- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка по теме Обозначение безударного гласного звука на письме 1 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме Обозначение безударного гласного звука на письме 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ануфриева Е.П. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I. Организационный момент. Запись числа.
- Какой урок у нас будет сейчас? - Что необходимо для урока?
- Что мы должны уметь на уроке?
- Какими мы должны быть?
- Какое сегодня число? - Где будем писать? - Русский язык. - Учебник, тетради, ручки, карандаши. - Читать, писать, отличать гласный звук от согласного, ставить уларение, переносить слова. - Внимательными, аккуратными, активными. - 17 апреля. - Пропустим одну строчку и в середине. Организация рабочего места (Р) Смыслообразование (Л) II.Минутка чистописания.
1. На доске записаны буквы: а о у ы э ь я ё ю и е м - В каждой строчке найдите лишнюю букву.
- Почему вы их считаете лишней?
- Запишите буквы гласных звуков в тетради. - Почему их записали в две строки?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - А чем отличаются звуки от букв?
- Кто ответит, какими бывают гласные? - Какие гласные называются ударными?
-Какие гласные называются безударными?
- В первой строке Ь, во второй строке М.
- Ь не обозначает звука, М обозначает согласный звук, а остальные гласные.
- Буквы нижней строки обозначают мягкость предшествующего согласного. - О гласных буквах и звуках. - Звук мы произносим и слышим, букву пишем и видим. - Ударные и безударные. - На которые падает ударение. - Накоторые непадает ударение. Логические действия (П) Выборочная работа (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) III. Самоопределение к деятельности. Постановка первой учебной познавательной задачи.
- Безударная гласная есть и в слове-отгадке следующей загадки. - Отгадайте загадку. Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. - Запишите. Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.
- Назовите, какую букву безударного гласного написали в этом слове.
- Какая проблема у нас возникла? Чего мы не знаем?
- Что же мы узнаем сегодня на уроке?
- Сова.
(Одни написали 0, другие а.)
- Мы не знаем, как обозначить безударный гласный звук в слове.
- Мы узнаем, как обозначить безударный гласный звук в слове. Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р) Планирование, Прогнозирование (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) IV. Открытие новых знаний. 1. Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова. (Работа по учебнику на с. 65, упр. 5.)
- Ответить на вопрос, кто же из вас прав, как обозначить безударный гласный звук в слове, нам поможет учебник. Откройте его на с. 65, найдите упр. 5. Прочитайте первую пару слов.
- В каком слове звучание выделенной буквы не совпадает с написанием.
- Какой звук слышим под ударением в слове сосны.
- Какой буквой обозначили этот звук.
- Какой буквой обозначили безударный гласный в первом слове.
- Какой вывод можно сделать?
- Прочитаем следующую пару слов.
- Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждом слове?
- Разберём следующую пару.
- Что вы заметили?
- Как вы думаете, почему?
- Объясните написание последней пары слов.
- Какой можно сделать вывод? Какая буква пишется и в ударном и безударном слогах одних и тех же слов?
- Так какую же букву мы напишем в слове сова?
- Почему?
- Что нам помогло правильно написать буквы? - Правильно. Мы изменяли слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. - Давайте посмотрим, согласна ли с нами Мудрая сова. Прочитайте правило на с. 65. - Мудрая сова согласна с нами? - Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах. Гласный ставь под ударенье Чтоб развеять все сомненья!
- Сосна - сосны.
- Сосна - слышим а, а пишем о.
- О.
- Буквой о.
- Тоже буквой о.
- Какая буква пишется под ударением, такая же буква пишется без ударения.
-Страна - страны.
- Да, одинаковой буквой а.
- Земля - земли.
- В слове земля слышится звук и, а пишется буква е.
- Потому что в слове земли под ударением звук э обозначили буквой е, значит и без ударения надо писать букву е.
- В слове зима безударный гласный звук обозначили буквой и, потому что в слове зимы ударный гласный обозначили буквой и.
- В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые буквы.
- Совы.
- Букву О.
- В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые буквы.
- Первого.
- Слышим звуки одни, а буквы пишем другие.
- Ударение. Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) 2. Постановка второй учебной познавательной задачи. (Работа над правилом о проверочных и проверяемых словах.)
- Вернёмся к нашему слайду. - У этих двух групп слов есть научное название: Одни слова называются проверяемыми, а другие проверочными. - Давайте с вами выдвинем гипотезу (предположение), какие из них проверочные слова, а какие проверяемые слова? - Почему вы так решили?
- Проверим нашу гипотезу на с.66 учебника. Прочитаем правило мудрой совы. - Подтвердилась ли наша гипотеза?
- Слова первого столбика проверяемые, а слова второго столбика проверочные.
- Потому что в первом столбике безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить. А во втором столбике, какой звук слышим под ударением, такую же букву пишем. Эти слова будут проверочными.
- Да, подтвердилась. Выдвижение гипотезы, её проверка (Р) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) V. Закрепление нового материала. 1. Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Групповая работа.
- Закрепим наше открытие с помощью групповой работы. - Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово. С его помощью догадайтесь, какая буква пропущена. Впишите её фломастером. ( Слова записаны на карточках) I. Вариант МОСТ М…ОСТЫ ГРИБ ГР…БЫ ЗМЕИ ЗМ…Я ПОЛЕ П…ЛЯ II. Вариант ВОЛНЫ В…ЛНА ТРАВЫ ТР…ВА МОСТ М…СТЫ ВОЙНЫ В…ОЙНА - Давайте обобщим свою работу. Так что же вам помогло правильно написать буквы безударного гласного? - Прочитайте последнюю пару слов. - Какое событие связанное с Великой отечественной войной отмечаем в этом году? - Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы: когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всём мире только хорошие люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это ещё полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети, тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - всё это называется война. И нам всем надо сделать так, чтобы во всём мире всегда был мир.
Группы, выполнившие задание первыми, выходят к доске и ученики объясняют по очереди почему написали именно эту букву. Остальные группы проверяют и поднимают свои карточки.
- Ударение.
- Война - войны. - 70-летие Великой Победы. Работа в группе (К) Осознание ответственности за общее дело (Л) Планирование, распределение участков работы (Р) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) VI. Самостоятельная работа.
1. Выполнение упр. 7 на с. 66 - А теперь, встаньте те, кто готов самостоятельно справиться с подобным занятием. Найдите в учебниках упр. 7. Прочитаем задания.
- Подбери проверочные слова.
- Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
- Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.
Дети работают самостоятельно.
Дети проверяют и оценивают работу своего соседа по парте. Выполнение действий по алгоритму (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) VII. Итог урока.
- Давайте подведём итоги урока. Продолжите высказывания, записанные на экране.
- Безударный гласный звук в слове может обозначаться …………. .
- Чтобы проверить безударный гласный в слове, надо изменить слово так, чтобы ……………
- Проверяемое слово - это слово, в котором надо проверить написание буквы…….
- Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ……..
Ученики продолжают высказывания, записанные на экране. Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)
VIII. Самооценка. Рефлексия. - Оцените свою работу, используя символы: ! + -
- ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
- + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
- - не справился с работой
Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)