произведение восьми и двух (восемь)

  • Назови синоним к слову «путь» (дорога)

  • Назови антоним к слову «быстро»(медленно)

  • Поставь в начальную форму.

- в полях, на школьном, голубеют, меня, в луга, от берега, у него, розовел

  • Считаем ситуации, определяем тип предложения по структуре.

Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.

ПП, осложнено однородными подлежащими. Верните со знаками препинания.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

СП, две грамматических основы. Верните со знаками препинания.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Это предложение с прямой речью.

- Где стоят слова автора? Чем осложнены?

Осложнены однородными сказуемыми.

Верните со знаками препинания.

Что можно сказать о словах, принадлежащих рыбке?

Есть обращение "старче". Как поступаем?

3). Словарная работа.

Возьмите конверт под №1.

Разгадайте зашифрованное слово.

ВАСРЬЛО. (Словарь.)

Запишите в тетради слово "словарь". Теперь возьмите карточки.

Слова "рассыпались". 1)Соберите их, запишите в тетрадь, найдите среди них лишнее, приготовьтесь объяснить по какому признаку вы отнесли его к лишним.

1 группа

БЕ ВО ДЕ РО ВОЧ ЗА БЕЙ КА РЁ

2 группа

ЗА НЫЙ ВО ЯЦ НА ЖУР РО ДЕ

3 группа

МЕД РАН НА ВЕДЬ СИ КА О ДАШ

4 группа

ПАС ПЕ РА СА КЕ ЖИР ТУХ ТА

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

берёза ворона медведь пассажир

воробей заяц осина петух

девочка дежурный карандаш ракета

1 группа

берёза -, а воробей и девочка -одуш. предметы

2 группа

дежурный, т.к "ворона" и "заяц" - животные, а "дежурный " - на тему "школа"

заяц - двусложное слово, а два других - трёхсложные.

заяц - с ударение на 1 слоге, а два других - на втором.

3 группа

медведь - одушевлённый предмет, а два других слова -неодушевлённые предметы

карандаш - все согласные звуки твёрдые

медведь - двусложное слово, а два других - трёхсложные.

4 группа

ракета - неодушевлённый предмет, а два других -одушевлённые

петух - двусложное слово, а два других - трёхсложные.

пассажир - с удвоенной согласной

а) Скандирование всех слов с ударением.

б) Сейчас, выберите одно из слов и составьте рассказ из трёх-четырёх предложений от имени данного персонажа. Это должен быть небольшой отрезок времени вашей воображаемой жизни. Что-то трогательное, пережитое вами.

в) Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

4. Физминутка.

5. Формулирование целевых установок урока и темы урока.

Учитель читает стихотворение, дети - заканчивают.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит - всё расскажет нам -------- (глагол)

Кто может сформулировать тему урока? (Глагол) А точнее?

Продолжаем работу над темой «Глагол».

Учитель сообщает цели и задачи урока.

В добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!

6. Актуализация знаний

- Что уже знаете о глаголах?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?

По неопределенной форме глагола. Повторяем.

из 11 иск. на -ить не на -ить + брить, стелить

и//а//я е//у//ю

7. Работа над материалом по теме урока.

1) На доске строчки из стихотворения, исследуйте слова, рассуждайте и сделайте вывод, какую гласную в окончании нужно вставить.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что дела.т, расскаж.т: черт.т, пиш.т иль поёт,

Вышива.т или паш.т, или забива.т гол,

Вар.т, жар.т, мо.т, чист.т - всё расскаж.т нам глагол.

Отвечаем по цепочке. Записываем глаголы настоящего времени с безударными личными окончаниями.

- Назовите число и лицо глаголов. (3-е лицо, ед.числа)

Конверт №2

Глагол в скобках напишите в форме 1 лица мн.числа, укажите спряжение

1 группа 2 группа

топором (колоть) - .......... щёткой (чистить) - .......

ножом (резать) - ......... лопатой (копать) - ......

3 группа 4 группа

пилой (пилить) - ..... краской (красить) - .......

сеялкой (сеять) - ...... ручкой (писать) - .....

2) Проверка выполнения задания.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания по памятке, исправьте ошибки, обоснуйте.

Конверт №3

Спишите пословицы, допишите пропущенные безударные окончания глаголов, окончания выделите, определите спряжение.

1 группа 2 группа

Труд корм... , а лень порт... . Горьким леч... , а сладким калеч... .

3 группа 4 группа4 группа

Смелый наступа... , а трус убега... . Кто вперёд смотр... , тот далеко вид... .

Обмениваемся тетрадями и проверяем.

Объяснить написание окончаний глаголов в 4 группе. (исключения)

Повторить глаголы-исключения.

Гнать, держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть. Брить, стелить.

Физминутка.

Если я назову глаголы - хлопайте в ладоши.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Конверт №4

Вставьте пропущенные буквы в словах и подходящие по смыслу глаголы.

Запишите предложения.

1 группа

Во...т, св..стит, ветки ....... , пыль ........ , с ног всех сб...ва...т, слыш...шь его, да не ....... его. Что это? (ветер)

2 группа

Тройка мчит(ь)ся, тройка ........ , вьётся пыль из-под копыт.

К...л...кольчик звонко ......... и хохоч...т, и в...зжит.

3 группа

Сия...т солнце, воды ...... , на всех улы...ка, ж...знь во всём,

деревья радос...но тр...пещ....т, купаясь в неб.... голубом.

4 группа

Пламя рде..т, пламя пыш...т, искры брызжут и л...тят.

А на них пр...хладой .......... , из-за речки тёмный са... .

Обмениваемся тетрадями и проверяем работу по памятке.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание в конверте №5

10. Рефлексия.



Список использованной литературы.

1. Учебник "Русский язык" для 4 класса, часть 2-я ,автор Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, УМК "Школа России"

2. Ю.А.Поташкина "Книга для учителя русского языка", Воронеж,2004

Научно-методический центр новых технологий обучения русскому языку и литературе "Словесник" 3. А.И.Савенков "Методика исследовательского обучения младших школьников" Самара: Издательство "Учебная литература" 2008г.



© 2010-2022