Программа по внеурочной деятельности Краеведение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Краеведение» 4 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Закон «Об образовании» 2.Типовое положение об образовательном учреждении. 3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 11 февраля 2013 года № 26993). 4. Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от06 октября 2009г. №373». 5. Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 6.Рекомендации по организации обучения в первом классе четырезлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13 13 от 20.04.2001г.). 7. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 13 от 20.02.1999г.) 8. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14 15 от 19.11.1998г) 9. Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06. 2003г.) 10. Устав МБОУ «Виловатовская СОШ». 11. Программа развития МБОУ «Виловатовская СОШ» на 2011-2015 годы. 12. Примерной общеобразовательной программы История и культура народов Марий Эл, авторы Л.Е.Майкова, Г.И.Соловьева.

Общая характеристика В рамках курса «Краеведение» можно успешно решать важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и метапредметных универсальных способов действий; создание психолого-педагогических условий для индивидуального развития и др.

Специальное значение этого учебного предмета состоит в формировании у учащегося представлений об истории и культуре народов мари, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм, в создании условий для познания (и позиционирования) себя как носителя определенной культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков. Программа направлена на содержательное взаимодействие школы с семьей, с учреждениями дополнительного образования, культуры для построения логично развивающейся системы воспитания с разнообразными формами внеклассной и внешкольной работы. Основная цель предмета - формирование представлений об истории и культуре народов края, формирование и развитие социального опыта школьника. Ценностные ориентиры данной программы отражают целевые установки начального образования, а именно, формирование:

  1.  Основ гражданской идентичности посредством воспитания чувства сопричастности к истории и культуре народов мари, России;
  2.  Психологически комфортных условий общения, сотрудничества на основе доброжелательности, внимания и уважения к людям;
  3.  Ценностных ориентиров личности на основе принципов гуманизма;
  4.  Умения учиться, т.е. расширение и формирование мотивов познания и творчества, способности к организации своей деятельности; самостоятельности, инициативы и ответственности личности.
В результате изучения предмета у выпускника начального общего образования будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Место курса «Краеведения» в учебном плане Курс «Краеведение» рассчитан на 34 часа. Курс «Краеведение» носит пропедевтический характер и связан с изучением предмета «Окружающий мир». История родного края усваивается через деятельностный подход. Критериями оценки обучающихся являются умение определять общее и специфичное в Республике Марий Эл, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски. Танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно- прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные навыки проектной деятельности информационно-коммуникационных технологий. По окончании каждого курса ребята выполняют разноуровневые творческие, практические задания и выполняют поисково-исследовательскую работу.

Планируемые результаты

Личностные УУД предполагают формирование

  • - устойчивой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • - ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;
  • - основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
  • - ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • - основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; ориентации на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД - это умения:

  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • - оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче;
  • - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.;
  • - вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД реализуются в умении:

  • - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые);
  • - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • - строить сообщения в устной и письменной форме;
  • -смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов;
  • -высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД проявляются в умении:

  • - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ;
  • - допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • - задавать вопросы;
  • - формулировать собственное мнение.
Предметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование следующих знаний и умений:
  • объяснять, что такое Краеведение , что оно изучает;
  • называть государственные символы марийского края, символы республики;
  • ориентироваться на картах республики Марий Эл и России, называть соседей нашего края, людей разных национальностей, населяющих наш край;
  • называть достопримечательности края, города, района, фамилии и произведения марийских писателей;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе , домашних животных;
  • охранять природу родного края;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Республики марий Эл и Горномарийского района;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Результатами реализации программы «Краведение» у обучающихся должны быть: - усвоение комплексных знаний по предмету «Краеведение», понимание взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и наук, формирование целостного мировосприятия; - принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены, прочувствованы в ходе учебно-практической деятельности по курсу «Краеведение»; - формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма, т.е. ценностного отношения к родному краю, народам мари, России, к историко-культурному наследию Удмуртии; элементарных представлений об истории и культуре своего населенного пункта, городов Республики Марий Эл, о многообразии этнических традиций ценностей народов, проживающих в нашем регионе; опыта социальной и межэтнической, межкультурной коммуникации; - формирование и воспитание нравственных чувств, т.е. начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения у разных этнических, конфессиональных обществ республики Марий Эл: нравственно-этнического опыта взаимодействия с представителями разного возраста при выполнении учебно-практических задач; умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; -формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни, т.е. ценностного отношения к трудовым достижениям людей своего народа; ценностного и творческого отношения к учебе, труду; элементарных представлений о различных профессиях людей своего народа; первоначальных навыков творческого трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми; потребностей и начальных умений выражать себя в различных видах творческой деятельности; - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, т.е. элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического и нравственного на примере традиционной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл; - формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. элементарных представлений о бережном отношении к природе и культуре народов нашего края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой; - формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях, т.е. получение элементарных представлений о художественных ценностях, культур народов в ходе встреч с творческими людьми, в ходе экскурсий в музеи республики, посещения выставок и др.; умения наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, выражать красоту через художественные образы; первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.

Содержание

Содержание программы «Краеведение» отражает системный историко- этнокультурный подход к изучению родного края и обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся, формирования позитивного мировоззрения.

-Образовательная функция предмета заключается в формировании представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает психическое и личностное развитие школьника, формирование учебных и универсальных учебных действий, формирование и развитие эрудиции ребенка и предпосылок научного мировоззрения.

Воспитывающая функция нацелена на социализацию ребенка, на формирование духовно- ценностных ориентиров, нравственных и этических чувств, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.

Особенности построения программы При разработке данной образовательной программы были использованы следующие концептуальные особенности преподавания курса: - приоритет общечеловеческих ценностей, этническая и конфессиональная толерантность; - сохранение и развитие этнокультурной самобытности и культуры; - доступность, т.е. формы и методы работы с детьми, объем историко- этнографического материала соответствуют возрастным и психологическим особенностям восприятия школьного возраста; -преемственность со средним и старшим звеном образования; -приоритетность воспитательных задач; -единство урочной, внеурочной и внеклассной работы; -максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края, практические занятия в школьном музее, нетрадиционные уроки, экскурсии, выполнение творческих заданий совместно со взрослыми, направленные не только на усвоение учащимися программного минимума знаний, но и на получение прагматического опыта и впечатлений; - использование интерактивных форм и методов обучения; поисково-исследовательских методов обучения, проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№пп

Темы занятий

Кол-во часов

Формирование УУД

1 Республика Марий Эл на географической карте 1.Границы республики. Наши соседи. 2.Население республики. 3.Экскурсия в Этнографический музей под открытым небом

3 Личностные УУД: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ; формулировать собственное мнение. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

2 Край марийский - край лесной 4.Природные богатства Республики Марий Эл. 5. Кустарные промыслы 6. Художники республики о природе родного края

3 Личностные УУД: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата; основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.; вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

3 Моя семья. Родство. 7.История моей семьи 8.Семейные традиции и праздники 9.Писатели о семье

3 Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

4 Труженики села в прошлом и настоящем. 10.Земледелие и скотоводство в Марийском крае 11.труд современных хлеборобов. 12. Проект « Герои труда»

3 Личностные УУД: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ; формулировать собственное мнение. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.; вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

5 Первые писатели марийского края 13. С.Чавайн - основоположник марийской литературы. 14.Писатели моей родной стороны. 15.Экскурсия в музей им.Н.Игнатьева 16.Произведения современных писателей и поэтов.

4 Личностные УУД: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата; основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ; формулировать собственное мнение.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

6 Музыкальная культура народа мари 17.Композиторы Яков и Андрей Эшпай 18.Музыкальные инструменты марийского народа

2 Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.; вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

7 Народное искусство мари 19.Народная резьба по дереву 20.Лозоплетение. 21.

3 Личностные УУД: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата; основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

8 Театры нашего края 22. Академический русский театр драмы им. Г.Константинова 23.Посещение Горномарийского драматического театра

2 Личностные УУД: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

9 Знание - наше богатство. 24.Наш край в далеком прошлом. 25.Первые школы нашего района 26.Наша школа сегодня. 27.Посещение школьного музея.

4 Личностные УУД: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; Коммуникативные УУД: допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

10 Знакомство с городами Республики Марий Эл. 28. Путешествие по Волге. 29. Замок Шереметьева - архитектурный памятник. 30. Козьмодемьянск. История города. 31. Города Звенигово и Волжск 32. Дуб Пугачева- исторический памятник

5 Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.; вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

11 Праздники. 33.26 апреля - День национального героя.

1 Личностные УУД: ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата; основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; Коммуникативные УУД: допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

12 34. Итоговое занятие.

1


1


© 2010-2022