- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие, игра-путешествие для 1 класса Буквы гласных звуков
Внеклассное мероприятие, игра-путешествие для 1 класса Буквы гласных звуков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Г.А. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Внеклассное мероприятие. Игра-путешествие «Буквы гласных звуков».
Предметная область: русский язык
Цель: обобщение и систематизация знаний о буквах гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и].
Задачи:
-
развивать у учащихся интерес к предмету «Русский язык»;
-
углублять знания о языке, получаемые на уроках;
-
развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
-
приучать детей пользоваться дополнительной литературой;
-
воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к окружающему миру.
Ход мероприятия
формируем. УУД
метод.
рекомендации
- Орг. момент. (1/)
К.: уметь договариваться
табличка Этимологический
словарь
показ словаря
- Целеполагание. (4/)
Рдяны краски,
Воздух чист;
Вьётся в пляске
Красный лист, -
Это осень,
Далей просинь,
Гулы сосен,
Веток свист. Беседа: - Ребята, поднимите руки, кому стихотворение понравилось? - О каком времени года идёт речь в стихотворении? - А какое время года сейчас? - Какие осенние месяцы вы знаете? - А какой месяц сейчас? -А что обозначает слово «рдяны»? (мнения учащихся) -В толковом словаре Ожегова, т.е. в словаре, который объясняет значения слов, «рдяны» произошло от слова рдеть, т.е. краснеть. [3, 670] -Что такое «просинь»? (мнения учащихся) Просинь - примесь синего цвета, синевы. Голубой, синеватый просвет между облаками. [3, 620] - Молодцы, вы верно ответили на мои вопросы. - Ребята, прочитаем тему нашего внеклассного мероприятия. -Кто хочет мне помочь? - Спасибо. -Предположите, как связаны буквы гласных звуков и осенний лес. (мнения) - В конце нашего путешествия узнаем, кто же был прав. -Попробуйте сформулировать цель путешествия. (мнения) - Давайте сделаем вывод: цель нашего путешествия -обобщить знания о буквах гласных звуков.
Л.: развивать чувство прекрасного
К.: уметь выражать свои мысли
П.: построить логическое рассуждение
Р.: целеполагание как постановка учебной задачи
П.: выделять и формулировать познавательную цель
А.Вивальди «Времена года. Осень»
слов. работа
Рдяны, просинь
показ словаря
слайд 1
(тема)
-
Основная часть. (16/)
- Итак, наше путешествие начинается. Чтобы не сбиться с пути нам понадобится…, а что, вы узнаете, разгадав ребус.
- Кто догадался?
- Объясните.
- Конечно, это карта.
Закройте глазки и постарайтесь представить. Красив и сказочен лес осенью. Полон тайн и загадок. Чист и прозрачен воздух. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина. [4, 378]
- Откройте глазки.
- Что вы представляете?
(мнения) -Своей красотой осенний лес всегда привлекал поэтов, композиторов, художников. Вот как увидел осень великий русский художник И. Левитан. Полюбуйтесь репродукцией его картины «Золотая осень».
- Ребята, а как нужно вести себя в волшебном лесу?
(Быть внимательным, любознательным, активным и очень тихо, чтобы никого не спугнуть, ничего не повредить)
1 станция «Загадочная»
- В лес мы отправимся по тропинке. Посмотрите!
-Что вы заметили?
- Разгадав слово, мы узнаем, что встретится нам в лесу.
1. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3. (з)
2. К единице три поставим.
Что за букву мы составим? (в)
3.Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто. (у)
4.Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква … (к)
5.Что находится между рекой и берегом? (и)
- Что же мы встретим в пути? (звуки)
-А какие звуки бывают? (гласные и согласные)
Динамическая пауза
Топали, мы топали,
Дотопали до тополя.
Дотопали до тополя
Да ноги все оттопали.
2 станция «Буква потерялась» - Вот мы и в лесу. Перед нами хоровод деревьев. За берёзкой виден клён за клёном - рябина, а дальше - осина, орешник. Посмотрите, а эти деревья, почему то загрустили! - Ребята, поработайте в паре. Объясните друг другу, что же с ними произошло. Постарайтесь им помочь. -Покажите, что ваша пара готова. -Кто хочет поработать у доски? (1 пара у доски проверяет, дети контролируют с использованием сигнальных карточек) -Оцените работу ребят, просигнальте.
Д*б с*сн* берёз*
-Сделаем вывод: - Какие же буквы гласных звуков потерялись?
-Докажите, что это буквы гласных звуков.
( Воздух при произношении не встречает преграды)
Динамическая пауза
Вдруг, поднялся сильный ветер.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
3 станция « Секреты грибной полянки »
- Ребята, а мы продолжаем двигаться дальше. Послушайте небольшой рассказ и приготовьтесь ответить: о чём он? По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. [4, 378]
- О чём вы узнали?
- Поднимите руки, а кто собирал грибы?
- Может быть, вам известны их названия?
- А как правильно собирать грибы?
- Лесная полянка приготовила вам задание «Узнай гриб».
ЛСИКЧИ (лисички) СЖОРЫЕКИ (сыроежки)
-Если ваш сосед нуждается в помощи, то окажите её ему.
-Ребята, просигнальте мне у кого всё получилось. Молодцы.
- Какие буквы гласных звуков вам встретились?
Грибная полянка приготовила ещё одно задание:
- Что такое предложение?
- Составьте предложение по схеме:
∟― ― ― ― ―.
Мы выполнили много заданий осеннего леса. Нам надо немного передохнуть.
Динамическая пауза
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу,
Руки нагнули - кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4 станция «Угадай ка» - Ребята в эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.
- Так какие птицы улетают на юг? - Лес предлагает нам поиграть. Игра называется « Угадай птицу». В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд - приятель! И ставит подпись… (дятел) [2, 91] Обратимся в справочное бюро.
Дятел. Тук-тук-тук! В глухом лесу, на сосне, чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает - мурашей да козявок из коры выпугивает. [4, 303] - А как ещё называют дятла? (лесной доктор) -А как он стучит? Произнесём хором, 3-4.(тук-тук-тук) В лесу ночном кукует птица, Она назвать себя боится, Ку-ку, ку-ку, не спит опушка, А птицу эту звать …. (кукушка) [2, 30]
- Кукушку в разных странах называют почти одинаково: Немцы - куку, испанцы - куко, итальянцы - куколо, болгары - кукачка. В основе этих слов одинаково услышанное ку-ку. [1] - Какой звук гласной буквы встретился в звуках дятла и кукушки? (у) 5 станция « Найди лишнее» - Ребята, а кто ещё живёт в лесу? (животные) Игра «Самый внимательный!» На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук а. Отгадайте кто это? (заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названиях которых был звук а (Капуста, редиска, тыква, картофель, лук). (Лук - лишнее слово, нет звука а.) Осенью он собрал урожай и позвал гостей. Звери принесли подарки зайчатам. ( Машинка, кукла, бубен) (Бубен - лишнее слово, нет звука а.) Зайчата были рады! - Молодцы! Вы были внимательны! Давайте себе похлопаем, но волшебным способом. Я показываю вам животное, а вы хлопаете столько раз, сколько в слове слогов. ВОЛК, БЕЛ - КА, ЛИ - СА, МЕД - ВЕДЬ. - Ребята, что это:
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стёкла
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
- В нашем лесу пошёл дождь.
Зарядка для пальчиков. Давайте изобразим дождь. Указательным пальчиком правой руки тихонечко стучим по левой ладошке. Теперь добавляем средний пальчик и двумя пальчиками стучим по ладошке. Дождик усиливается. Далее 3 пальчиками. 4 пальчиками. А теперь пошёл ливень. Хлопаем всей ладошкой. ( получаются аплодисменты)
П.: построить логическое рассуждение
К.: уметь выражать свои мысли
Л.: развивать чувство прекрасного
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
К.: уметь договариваться
Р.: выполнять последовательность необходимых операций
Л.: контролировать и оценивать процесс и результат Д.
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
К.: уметь выражать свои мысли
Р.: анализировать собственную работу
П.: контроль и оценка
Л.: формировать способность к самооценке
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
П.: построить логическое рассуждение, доказывать
К.: уметь выражать свои мысли
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
ребус
слайд 2
(Левитан «Золотая осень»)
проводит 1 ученик
слайд 3
слова записаны на доске
сигнальные карточки
учитель показывает гербарий на каждое слово
слайд 4
слова записаны на доске
слайд 5
самостоятельная работа
самопроверка
проводит учитель
слайд 6
слайд 7
читает хорошо читающий ученик
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
иллюстрации
-
Рефлексия (педагогическая). (5/)
П.: уметь структурировать знания
5. Итог. (4/)
-Ребята, наше путешествие по волшебному лесу подошло к концу.
- Вспомните цель занятия? -Перед вами три листочка: красный, жёлтый, зелёный. Если вы достигли цели, то положите на край стола зелёный лист, если в чём то сомневаетесь - жёлтый, а если у вас осталось ещё много вопросов, то красный. А я пройду и посмотрю.
- С чем же мы встретились в волшебном лесу?
- Назовите повстречавшиеся буквы гласных звуков.
- Почему их называют гласными?
Хором:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.
Спасибо за занятие!
Р.: удерживать цель деятельности до получения результата
Л.: формировать способность к самооценке
личностная рефлексия
слайд 12
Список использованной литературы
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002.
- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2003.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах /художники В.Х. Анаев, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 1998.
-
Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Л.Н. Елисеева. -5-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.