- Преподавателю
- Начальные классы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пфейфер Е.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сынып жетекшісі мен ата-аналардың қызметтестігін ұйымдастыру.
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями.
Пфейфер Е.В., учитель начальных классов
Государственное учреждение
школа с профильной направленностью «Стикс»
Человека формирует семья и общество. Цель современного общества - воспитывать гармонично развитую, общественно-активную личность. Семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования. Влияние на ребёнка со стороны родителей тесно связано с их представлениями о ценностях, стилем отношений в семье. Положительные результаты воспитания возникают, когда родители живут интересами ребёнка, его проблемами, уважают его как личность. Семья должна участвовать в школьных делах; ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо разъяснять родителям, почему так, а не иначе учим мы детей. В свою очередь, и школа должна изучать современную семью. Семья изменилась, изменилась типология семьи, а мы подходим к ней со старыми мерками. Появились материально-ориентированные семьи, в которых основное внимание родители уделяют материальному благополучию и приучают детей относиться к жизни прагматически; антисоциальные семьи, влияние на детей в которых преимущественно негативно. Учителя подчас не знают, как общаться с родителями, а ведь с разными родителями надо общаться по-разному. Часто конфликтным ребёнок становится не в школе, противоречия в его поведении уже заложены в семье, и эти проблемы надо поднимать и решать. И всё же, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направленно на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы. Физиологическое воспитание:
- Физиологические особенности младших школьников;
- Значение режима дня в жизни младшего школьника;
- Что надо знать о половом созревании детей;
- Компьютер - друг или враг моему ребенку ?
- Здоровье ребенка - основа успешности в учении;
- Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
- Права и обязанности ребенка;
- Связь поколений и ее значение в воспитании детей;
- Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями;
- Психология младшего школьника;
- Основы построения общения с младшим школьником;
- Особенности адаптации ребенка к школе;
- Игра и игрушка в жизни младшего школьника;
- Что делать, если ребенок говорит «Не хочу!»;
- Страхи ребенка. Что за этим стоит?
- Если ребенок одинок…
- Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности;
- Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких;
- Праздники в доме. Какими им быть ?
- Конфликты в семье и искусство их преодоления;
- Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи;
- Книга в жизни семьи и ребенка;
- Дружба в жизни старших и младших членов семьи;
- Как научить ребенка учиться;
- Школьный учебник. Как с ним работать дома?
- Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
- Как научить ребенка учиться?
- Индивидуальные: консультационные встречи ( с учителями-предметниками, администрацией, классным руководителем), беседы, посещения на дому
- Групповые: родительские собрания, конференции, встречи, вечера вопросов и ответов, экскурсии, праздники, «круглые» столы, презентации, дни открытых дверей
- Текущие (результаты успеваемости, проводимых мероприятий, праздников);
- Тематические (обсуждение актуальной темы);
- Итоговые (подведение результатов развития детского коллектива за определённое время): праздники, костры, походы, торжественные собрания.
Этап 1. Выбор темы собрания
- Определить тему, цель, повестку собрания;
- Изучение научно-методической литературы;
- Проведение микроисследования;
- Информация общего характера;
- Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность);
- Психолого-педагогическое просвещение;
- Обсуждение организационных вопросов;
- Индивидуальные консультации с родителями.
- Сделать выводы, раздать памятки;
- Сформулировать необходимые решения;
- Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
- Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания;
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки;
- Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее;
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей;
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек»;
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
- Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих;
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
- Давать негативную оценку всему классу;
- Переоценивать значение отдельных предметов;
- Избирать для общения назидательный тон.
- С хорошего начать и хорошим закончить;
- Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;
- О плохом сказать в общем, не называя фамилий;
- В плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всех;
- О хорошем - при всех, о плохом - индивидуально;
- Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилий;
- Представление детей по номинациям;
- Анализ дел (отметить каждого).
Список литературы:
- Н.И.Дереклеева. «Родительские собрания», «ВАКО», Москва, 2004 г
- Журнал «Начальная школа», № 8,10, 2008 г