- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта работы учителя
Обобщение опыта работы учителя
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гришанина И.В. |
Дата | 16.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Гришаниной Ирины Васильевны
Проблема, над которой я работаю «Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока» 1. Актуальность и перспективность опыта Учителей школы не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику и ( сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. Ответы на эти вопросы мы видим в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении. Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Цель индивидуального подхода в обучении - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Интерес к современной начальной школе обусловлен теми серьезными изменениями, которые происходят в системе российского образования при переходе к новым образовательным стандартам. В соответствии с ФГОС в современной начальной школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными - должен овладеть учащийся. Овладение школьниками системой универсальных учебных действий определяет развитие психологических способностей, сформированность восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, высокую мотивацию к обучению, т.е. развитие личности ребенка в целом, а не только его учебных навыков. На первый план теперь выдвигаются проблемы, связанные, прежде всего, с развитием каждой конкретной личности с выявлением ее индивидуальности, а значит необычайно остро встает проблема дифференцированного подхода к обучению. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению названы обязательными в процессе обучения и воспитания. Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации . Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи : - Изучить теоретический материал по данной проблеме; - Определить условия эффективности внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников; - Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации; -Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения. 2. Условия формирования опыта На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической и педагогической литературы и изучение опыта работы коллег. Общий анализ психолого -педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории дифференциации обучения:
- Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
- Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
- Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
- Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
- Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
- обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
- объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика - необходимое условие работы;
- развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, рациональное умения умственного труда .
4. Технология опыта Работая по технологии дифференцированного и индивидуального обучения, я включаю эту работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках русского языка. На этапе подготовки к восприятию нового материала включаю дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки- помощники, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным предложить составить вопросы по изучаемой теме. В течение года организую индивидуальную работу с этими учениками. Главная цель работы - выявить пробелы в развитии, формировать общеучебные навыки, развивать речь, кругозор. На год составляю развивающую программу для индивидуальных занятий во внеурочное время с последующим контролем на уроке. На уроках дети получают задания, связанные с материалом дополнительных занятий, таким образом, не только закреплялись знания ученика, но и моделировалась ситуация успеха, так необходимая для ребенка тревожного, неуверенного в своих силах.
Приведу примеры дифференцированных дополнительных заданий.
Русский язык:
-
«Имя существительное, как часть речи в 3-4 классе.
Подберите синонимы, определите склонение, падеж: радость, талант, работа, храбрость, желание, горе.
-
Морфологический разбор имени существительного,
- При изучении тем «Главные и второстепенные члены предложений» в 3 классе предлагается следующее задание:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98de209b-858f-4ed1-9b04-62fe81ae21cf/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_074%5D.swf
1 уровень Спиши предложения и выдели в них главные члены. Однажды родители подарили Коле щенка. Пушистый щенок быстро привязался к Мальчику. Он повсюду бегал за своим хозяином.
2 уровень Дополни пропущенные слова. Подчеркни члены предложения. Дует холодный северный …. Белые пушистые … падают на землю. Наступила… зима.
3 уровень Составь предложения по схеме. Где? ═ какой? ─ . ─ как? ═ от кого?. Какой? ─ ═ чем?.
- Имена прилагательные (обобщение)
- Выделите словосочетания с именами прилагательными.
- Выделите словосочетания с именами прилагательными.
- Разберите первое предложение по членам предложения.
Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка "Как работать над орфографическими ошибками":
- Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
- Устно объясни правописание.
- Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки)
- Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение (мороз, морозный, заморозит, морозный день)
- Безударные гласные в корне:
- Прочитай слово
- Поставь ударение
- Выдели корень
- Подбери проверочное
- Напиши слово, вставь букву
- Обозначь орфограмму
1 группа- Измени слова так, чтобы безударный гласный ударным. Запиши, выдели корень. Л.са, п.ля, г.ра, р.ка, д.жди, б.рега. 2 группа- Спиши, вставляя пропущенные буквы в скобках напиши проверочное слово. Выдели в словах с пропущенными буквами корень. Солнце село, но в л.су ещё св.тло. птицы в.село щ.бечут. блестит м.л.дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам д.ревьев. 3 группа- Составь из слов предложения. Запиши их, выделяя в словах с пропущенными буквами корень. В скобках напиши проверочное слово. Л.су, осеннем, в, т.шина, ст.ит, птичьих, не слышно, г.л.сов. Пож.лтели. и, листья, с, осыпались, д.ревьев. Скоро, з.ма, белым, завьюжит, к.вром. Например, при изучении темы «Родственные слова».
1 уровень Напиши ряд родственных слов, исключив лишнее слово. Выдели корень. Нос, носильщик, носик, носатый. Час, часок, часть, часовщик. Гусь, гусята, гусеница, гусыня. Циркуль, цирк, цирковой, циркач.
2 уровень Запиши пары родственных слов. Выдели корень. Лес - лесник, стена - гвоздь, река - плот, кот - котик, сад - садовый, поле - полюшко, дом - домашний, гриб - грибной, дом - дым, обед - стол.
3 уровень Закончи предложения, вставив подходяще по смыслу слово. Выделите общую часть родственных слов. Уч…тель - это человек, который … Стр…итель - это человек, который … Б…ксер - это человек, который … Сп…ртсмен - это человек, который …
Окружающий мир. 1 группа - нарисовать домашнее животное, подобрать загадки 2 группа - описать жизнь и повадки домашнего животного
3 группа - написать мини-сочинение, используя дополнительные источники, составить презентацию «Мой четвероногий друг»
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23398545-7228-4680-8020-1d5c8bc95b87/%5BBIO11_01-12%5D_%5BPD_01%5D.swf Литературное чтение При подготовке домашнего задания по чтению: 1 группа - выразительное чтение рассказа. 2 группа - подготовить план пересказа. 3 группа - приготовить инсценировку отрывка и подготовить материал о писателе. На уроках чтения использую групповую работу при проверке д/з - чтение наизусть. Класс делится на группы, выбираются эксперты, которые оценивают учащихся, если находятся дети, которые не согласны с отметкой, то они отвечают у доски и их оценивает учитель. Математика
Дифференциация учебных задач по уровню творчества
"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"
Задание для 1-й группы: "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".
Задание для 2-й группы: "Решите задачу двумя способами".
Задание для 3-й группы: "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".
Интерактивная игра « Помоги муравью добраться до дома» с числами до 100
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27a044a8-1339-4b08-83c0-48d1c42fa8b3/ResFile.SWF
Внедрение зачётной системы по определённым темам. Можно выбрать консультантов (к кому можно обратиться за помощью), экспертов, которые будут принимать ответы. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого ребёнка, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
5. Результативность опыта Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня. Я считаю, что современные образовательные технологии, используемые мной в педагогической деятельности, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы: участие ребят в предметных олимпиадах и конкурсах:
Российский уровень: Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» 1 место по школе: Балабанова Алина (2011 г) 1место в школе, 1 место в регионе: Прошина Алина (2014г) Всероссийский дистанционный конкурс « Умка» по окружающему миру (2014 г) 1 место: Козлов Дмитрий 2 место: Меркулова Анастасия Всероссийский конкурс « Я энциклопедиЯ» по окружающему миру.( 2014г) 1 место: Меркулова Анастасия.( 2014г) Всероссийский дистанционный конкурс « Мир Знаний» по окружающему миру Диплом третьей степени: Барабанов Кирилл ( 2014г) Всероссийская дистанционная олимпиада по математике среди 3-4 классов « Юный математик» 1 место: Меркулова Анастасия ( 2014 г) Международный уровень: Международный интеллектуальный интернет-марафон «Эдуконец» среди учащихся 2-х классов. 1 место» Меркулова Анастасия ( 2014г) Международная дистанционная олимпиада по математике проекта « Инфоурок» 3 класс 1 место: Меркулова Анастасия.( 2014г ) 2 место: Барабанов Кирилл по русскому языку (2015г) 1 место: Костантинова Дарья по математике ( 2015г ) 2 место: Чегирёв Даниил по окружающему миру ( 2015г) 2 место: Казаков Вадим по литературному чтению ( 2015 г) Муниципальный уровень: Муниципальная олимпиада по русскому языку среди 3-4классов Призёр: Елаева Валерия. ( 2014г ) 6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта заключаются в пересмотре накопленного опыта и выборе наиболее соответствующей задачам технологии обучения (отбор оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса).
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :
- Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.
- Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
- Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины - следственные связи, делать обобщения и выводы.
7. Адресность опыта Представленный мною материал может быть использован педагогами в индивидуально-дифференцированной работе с младшими школьниками для стимуляции образовательной деятельности. Познакомиться с моими наработками можно на моих сайтах:
Pro Шkоlu.ru: proshkolu.ru/user/grishanina64/folder/ soc.edurm.ru/users/grishaninairina
atemar.su/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=35
lamroo.edurm.ru/Vneklassn.htm
Заключение. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно иногда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Приложения: 1. Урок чтения в 1 классе по теме « Буква «М», звук « М»
2. Мастер-класс « Инновационные технологии организации
учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
« Проектная работа на уроках русского языка с целью
повышения качества образования в условиях введения ФГОС»
soc.edurm.ru/users/grishaninairina
3.Урок русского языка в 3 классе по теме ««Предлоги и приставки» atemar.su/index.php?option=com_remository&Itemid=30&func=search