- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Я - гражданин и патриот
Программа внеурочной деятельности Я - гражданин и патриот
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисенко Л.В. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Ставрополя
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно - нравственного направления
«Я - гражданин и патриот»
для 3 класса
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9 - 10 лет
Количество часов: 34 ч
Автор - составитель:
Борисенко Людмила Владимировна МБОУСОШ №7 г. Ставрополь
г. Ставрополь, 2013
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, так как духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания. Дети - будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями, обществом воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я». Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог. Школьная жизнь полна впечатлений. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Цель данного курса:формирование у детей положительной системы духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям,гармонично развитой личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих. Задачи:
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
- формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним, а также отношения к семье как основе российского общества;
- воспитание любви к своему Отечеству, уважения к прошлому своих предков желания сохранять культурное и историческое наследие;
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- создание условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики;
- приобретение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- формирование у школьника активной деятельностной позиции.
Особенности программы Данная Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- личное нравственное самосовершенствование.
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и другие;
- деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами всей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, одарённости и склонности к различным видам деятельности.
«Я и моя семья» - 9 ч
«Я и мой город» - 9ч
«Я и мой край» - 8ч
«Я и моя страна» - 8ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
Личностныерезультаты У обучающегося могутбыть сформированы:
- положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
Предметныерезультаты Обучающийсяполучит возможность научиться:
- участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- готовитьнебольшие сообщения о достопримечательностях города, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
- соблюдатьморально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- составлять родословную своей семьи.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) и сохранять до конца познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением;
- ставитьпознавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлятьпоиск информации, необходимой для решения поставленных задач, из различных источников, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения поставленных задач, включая Интернет;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятиях.
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
- оперировать в речи, правильно (адекватно) используя естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважатьпозицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работына заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- конкурсы, праздники, творческие мастерские;
- беседы, диспуты, викторины;
- коллективные творческие дела;
- соревнования;
- экскурсии.
Учебно - тематическое планирование
№
п/п
Разделы/темы
Всего часов
Теоретические часы
Практические часы
I
«Я и моя семья»
9
1
«Семья и семейные ценности»
1
1
2.
«Моя фамилия»
1
1
3
«Родословная моей семьи»
1
1
4
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
1
1
5
«Дом, в котором я живу или хотел бы жить»
1
1
6
«Профессии моих родителей»
1
1
7
«Моя мама лучше всех»
1
1
8
«Бабушка рядышком с дедушкой»
1
1
9
«Папа может всё что угодно»
1
1
II
«Я и мой город»
9
10
Экскурсия в городской музей.
1
1
11
«1001 в России». Просмотр фильмов о городе Ипатово.
1
1
12
Конкурс рисунков. «Мой любимый уголок»
1
1
13
Акция «Посылка солдату»
1
1
14
Памятные места города. Аллея славы.
1
1
15
«Воинам - афганцам посвящается»
1
1
16
«Чечня - наша память и боль»
1
1
17
«Мой город в годы ВОВ»
1
1
18
Конкурс знатоков «Знай и люби свой город»
1
1
III
«Я и мой край»
8
19
«Край в котором я живу»
1
1
20
Символика края. Гимн. Герб. Флаг.
1
1
21
Народы, населяющие наш край.
1
1
22
Экскурсия в г. Ставрополь.
1
1
23
Ставрополье в военные годы.
2
1
1
24
«Мой край задумчивый и нежный»
1
1
25
Занимательное краеведение.
1
1
26
«Мой дом - моя семья»
1
IV
«Я и моя страна»
8
27
«Символы России»
1
1
28
«Мои права и обязанности»
1
1
29
«С чего начинается Родина»
1
1
30
«Москва - столица России»
1
1
31
« Во имя Победы!»
Ратный и трудовой подвиг народа в годы ВОВ
1
1
32
«Этот день Победы!»
1
1
33
«Дети и война»
1
1
34
Конкурс рисунков «Широка страна моя родная»
1
1
Содержание программы:
«Я и моя семья»
-
«Семья и семейные ценности»(1ч)
Понятия: семья, ценности, традиции.
Беседа с элементами размышления.
-
«Моя фамилия»(1ч)
Понятия: имя, фамилия, отчество.
Деловая игра.
-
«Родословная моей семьи»(1ч)
Понятия: родословная, генеалогическое древо.
Составление родословной. Проектная работа.
-
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»(1ч)
Понятия:сын, дочь, родители.
Беседа.
-
«Дом, в котором я живу или хотел бы жить»(1ч)
Понятия: отчий дом, архитектура.
Творческая работа.
-
«Профессии моих родителей»(1ч)
Понятия: профессия.
Устный журнал.
-
«Моя мама лучше всех»(1ч)
Коллективное творческое дело. Концерт ко дню матери.
-
«Бабушка рядышком с дедушкой»(1ч)
Коллективное творческое дело. Концерт ко дню пожилого человека.
-
«Папа может всё что угодно»(1ч)
Спортивные соревнования ко Дню защитника отечества.
«Я и мой город»
-
Экскурсия в городской музей. (1ч)
-
«1001 в России». (1ч)
- Конкурс рисунков. «Мой любимый уголок» (1ч)
-
Акция «Посылка солдату» (1ч)
-
Памятные места города. Аллея славы.(1ч)
- «Воинам - афганцам посвящается» (1ч)
- «Чечня - наша память и боль»(1ч)
- «Мой город в годы ВОВ»(1ч)
- Конкурс знатоков «Знай и люби свой город»(1ч)
«Я и мой край»
-
«Край в котором я живу»(1ч)
- «Символика края. Гимн. Герб. Флаг».(1ч)
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов Прослушивание гимна.
-
«Народы, населяющие наш край».(1ч)
Понятия: национальность, толерантность.
Устный журнал.
-
Экскурсия в г. Ставрополь.(1ч)
Понятия: достопримечательности, памятные места.
-
Ставрополье в военные годы. (2ч)
Понятия: война, солдат, защитник.
Заочное путешествие.
-
«Мой край задумчивый и нежный»(1ч)
-
Занимательное краеведение.(1ч)
- «Мой дом - моя семья» (1ч)
«Я и моя страна»
-
«Символы России». (1 ч)
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов
Экскурсия в школьный музей.
-
«Мои права и обязанности» (1ч)
Понятия: Конституция РФ, Конвенция по правам ребёнка.
Беседа с элементами размышления.
-
«С чего начинается Родина?» (1ч)
Понятия: Родина, Россия, малая Родина.
Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»
Просмотр презентации.
-
«Москва - столица России» (1 ч.)
Понятия: столица, Кремль, Красная площадь, музеи.
Просмотр фильма «Дорогая моя столица».
5. « Во имя Победы!» (1ч)
Ратный и трудовой подвиг народа в годы ВОВ
Понятия: война, солдат, военный, ветеран, защитник.
Просмотр презентации. «Ратный и трудовой подвиг народа в годы ВОВ»
-
«Этот день Победы!»(1ч)
Понятия: война, солдат, герои, победа.
Конкурс стихов, посвящённых ВОВ.
-
«Дети и война» (1ч)
Понятия: пионеры - герои, подвиг.
Беседа. Доклады детей.
-
Конкурс рисунков «Широка страна моя родная»(1ч)
Творческая работа.
Перечень оборудования:
-
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный;
- цифровой фотоаппарат;
- цифровые носители информации.
Список литературы:
- Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
- Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
- Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004
- Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
- Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979.
- Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002
- Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
- ЖиренкоО.Е., ЛапинаЕ.В., КиселеваТ.В. Я - гражданин России!: «ВАКО». : - М.: - 2006.
- Калягин В.В. Баллада о земле Ипатовской. : Ставропольское издательство. : - 1984.
- Кругов, А.И., Кругова, С.А. Страницы истории края. : «Ставропольское книжное издательство». : - 2002.
Список литературы для учеников и родителей:
- Игумен Иоасаф (Полуянов) - Задачи воскресной школы и семейного воспитания.
- Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
- Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. : «ВАКО». : - М. : - 1980.
- Литература Ставрополья. : «Сервисшкола». : - Ставрополь. : - 2000. Учебник для начальной школы.
- Серия книг «История России». : «Белый город». : - М. : - 2006.
- Детская энциклопедия. / под общ. ред. Хинн О.Г.: М. : - 1998.
- Я познаю мир.