ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сынып жетекшісі мен ата-аналардың қызметтестігін ұйымдастыру.

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями.


Пфейфер Е.В., учитель начальных классов

Государственное учреждение

школа с профильной направленностью «Стикс»
Человека формирует семья и общество. Цель современного общества - воспитывать гармонично развитую, общественно-активную личность. Семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования. Влияние на ребёнка со стороны родителей тесно связано с их представлениями о ценностях, стилем отношений в семье. Положительные результаты воспитания возникают, когда родители живут интересами ребёнка, его проблемами, уважают его как личность. Семья должна участвовать в школьных делах; ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо разъяснять родителям, почему так, а не иначе учим мы детей. В свою очередь, и школа должна изучать современную семью. Семья изменилась, изменилась типология семьи, а мы подходим к ней со старыми мерками. Появились материально-ориентированные семьи, в которых основное внимание родители уделяют материальному благополучию и приучают детей относиться к жизни прагматически; антисоциальные семьи, влияние на детей в которых преимущественно негативно. Учителя подчас не знают, как общаться с родителями, а ведь с разными родителями надо общаться по-разному. Часто конфликтным ребёнок становится не в школе, противоречия в его поведении уже заложены в семье, и эти проблемы надо поднимать и решать. И всё же, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направленно на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы. Физиологическое воспитание:

  • Физиологические особенности младших школьников;
  • Значение режима дня в жизни младшего школьника;
  • Что надо знать о половом созревании детей;
  • Компьютер - друг или враг моему ребенку ?
  • Здоровье ребенка - основа успешности в учении;
Культурно-нравственное воспитание:
  • Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
  • Права и обязанности ребенка;
  • Связь поколений и ее значение в воспитании детей;
  • Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями;
Психологическое воспитание:
  • Психология младшего школьника;
  • Основы построения общения с младшим школьником;
  • Особенности адаптации ребенка к школе;
  • Игра и игрушка в жизни младшего школьника;
  • Что делать, если ребенок говорит «Не хочу!»;
  • Страхи ребенка. Что за этим стоит?
  • Если ребенок одинок…
Семейное воспитание:
  • Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности;
  • Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких;
  • Праздники в доме. Какими им быть ?
  • Конфликты в семье и искусство их преодоления;
  • Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи;
  • Книга в жизни семьи и ребенка;
  • Дружба в жизни старших и младших членов семьи;
Школьное воспитание:
  • Как научить ребенка учиться;
  • Школьный учебник. Как с ним работать дома?
  • Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
  • Как научить ребенка учиться?
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями. Формы взаимодействия:
  • Индивидуальные: консультационные встречи ( с учителями-предметниками, администрацией, классным руководителем), беседы, посещения на дому
  • Групповые: родительские собрания, конференции, встречи, вечера вопросов и ответов, экскурсии, праздники, «круглые» столы, презентации, дни открытых дверей
Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, которые уже имеют старших детей, то в таком случае они многое знают и практически,и теоретически о том, что означает иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего педагогического опыта. В течение всего учебного года классный руководитель обязан провести четыре родительских собрания. Но практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше, это касается, в первую очередь, начальной школы и связано с конкретными проблемами, с которыми сталкиваются родители в начальной школе. Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце. Формы родительских собраний:
  • Текущие (результаты успеваемости, проводимых мероприятий, праздников);
  • Тематические (обсуждение актуальной темы);
  • Итоговые (подведение результатов развития детского коллектива за определённое время): праздники, костры, походы, торжественные собрания.
Основные этапы подготовки родительского собрания.
Этап 1. Выбор темы собрания
  • Определить тему, цель, повестку собрания;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Проведение микроисследования;
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания
  • Информация общего характера;
  • Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность);
  • Психолого-педагогическое просвещение;
  • Обсуждение организационных вопросов;
  • Индивидуальные консультации с родителями.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания
  • Сделать выводы, раздать памятки;
  • Сформулировать необходимые решения;
  • Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов.
4.4.Рекомендации по проведению родительских собраний
  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
4.5.Советы по проведению родительского собрания
  • Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания;
  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
  • Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки;
  • Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее;
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей;
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек»;
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
На собрании не стоит:
  • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих;
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  • Давать негативную оценку всему классу;
  • Переоценивать значение отдельных предметов;
  • Избирать для общения назидательный тон.
4.6.Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс.
  • С хорошего начать и хорошим закончить;
  • Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;
  • О плохом сказать в общем, не называя фамилий;
  • В плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всех;
  • О хорошем - при всех, о плохом - индивидуально;
  • Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилий;
  • Представление детей по номинациям;
  • Анализ дел (отметить каждого).
Каким бы по содержанию ни было родительское собрание, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий. Для того, чтобы родительское собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально. Большое значение классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит сформировать у родителей интерес к участию в собрании, ответственность и потребность в участии в делах классного коллектива. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей

Список литературы:
  1. Н.И.Дереклеева. «Родительские собрания», «ВАКО», Москва, 2004 г
  2. Журнал «Начальная школа», № 8,10, 2008 г








© 2010-2022