Урок по литературному чтению на тему Шуточные народные песни. Хороводная песня Я посею, я посею. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Болоховская средняя общеобразовательная школа №1»



Литературное чтение

2 класс

Урок по теме:

«Шуточные народные песни.

Хороводная песня «Я посею, я посею»».

(по учебнику Г.М. Грехнёвой «Литературное чтение»)






Подготовила и провела во 2 классе

Истомина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов


Цели урока:

  • продолжить работу с жанром шуточной народной песни;

  • знакомить со старинным русским бытом (хороводы);

  • учить характеризовать персонажа по его поступкам;

  • продолжать работу над средствами создания речевой выразительности;

  • продолжать работу по развитию речи;

  • развивать эмоциональный мир ребёнка;

  • способствовать творческому развитию личности;

  • воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, к его прошлому.

Оборудование: мультимедиа, телевизор.





Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать шуточные народные песни. Мы познакомимся с одним из жанров шуточных народных песен - хороводные песни.

- Какие песни называются народными? (песни, которые сочинил народ)

- Когда они появились? (очень давно)

- Почему мы изучаем, читаем эти песни, ведь современных песен очень много?

Читая песни, мы узнаём о прошлом, о старинных обычаях, праздниках и не перестаём удивляться красоте родного языка.

III. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (русскую шуточную народную песню «Воробей пиво варил»)

- Назовите персонажей этой песни. (воробей, сова)

Одним из персонажей песни, которую мы сегодня будем изучать, является воробей. Народ постоянно проявляет интерес и внимание к этой птичке. И не удивительно, ведь воробей живёт всё время рядом с человеком. Поэтому воробей - «герой» многих фольклорных произведений: пословиц, загадок, потешек, шуточных песен.

- Вы дома готовили фольклорные произведения, героем которых является воробей. Давайте послушаем, что вы подготовили. (учащиеся читают пословицы, загадки, потешки, дразнилки о воробьях)

Пословицы.

1) Не робей, воробей, дерись и с вороной.

2) Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.

3) Зайцу да воробышу, а третьему - приёмышу нет житья на свете хуже.

Загадка.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

На полях ночует,

Коноплю ворует.

Потешки.

1) Вот сказали, воробья не слыхать,

Вот сказали, воробья не видать,

Не видать его, не видывать,

Его голосу не слыхивать.

А воробушек по улице идёт,

В левом крылышке скрипочку несёт,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

2) Андрей - воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок.

3) Синичка, синичка,

Воробью сестричка.

Воробей - воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Своим носом.

4) - Чив-чив, воробей,

Сбегай грядки полей!

- Нет, папенька!

Нет, маменька!

- Чив-чив, воробей,

В крыше дырку забей!

- Нет, папенька!

Нет, маменька!

- Чив-чив, воробей,

Самовар подогрей!

- Нет, папенька!

Нет, маменька!

- Чив-чив, воробей,

Сядь за стол поскорей!

- Мигом, папенька!

Сел я, маменька!

Дразнилки.

1) Андрей - воробей,

Не гоняй голубей.

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

2) Чили, чили,

Воробей!

Клюй, клюй -

Конопель!

- Ещё вы подготовили рисунки, на которых постарались изобразить воробья. (рассматривание выставки рисунков)

- Какой воробей на рисунках? (реальный, сказочный)

IV. Работа по теме урока.

1) Знакомство с песней.

- Подошло время познакомиться с новой шуточной народной песней «Я посею, я посею».

- Вам интересно её послушать? Тогда откройте учебник на с. 98.

(Учитель читает песню).

2) Словарная работа (гербарий, картинка).

Лён - травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян - масло.

Конопель - конопля - травянистое растение, стебли которого идут на изготовление грубого прядильного волокна, а семена - на масло.

(Дети читают песню).

3) Анализ произведения по вопросам.

- Это песня шуточная. А в чём шутка?

- Каким народ изобразил воробья в этой песне? (воришка)

- Почему? У кого в произведениях во время проверки домашнего задания прозвучало, что воробей - вор?

- Здесь мы имеем дело с народной наблюдательностью. Существуют правдивые доказательства, что воробей именно такой.

4) Сообщение учащегося о воробье (воробей - вор).

Самая знаменитая птица - обыкновенный домовый воробей, его знают все. Нет, он не домашний, а именно домовый: живёт самостоятельно, но близко к людям.

Человек уже хорошо знает воробьёв: знает, что они едят и где живут, как ведут себя в разных условиях. Но не знает (вернее, не может никак решить), полезна для нас эта птица или нет.

Немало вреда приносит воробей в нашей стране. Нападает на посевы зерновых, подсолнечника, конопли, расклёвывает почки фруктовых деревьев, уничтожает ягоды, ворует зерно. Недаром его зовут воробей - «вора бей».

5) Чтение учащегося отрывка из произведения Александра Ивановича Куприна.

«Удивительная птица этот воробей: юркий плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал».

- Так с доброй улыбкой писал А.И. Куприн о воробьях.

6) Работа над выразительным чтением.

- На сколько частей можно разделить эту песню? (4)

- Какие это части? (1) посев льна; 2) вор - воробей; 3) расправа с воробьём; 4) больше так не будет)

- С одинаковым ли настроением надо читать все эти части? (нет)

- Какое настроение выражено в каждой части? (1) радостное; 2) грустное; 3) сердитое; 4) гнев переходит на успокоение)

- Попробуйте прочитать эту песню, передавая смену настроения. (дети читают песню выразительно)

7) Рассказ учителя «Хороводная песня».

Русская народная песня «Я посею, я посею» - хороводная. Эту песню пели, когда водили хороводы. Вы впервые встречаетесь с этим жанром на уроках литературного чтения. Однако слово «хоровод» звучало на уроках музыки. Что же такое хоровод? Я хочу предоставить слово учителю музыки.

8) Рассказ учителя музыки (видеозапись).

Слово «хоровод» произошло от слова «хор». Это древний вид искусства, который есть у каждого народа.

Хоровод - это танец, движение (чаще всего по кругу). Но это и пение, и игра на музыкальных инструментах, под которые танцевали.

Хороводы имели широкое распространение как массовое игровое действие. Элементы театрального действия в хороводе заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актёров», которые в середине круга показывали действие. Но часто действие разыгрывалось и всеми участниками хоровода.

Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить две группы:

хороводы - игры

хороводы - пляски

9) Учитель:

- К какой из этих групп относится песня «Я посею, я посею»? (хороводы - игры)

- Почему вы так решили?

- Чем интересна эта песня по своему построению? (постоянные повторы)

- Зачем народ в песне повторяет по нескольку раз одни и те же выражения?

Повторы замедляют действие, и песня исполняется дольше; повторы создают ритм, под который удобно ходить, двигаться в хороводе.

Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки рощ, луговины за околицей. Когда же наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках так же исполнялись хороводные песни.

- Давайте исполним эту песню. Устроим «посиделки».

(Чтение этой песни перед доской: 6 человек по 3 строчки).

10) Продолжение беседы о воробьях.

- Как вы относитесь к воробью, который встретился в песне «Я посею, я посею»? Почему?

11) Рассказ учителя.

Мы привыкли к нашим воробьям - невзрачным, сереньким, шумливым, таким обыкновенным - и мало обращаем на них внимание, редко задумываемся об их житье - бытье. А ведь жизнь воробьёв - постоянная и очень трудная борьба за существование.

12) Сообщение учащегося о пользе воробья.

В Соединённых Штатах, в городе Бостоне, поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады и огороды вокруг города от вредителей, в частности от гусениц. В некоторые страны мира специально завозят воробьёв для спасения растений от насекомых - вредителей. Ещё эта птица вносит очень серьёзный вклад в защиту культурных растений. По приблизительным подсчётам специалистов, стая воробьёв в тысячу птиц за один месяц уничтожает восемь килограммов семян сорняков.

Полезен воробей или вреден? В природе нет вредных и полезных. В природе все нужны.

13) Разыгрывание «хоровода» «А я по лугу».

- Знаете ли вы ещё народные игры - хороводы с персонажами - животными, которые сопровождались песнями?

- Откуда вам известна эта игра - хоровод?

- Мне очень интересно её посмотреть. Может быть, вы исполните хороводную песню «А я по лугу», разыграете её.

14) - Найдите сходство песни «А я по лугу», которую вы сейчас исполняли, с песнями «Воробей пиво варил» и «Я посею, я посею».

15) - В начале урока я не случайно обратила ваше внимание на то, когда появились народные песни. Они не только сохранились и дошли до наших дней, но и часто звучат в исполнении современных ансамблей. Давайте посмотрим выступление ансамбля «Русская песня».

(видеозапись)

V. Итог урока

- С какой песней мы познакомились сегодня на уроке?

- Какая это песня?

- Почему она называется «хороводная»?

VI. Домашнее задание

с. 98 - выучить песню наизусть, в семье попробовать её разыграть; познакомиться ещё с одной хороводной песней (у каждого песня на листочке).

© 2010-2022