Технологическая карта урока русского языка по теме Обозначение безударного гласного звука на письме 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Обозначение безударного гласного звука на письме» Технологии Проблемно-диалогическая Тип урока Урок открытия новых знаний Цели деятельности учителя Развивать умение подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением буквы гласного в безударном слоге двусложных слов. Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять ударный и безударный гласный звук; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание; получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта): познавательные - овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; коммуникативные - развивать способности слушать собеседника; доказывать своё мнение; владеть диалогический формой речи; регулятивные - ставить учебные цели и задачи, планировать свои действия,оценивать свои достижения на уроке. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая работа



Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I. Организационный момент. Запись числа.
- Какой урок у нас будет сейчас? - Что необходимо для урока?
- Что мы должны уметь на уроке?


- Какими мы должны быть?
- Какое сегодня число? - Где будем писать? - Русский язык. - Учебник, тетради, ручки, карандаши. - Читать, писать, отличать гласный звук от согласного, ставить уларение, переносить слова. - Внимательными, аккуратными, активными. - 17 апреля. - Пропустим одну строчку и в середине. Организация рабочего места (Р) Смыслообразование (Л) II.Минутка чистописания.
1. На доске записаны буквы: а о у ы э ь я ё ю и е м - В каждой строчке найдите лишнюю букву.
- Почему вы их считаете лишней?

- Запишите буквы гласных звуков в тетради. - Почему их записали в две строки?


- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - А чем отличаются звуки от букв?

- Кто ответит, какими бывают гласные? - Какие гласные называются ударными?
-Какие гласные называются безударными?


- В первой строке Ь, во второй строке М.
- Ь не обозначает звука, М обозначает согласный звук, а остальные гласные.

- Буквы нижней строки обозначают мягкость предшествующего согласного. - О гласных буквах и звуках. - Звук мы произносим и слышим, букву пишем и видим. - Ударные и безударные. - На которые падает ударение. - Накоторые непадает ударение. Логические действия (П) Выборочная работа (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) III. Самоопределение к деятельности. Постановка первой учебной познавательной задачи.
- Безударная гласная есть и в слове-отгадке следующей загадки. - Отгадайте загадку. Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. - Запишите. Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.
  • Назовите, какую букву безударного гласного написали в этом слове.
  • Какая проблема у нас возникла? Чего мы не знаем?

  • Что же мы узнаем сегодня на уроке?


- Сова.

(Одни написали 0, другие а.)

- Мы не знаем, как обозначить безударный гласный звук в слове.

- Мы узнаем, как обозначить безударный гласный звук в слове. Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р) Планирование, Прогнозирование (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) IV. Открытие новых знаний. 1. Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова. (Работа по учебнику на с. 65, упр. 5.)

  • Ответить на вопрос, кто же из вас прав, как обозначить безударный гласный звук в слове, нам поможет учебник. Откройте его на с. 65, найдите упр. 5. Прочитайте первую пару слов.
  • В каком слове звучание выделенной буквы не совпадает с написанием.
  • Какой звук слышим под ударением в слове сосны.
  • Какой буквой обозначили этот звук.
  • Какой буквой обозначили безударный гласный в первом слове.
  • Какой вывод можно сделать?


  • Прочитаем следующую пару слов.
  • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждом слове?
  • Разберём следующую пару.
  • Что вы заметили?

  • Как вы думаете, почему?





  • Объясните написание последней пары слов.



  • Какой можно сделать вывод? Какая буква пишется и в ударном и безударном слогах одних и тех же слов?
- Вернёмся к нашей проблеме. - Измените слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов. - Запишите его, поставьте ударение.
  • Так какую же букву мы напишем в слове сова?
    • Почему?
СОСНА - СОСНЫ СТРАНА - СТРАНЫ ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛИ ЗИМА - ЗИМЫ СОВА - СОВЫ - Написание слов какого столбика вызвало затруднение. - Почему?
- Что нам помогло правильно написать буквы? - Правильно. Мы изменяли слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. - Давайте посмотрим, согласна ли с нами Мудрая сова. Прочитайте правило на с. 65. - Мудрая сова согласна с нами? - Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах. Гласный ставь под ударенье Чтоб развеять все сомненья!

- Сосна - сосны.

- Сосна - слышим а, а пишем о.

- О.

- Буквой о.

- Тоже буквой о.

- Какая буква пишется под ударением, такая же буква пишется без ударения.

-Страна - страны.

- Да, одинаковой буквой а.

- Земля - земли.

- В слове земля слышится звук и, а пишется буква е.

- Потому что в слове земли под ударением звук э обозначили буквой е, значит и без ударения надо писать букву е.

- В слове зима безударный гласный звук обозначили буквой и, потому что в слове зимы ударный гласный обозначили буквой и.

- В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые буквы.

- Совы.

- Букву О.

- В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые буквы.

- Первого.

- Слышим звуки одни, а буквы пишем другие.

- Ударение. Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) 2. Постановка второй учебной познавательной задачи. (Работа над правилом о проверочных и проверяемых словах.)
- Вернёмся к нашему слайду. - У этих двух групп слов есть научное название: Одни слова называются проверяемыми, а другие проверочными. - Давайте с вами выдвинем гипотезу (предположение), какие из них проверочные слова, а какие проверяемые слова? - Почему вы так решили?








- Проверим нашу гипотезу на с.66 учебника. Прочитаем правило мудрой совы. - Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Слова первого столбика проверяемые, а слова второго столбика проверочные.

- Потому что в первом столбике безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить. А во втором столбике, какой звук слышим под ударением, такую же букву пишем. Эти слова будут проверочными.


- Да, подтвердилась. Выдвижение гипотезы, её проверка (Р) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) V. Закрепление нового материала. 1. Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Групповая работа.
- Закрепим наше открытие с помощью групповой работы. - Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово. С его помощью догадайтесь, какая буква пропущена. Впишите её фломастером. ( Слова записаны на карточках) I. Вариант МОСТ М…ОСТЫ ГРИБ ГР…БЫ ЗМЕИ ЗМ…Я ПОЛЕ П…ЛЯ II. Вариант ВОЛНЫ В…ЛНА ТРАВЫ ТР…ВА МОСТ М…СТЫ ВОЙНЫ В…ОЙНА - Давайте обобщим свою работу. Так что же вам помогло правильно написать буквы безударного гласного? - Прочитайте последнюю пару слов. - Какое событие связанное с Великой отечественной войной отмечаем в этом году? - Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы: когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всём мире только хорошие люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это ещё полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети, тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - всё это называется война. И нам всем надо сделать так, чтобы во всём мире всегда был мир.







Группы, выполнившие задание первыми, выходят к доске и ученики объясняют по очереди почему написали именно эту букву. Остальные группы проверяют и поднимают свои карточки.
- Ударение.

- Война - войны. - 70-летие Великой Победы. Работа в группе (К) Осознание ответственности за общее дело (Л) Планирование, распределение участков работы (Р) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) VI. Самостоятельная работа.
1. Выполнение упр. 7 на с. 66 - А теперь, встаньте те, кто готов самостоятельно справиться с подобным занятием. Найдите в учебниках упр. 7. Прочитаем задания.

  • Подбери проверочные слова.
  • Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
  • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.
2. Взаимопроверка. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу своего соседа по парте.

Дети работают самостоятельно.








Дети проверяют и оценивают работу своего соседа по парте. Выполнение действий по алгоритму (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) VII. Итог урока.
- Давайте подведём итоги урока. Продолжите высказывания, записанные на экране.
  • Безударный гласный звук в слове может обозначаться …………. .
  • Чтобы проверить безударный гласный в слове, надо изменить слово так, чтобы ……………
  • Проверяемое слово - это слово, в котором надо проверить написание буквы…….
  • Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ……..

Ученики продолжают высказывания, записанные на экране. Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)
VIII. Самооценка. Рефлексия. - Оцените свою работу, используя символы: ! + -
  • ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
  • + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
  • - не справился с работой
- Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши. - Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.

Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

© 2010-2022