Конструкт урока по русскому языку на тему Род имён существительных ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Бредис Светлана Валерияус

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: «Род имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач

Задачи урока по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений и отношений : ученик - учитель; ученик - ученик;

Регулятивные: создать условия для развития мыслительных операции: анализа и синтеза, а также внимания, логического

мышления при введении новых знаний;

Познавательные: создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью .

Предметные (образовательные): способствовать формированию понятий «род имен существительных»; умения распознавать род имен существительных

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую

Основные методы: беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая.

Оборудование к уроку:

- слайд-фильм

•компьютер, мультимедийный проектор.
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века) - с.160 -162.
• Раздаточный материал - карточки


Оборудование учащихся: рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, фломастеры, альбомный лист ( на группу), карточки с заданиями (на группу)
Педагогический инструментарий: проблемно-поисковый, технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Урок с применением информационно-коммуникационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.








Планируемые результаты


  1. Личностные
  2. Метапредметные (УУД):
- личностные: - регулятивные: контроль, коррекция. прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). - познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. - коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
  1. Предметные общеучебные: знаково-символические - моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


Этап урока


Ход урока

Цифровые

ресурсы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

момент и психологический

настрой на работу.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, осознание ответственности за общее благополучие класса.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Прозвенел уже звонок-

Начинаем наш урок!

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

18 декабря.

Классная работа.

Слайд 1



Регулятивные:

волевая саморегуляция

Минутка чистописания

Цель: отработать красивое написание и правильное сочетание букв


Проводит параллель с ранее изученным материалом

  • Прочитай слова, пропиши только выделенные сочетания букв на 1 строке, но сначала проверьте правильность посадки, наклон тетради. При работе не забывайте указывать все элементы букв.


  • Местоимение, числительное, прилагательное.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют работу в тетради.

Кандышев М., Кузнецова Р. -соединения из проволоки.

Им сли ила

Местоимение, числительное, прилагательное.

Слайд 2

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Актуализация знаний

Цель : проверить знания обучающихся, формировать познавательный мотив.







Выявление места и причины затруднения.



Постановка учебной задачи.

Цель: Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.




Построение проекта выхода из затруднения (выбор способов).












Физминутка

Групповая работа

















Реализация построенного проекта.

Цель: сформировать у обучающихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения

Физминутка

Первичное

закрепление

Цель: закрепить знания, умения, навыки обучающихся по определению рода имен существительных.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности.



Д/задание


  • Что объединяет эти слова?

  • Назови недостающие.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Школа, дом, трава ,земля,

Любой предмет - всё это я.

Вот какая я часть речи удивительная

Называюсь я …


  • Охарактеризуйте имя существительное…

-Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном? (нет)

- В русском языке очень много разных "тайн", в том числе и об имени существительном.

Наша задача на уроке - раскрыть еще одну "тайну" данной части речи.

Следующее задание нам поможет в этом.

Итак, а сейчас посоветуйтесь в парах и разделите существительные на 3 группы


  • Стол, тарелка, ведро, море, дорога, бегемот.

-Что может являться основанием для деления слов?

-О каких из данных слов можно сказать, что «он, мой?» «она, моя?»

«оно моё?» ( записать на доску, закрыть

Запишите столбики слов.

Итак, что же является основанием для деления этих слов?

Выдвигает проблему. Организует диалог с учащимися, в ходе которого , формулирует тема и цели урока.

- Назовите тему урока.

- Что нового мы узнаем сегодня об имени существительном, определите учебную задачу на урок?


  • Как нам достичь поставленной цели?

  • Какого результата мы должны достичь ?

Задачи:

Учить_______________


  • Как и где узнать, что такое « род существительных»?

  • Во всех ли языках мира существует понятие «род»?

  • Мальчики подготовили для нас сообщение.( выступление)


  • Как определить какого рода существительное?


  • На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить…

Организует работу учащихся в группа по созданию проектов.

У вас на столах лежат карточки с заданиями для каждой группы, альбомный лист, фломастеры.

Ваша цель: выполнить задания на карточке, сделать выводы и оформить их в виде правила на альбомном листе.

Через 10 минут мы приступим к защите наших проектов. На защиту будет дана 1 минута. Поэтому вам нужно выбрать самое главное и определить выступающего от своей группы.





































Защита учебного проекта


















Организует самостоятельную работу.

Потренируемся определять род имен существительных.

Шапка, мороз, кино, музыка, пенал, карандаш, мороженое, шоссе, линейка.

Организует проверку.




Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.


Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Какое новое знание вы открыли об имени существительном?

Подводим итоги…

-Мы работали над темой…

-Перед нами стояла цель…

-Мы узнали о роде существительных…

-Мы научились…

-Нам нужно…

Оцените свою работу на уроке.

На столах у вас лежат стикеры, если у вас всё получилось - наклейте зелёную полоску, если материал вызвал затруднения, но вы смогли их преодолеть - жёлтую, если вам было очень трудно и у вас осталось много вопросов - красную.

Дает комментарий к домашнему заданию.

  • Выучить правило с. 160

  • С. 160 упр. 2


- это части речи.

Существительное, глагол, наречие,… союз, предлог, частица, междометие

Отвечают на вопросы учителя.

Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.

Работают в парах.

Он она оно

Мой моя моё


Выполняют работу в тетради.

Стол тарелка ведро

Бегемот дорога море

Выдвигают предположения

Высказывают свои предположения.

Род имен существительных.

- Познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных,

учиться определять род имён существительных

Отвечают на вопросы учителя

Выступают с сообщением Широких Дима, Мелентьев Дима


Работа в группах по созданию проектов.

1. Прочитай слова. Найди существительные. Как определить род существительных? Подбери слова - помощники. Распредели слова на группы по родам.

Трамвай, весёлый, кукушка, бегать, улыбаться, зеркало, по, весело, окно, в, или, нога, автобус, майка, девочка, снежный, прятать, платок, а, но, небо, корова, люблю.

Сделай вывод: чтобы определить какого рода существительное нужно:…….

2. Прочитай. Все ли слова тебе понятны? Какого рода существительные здесь записаны? Как определить род существительных? Распредели слова на столбики по родам.

Задира, грязнуля, сластёна, выскочка, забияка, непоседа, сирота, неряха, умница, недотрога.

Сделай вывод: В русском языке есть слова которые…

3. Прочитай. Определи в какой форме (начальной или косвенной) стоят существительные. Как определить род существительных? Распредели данные существительные по родам.

К котёнку, об улыбке, за домом, перед тропинкой, от лисицы, нет солнца, под землёй, по небу, о кролике, у петуха, с волком, за морем, из вёдра, с трубой, нет варенья.

Сделай вывод: Чтобы определить род существительного надо:…… 4.Прочитай. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания. Подумай, в чём особенность этих слов?

Фламинго, кенгуру, шоссе, кофе, какао, кино, эскимо, какаду, желе.

Есть (кто?что?)

Нет (кого?чего?)

Дать (кому?чему?)

Вижу (кого?что?)

Любуюсь (кем?чем?)

Думаю (о ком?очём?)

Сделай вывод: В русском языке есть слова которые…

5.Прочитай. Как определить род существительных? Определи род неизменяемых существительных.

Пальто, пони, шоссе, кофе, какао, кино, эскимо, меню, желе, какаду, пенальти, пюре, ателье, кенгуру, фламинго.

Сделай вывод: Чтобы определить род неизменяемого существительного :

6.Прочитай. Как определить род существительных? Определи род выделенных слов. Запиши их в нужный столбик.

Московское метро самое красивое в мире. Забавный кенгуру смотрел на нас любопытными чёрными глазками. Утром папа всегда пьёт крепкий чёрный кофе. Вчера мама купила нам вкусное эскимо. На север области было проложено широкое шоссе. Ребята нашего класса очень любят, когда на завтрак дают горячее какао. Розовый фламинго важно расхаживал по вольеру зоопарка. Утром в кафе выложили на столики новое меню. По парку нас катал маленький смышлёный пони.

Сделай вывод: Чтобы определить род неизменяемого существительного надо:

Выступление учащихся

Стих. Аня, Женя.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - моя:

моя ручка, моя тучка

и тетрадь моя.

Средний род - оно, моё:

Моё окно, село моё.

Самостоятельная работа учащихся в тетради.


Узнали, какого рода бывают имена существительные

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Записывают в дневник.

Слайд 3




Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6



Слайд 7

Слайд 8















Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11


Слайд 12




Слайд 13

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).



Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.



Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.















Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. управление поведением партнера;


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.


Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,




Познавательные:

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


© 2010-2022