Поурочный план по русскому языкуТ. падеж имени Существительного

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык.

Класс: третий.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже из раздела «Первое склонение имён существительных».

Цель: создать условия для осознания и овладения правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Задачи.

Обучающая: на основе наблюдения и сравнения создать условия для раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; совершенствование правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающая: способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательная: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному процессу, воспитывать аккуратность, чувство товарищества и сотрудничества.

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Коммуникативные УУД: формируем умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; содействовать воспитанию культуры общения.

Регулятивные УУД: развиваем умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль и оценка своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД: формируем умения применять алгоритм, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, медиапроектор, ресурсы Интернета, учебник «Русский язык», таблица «Склонение имён существительных».

Структура и ход урока.

Этап урока.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


Само-

определе-

ние к деятель-ности.

Предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. А эпиграфнашей работы будет -«С малой удачи начинается большой успех»

А что нужно сделать, прежде чем открывать новое?

Дети участвуют в диалоге.

В результате диалога у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

-Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.

Регулятивные (развитие умения прогнозировать предстоящую работу).

Коммуникативные

( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Фронтальная работа.

На доске записаны слова: вытащил (вода), снял (вешалка), погуляем (речка), поднялись (лестница), вышел (комната), дружить (книга), положил (парта), лежал (трава).

-Обратите внимание на доску. Какие задания можно выполнить с этими словами?

-Какие знания вам пригодятся для выполнения предложенного задания?

-Что необходимо помнить при написании безударного окончания существительного?



Работа с ЭОР.

- Как вы поступите, если вам в задание встретится то, что вам неизвестно?

- Зачем будете пробовать?

- Это вам интересно?

Учащиеся предлагают различные виды заданий.

Например:

-Из данных слов составимсловосочетания.

Дети участвуют в диалоге.

(знать падежи, предлоги, окончания имён существительных)

Алгоритм написания безударного окончания существительного

Шаг 1. Найти слово, от которого зависит данное существительное и

-поставить от него вопрос

-определить падеж.

Шаг 2. Определить склонение

- по начальной форме (им.п.,ед.ч.)

- по роду и окончанию.

Шаг 3. По падежу и склонению вспомнить окончание.

- А есть способ проще.

Нужно подставить

существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

Алгоритм проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных.

Проговаривают друг другу алгоритм.

-Мы попробуем его выполнить.

-Чтобы потом самим найти новый способ.

-Да.

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речи высказывания)

Регулятивные(определение границ своего знания, умение контролировать свою деятельность,устанавливать и устранять причины возникающих трудностей).

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений).

Постановка учебной задачи.

Ребята, какое задание вы выполняли?

- Расскажите, как вы это делали?

- Что сделали сначала, потом?

- Где возникло затруднение?

Почему здесь возникли трудности?

- Чем это задание отличается от предыдущих?



-Мы составляли словосочетания.

-Ставили существительные в нужном падеже, где необходимо - использовали предлоги.

-При написании безударных окончаний пользовались алгоритмом. Мы определили, что в словосочетании «дружить с книгой» существительное стоит в творительном падеже (слово - помощник - доволен; существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?)

Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, какие окончания у имён существительных в творительном падеже нужно писать и надо знать слово - «проверку».

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формирование проблемы, структурирование знаний).

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Коммуникативные(выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений)

Построе-ние проекта выхода из затруднения.

Используется подводящий диалог.

-Сделаем вывод: что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться сегодня на уроке.

- Какую цель мы поставим на уроке?

- Как бы вы предложили сформулировать темуурока?

- Мы можем воспользоваться каким-то уже известным нам способом написания?

Составим план работы.

-Что сделаем сначала?

- Что сделаем потом?

-Где мы можем получить сведения о творительном падеже?

-На какой странице необходимо открыть учебник?

-Какая наша задача?

-Какое упражнение поможет вам выполнить это задание?

- Какой вывод можно сделать?

-Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили?

-Где разместим новые сведения о падеже.

-Каким будет следующий шаг наших наблюдений.

-Какой вывод из ваших наблюдений вы можете сделать?

Сравним с выводом в учебнике. Что скажете?

- Согласимся с учебником?

- Докажите.

-Что нам ещё осталось узнать?

-Как мы это можем сделать?

Физкультминутка.

-Наблюдать за окончаниями существительных в творительном падеже, запредлогами, с которыми они употребляются.

-Научиться правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже.

- Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения в творительном падеже

-Да, но надо знать, какие ударные окончания у существительных в творительном падеже и слово - «проверку».

-Выясним, где можно получить сведения о творительном падеже,

найдём ударные окончания и запомним их.

Воспользуемся алгоритмомнаписания безударного окончания существительногои составим словосочетания.

-В этом нам поможет учебник. Для этого нужно открыть содержание.

-На стр. 40, где говорится о творительном падеже.

Наблюдать за окончаниями существительных 1 склонения в творительном падеже.

-Упр.82, т.к. мы можем наблюдать окончания существительных в творительном падеже и подчеркнуть их.

-Существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания

-ой, -ей.

-Есть варианты окончаний

-ой (-ою), -ей (-ею). Две буквы в окончаниях.

-Заполним в нашей таблице графу окончание. (продолжение работы с таблицей, где указаны падежи, вопросы, предлоги, окончания существительных 1 склонения)

-Наблюдаем за предлогами. В упр.82 кружком обводим предлоги.

Мы можем назвать предлоги творительного падежа (с, за, над, под)

- Добавим предлог перед.

-Да.

-Например: растёт перед школой.

Внесём предлоги в нашу таблицу.

- Слово - «проверку».

-В упр.82 найдём существительные с ударными окончаниями и выберем слово - «проверку». Например, слова травой, сестрой.

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, аналогия, постановка познавательной цели, использование знаково-символических средств, построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний).

Регулятивные(познавательная инициатива, планирование, прогнозирование).

Коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения №83.

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

- У кого возникли трудности? С чем они связаны?

- Что удалось?

- У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы.

Организация ситуации успеха для учеников.

Физкультминутка.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, использование общих приемов выполнения задания, выполнение действий по алгоритму,подведение под понятие).

Регулятивные

(самостоятель-

ный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные

(адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности)

Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

- Разгадайте кроссворд.

Лекарство купили в…

Землю копали…

Варенье сварили из…

Бревно распиливали…

Шли по лесной…

Что объединяет слова, которые вы добавили?

- Все ли окончания существительных проверяли?

- Почему?

- Как пишутся слова с безударным окончанием?

-Всё ли понятно?

Учащиеся работают в группах, добавляют имена существительные 1 склонения, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом.

- Существительные 1 склонения.

-Нет, в слове «пилой»окончание ударное.

Учащиеся в группахвыполняют задание с проговариванием алгоритма вслух..

Познавательные(анализ, синтез, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, построение речевых высказываний подведение под понятие,доказательство.)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества, формулирова-ние и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач). Регулятивные

(контроль, коррекция, оценка)

Рефлексия деятельности.

- Чему научились?

- Где эти знания можно применить?

- Каким способом вы учились?

- Как вы поступили, получив задание для пробного действия?

- Для чего нужно пробное действие?

- Удалось ли самостоятельно выяснить, что неизвестно?

- У кого получилось самостоятельно построить план действий?

-Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

-Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

-Остались ли у вас какие-либо затруднения? Над чем ещё следует поработать?

Домашнее задание:

1) обязательная часть-

Упр.84

2) по желанию - одно задание по выбору творческого уровня:

А) Из стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя..»
выпишите сущ. в творительном падеже.

Б) Используя данные словосочетания написать мини - сочинение «Вот и зима пришла»
Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись белой чистой скатертью, побежали к горке.

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.)

Коммуникативные

(формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).



© 2010-2022