Пояснительная записка. Русский язык. Канакина (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - Планируемых результатов начального общего образования, - основной образовательной программы Школы; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189); - учебного плана МБОУ «СОШ №1» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); - фундаментального ядра содержания общего образования; - программы формирования универсальных учебных действий; - примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х частях. -М.: Просвещение, 2010; - авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский языка», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.


В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащих­ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логи­ческого мышления учащихся; социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции уча­щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен­ностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности различных разделов курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Разделы учебника «Русский язык. 2 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределены между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место - является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Форма организации образовательного процесса - Классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: - развивающее обучение; - обучение в сотрудничестве; - проблемного обучения; - развития исследовательских навыков; - информационно-коммуникационных навыков; - здоровьесбережение; - и др.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.







Содержание программы
Наша речь. Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог. Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль. Части текста. Предложение. Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Развитие речи. Слова, слова, слова… Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки. Правописание слов с безударными согласными. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак. Рассказ по серии картинок. Обучающее изложение. Рассказ по репродукции картины. Части речи. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Одушевленные о неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст - повествование и роль в нем глаголов. Сочинение по картине. Составление текста- повествования. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Местоимение как часть речи. Текст - рассуждение. Редактирование текста. Предлог. Предлог как часть речи. Повторение и систематизация изученного.
















Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

· представление о своей этнической принадлежности;

· развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;

· представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

· осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

· осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

· представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

· положительное отношение к языковой деятельности;

· заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

· этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

· развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

· представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.




Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия


· принимать и сохранять цель и учебную задачу;

· высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

· планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

· учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;

· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

· проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

· понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

· выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные УУД


· осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

· воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

· осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

· пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

· осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

· составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

· составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

· анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

· осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

· ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

· обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.


Коммуникативные УУД


· слушать собеседника и понимать речь других;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

· выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

· задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

· признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

· формулировать собственное мнение и аргументировать его;

· работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;



Предметные результаты


· понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

· воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

· понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

· первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

· начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

· овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

· применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

· первоначальные умения проверять написанное;

· овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

· формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

· понимать - предложение - это основная единица речи;

· понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

· различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

· оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

· различать главные члены предложения;

· понимать - слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

· различать словосочетание и предложение;

· понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

· понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

· понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

· давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

· понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

· различать деление слов на слоги и для переноса;

· понимать влияние ударения на смысл слова;

· различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

· понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

· верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

· составления предложений на заданную тему;

· употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

· оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

· самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

· орфографической грамотности речи учащихся;

· проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

· деления слов на слоги и переноса слов;

· правильного написания слов с буквой Й;

· обозначения мягкости согласных на письме;

· написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

· употребления прописной буквы в именах собственных;

· работы со словарём (использование алфавита);

· каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

· письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

4

2

Текст

5

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова

22

5

Звуки и буквы

34

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7

Части речи

47

8

Повторение

17

Итого:

170

Количество контрольных работ.

Контрольные диктанты:

13

Контрольные списывания

4





Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. и др. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс. - М. Просвещение, 2010. 2. Горецкий В. Г., Канакина В.П. Русский язык: учебник. 2 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012. 3. Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс: пособие для учащихся общеобразов. организ. - М.: Просвещение, 2014. 4. В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2014. 5. Диктанты и изложения. 1 - 4 классы / сост. Н.Г.Кувашова. - изд.2-е. - Волоград: Учитель, 2014. 6. Русский язык: поурочные разработки: технологические карты уроков: 2 класс: пособие для учителей общеобразов. учрежд. / И.А. Бубнова, Ю.И. Архипова, Н.И. Роговцева. - М.: СПб.: Просвещение, 2014. 7. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. - М.: ВАКА, 2013.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска Компьютер.
Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого т др. и «Русский язык» В.П. Канакиной (СД)
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

1


© 2010-2022