Конспект по литературному чтению 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа


Проект урока по литературному чтению

1в класс




Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…»






Выполнила:

Матвеева Нина Николаевна

Учитель начальных классов

1 категории МОУ ВСОШ

март 2010 год

Место урока в тематическом планировании.

Тема урока

Количество уроков по разделу

№ урока


Раздел 3. «Апрель, апрель! Звенит капель…»

4


1

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…»


1

2

Т. Белозеров «Подснежники».

С. Маршак «Апрель».


2

3

И. Токмакова «Ручей».

Е. Трутнева «Когда это бывает?»


3

4

Урок- обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…»


4


Раздел 4. «И в шутку и всерьёз»

5


1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!».


1

2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».


2









Обоснование темы


Тема: «Апрель, апрель! Звенит капель…» 4урок из 3 раздела. По тематическому планированию это 15 урок литературного чтения. Опираясь на знания, умения и навыки, которые были сформированы при изучении предыдущих тем, ставлю одной из главных учебных задач по чтению - это развитие навыка чтения. Формирование основного способа чтения - чтение целыми словами - за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие целостных приёмов чтения, чтение словами с ориентировкой на знак ударения. Развитие навыка правильного осознанного чтения текста. Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного. Работать над развитием речевых умений и навыков. Тренировать читать стихи выразительно, передавая при чтении наизусть различные интонации в зависимости от речевой задачи. Делиться впечатлениями от увиденного или прочитанного материала своими словами. Формировать навык орфоэпического правильного чтения. Ориентировать детей на то, что чтение вслух - это чтение для слушателей, а чтение про себя - это чтение для себя. Совершенствовать звуковую культуру речи, развивать чёткую дикцию на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Вырабатывать умение работать с текстом. Отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание. Воспроизводить содержание текста по вопросам, учить раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа, нахождению в тексте предложений соответствующих им. Воспитывать внимание к авторскому слову в художественном произведении, духовную потребность к стихам. Способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству.










Тема урока «Апрель, апрель! Звенит капель…»
Тип урока: «Урок- обобщение»
Форма урока: «Классическая» (обычная)



Структура урока


1.Организационный момент-1минута

2.Проверка домашнего задания -6 минут

3.Актуализация знаний. Постановка цели урока.- 3 минуты

4. Закрепление изученного материала.- 12 минут

а) Отработка навыка чтения Работа в парах.

б) Выборочное чтение произведений.

в) Совершенствование навыка чтения Работа в парах.

5. Физкультминутка.-2 минуты

6. Обобщение изученного материала.-18 минут

7.Итог урока. Домашнее задание.-3 минут



Цели урока: формирование правильного, осознанного и выразительного чтения, развитие речи, совершенствование навыка лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников, воспитание познавательного интереса к литературному творчеству.

Задачи урока

1. Обучающая

Помочь учащимся повторить и обобщить знания.

Совершенствовать навыки осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами, умение ориентироваться в тексте, самостоятельно и в паре работать с книгой.

2.Развивающая

Развивать речь, мыслительные операции сравнения и анализа, эмоционально-волевую сферу на основе разных авторов поэтических произведений.

3.Воспитательная

Способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству как источнику эстетического наслаждения знаний, воспитывать духовную потребность к стихам.

Оборудование


Классная доска

Демонстрационный материал:

алфавит, творческие работы, книги и иллюстрации о весне.

Раздаточный материал:

карточки с деформированными текстами, сигнальные карточки (перчатки - зелёного и красного цвета).

Средства ТСО:

магнитофон, аудио кассета с пьесой П.И.Чайковского «Времена года», презентация с музыкальным сопровождением, компьютер, проектор, экран.

Средства обучения:

Методы и приёмы: словесные (обобщение нового материала, работа с книгой), наглядные (творческие работы детей, иллюстрации, книги о весне). Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I.Организация начала урока.

Учитель разрешает начать урок.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Дежурные проверяют готовность класса к уроку, называя учебные предметы. Учащиеся слушают их и выполняют подготовку к уроку.

Организация рабочего места - серьёзное начало урока.

Развитие общеучебных умений и навыков, формирование внимания, воспитание организованности и собранности детей.

Словесный метод

II.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворения. Отгадывание загадок, придуманных учащимися

III.Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

Учитель ставит чёткие познавательные вопросы.

-У каждой буквы в алфавите определённое место, свой порядковый номер. Например, Н-15, У- 21, Я-33.

Ваша задача, зная алфавит, прочитать, что здесь написано:

1 17 18 6 13 30 1 17 18 6 13 30!

9 3 6 15 10 20 12 1 17 6 13 30!

- Из какого произведения взята эта тема?

-Кто автор этого стихотворения?

-Какое слово пропущено в этой фразе?

-Какое место на уроке займёт это высказывание?

Учащиеся расшифровывают текст и отвечают на вопросы учителя.

Прогнозируют тему урока. Выражают решение. Применяют знания.

Акцентирование непроизвольного внимания с опорой на доску.

Проблемно-поисковый метод.

Приём антиципации

Это подготовительный этап к изучению нового материала. Закрепление полученных знаний.

Словесный метод.

Развитие речи детей, воображения, мышления.

Поднятие эмоционального настроения.

IV.Закрепление изученного материала.

Учитель концентрирует внимание на доску.

1.Речевая разминка

-Прочитайте на одном выдохе сначала шепотом, затем - тихо, громко:

Па-по-пы-пу-пэ, ап-оп-ып-эп, пра-про-пру-прэ

-Прочитайте слова по слогам, затем целым словом.

зве-неть - звенеть

зве-ню - звено

зве-нишь - звенишь

зве-нят - звенят

зве-нит - звенит

2.Отработка навыка чтения.

Учитель даёт задание для работы по учебнику

-Из «Разноцветных страниц» (с.78-79) прочитайте в паре стихотворение В. Лунина «Тень». Читайте чётко и правильно, целыми словами. (Сначала шепотом, затем вслух для всех).

Закройте глаза, тихо произнесите слово «Весна». Вслушайтесь в его. Вспомните что-то, что порадовало вас весной. Откройте глаза.

Учащиеся воспроизводят и читают, готовят речевой аппарат к работе.


Работа в парах.

Выполняют упражнения.

Отработка навыка чтения.

Целенаправленные упражнения с разными видами заданий, направленных на развитие целостных приёмов чтения и одновременно дифференцированного восприятия буквенного состава слова.

Развитие внимания.

Сотрудничество.

Взаимоконтроль.

Воспитание взаимопомощи.

Упражнение на релаксацию.

Гимнастика для глаз.

Идёт введение в речевую ситуацию, что позволяет активное включение в процесс слушания и говорения на следующем этапе урока.

3.Выборочное чтение произведений.

-Отгадайте загадку:

На земле живут сестрички:

У сестричек - по косичке.

Вот зелёная косичка:

Это первая сестричка.

Пашет, сеет, поливает,

Почкам глазки открывает.

-С кем сравнивают времена года?

-Какой признак весны указывают в загадке?

-Почему весна- косичка зелёная?

-Что делает сестричка-весна?

На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями о весне

-Что объединяет эти произведения?

-На ваш взгляд, чем стихи отличаются от сказок и рассказов?

-Вспомните, с чем сравнивает Т.Белозёров тающий снег, подснежники?

-Как называется это стихотворение?

Прочитайте выразительно стих Т.Белозёрова «Подснежники».

-С чем сравнивает И. Токмакова

весенний ручей?

-Как называется это стихотворение?

Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «Ручей».

-С чем сравнивает Е. Трутнева цветущий луг?

Прочитайте выразительно произведение Е.Трутневой «Когда это бывает?».

Отгадывают загадку.


Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Словесный метод

Загадка углубляет восприятие изучаемого материала, повышает интерес к предмету, удерживает произвольное внимание в течение определённого времени, вызывает умственное напряжение ребёнка на наблюдаемом объекте.

Развитие слухового внимания, мышления, наблюдения, сравнения.

Беседа.

Воспроизведение знаний и впечатлений о весне, её признаках.

Аналитико-синтетический метод.

Выборочное чтение и беседа с вопросами позволяет уточнить усвоение детьми содержания изученных произведений, конкретизировать их представления, которые строятся на усвоении содержания, вызвать реакции на прочитанное.

V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют упражнения под музыку

Снятие усталости, поднятие эмоционального настроения.

Музыкальное иллюстрирование

В чудесных звуках музыки дети узнают весенние трели.

Развивается душевное богатство.

VI.Обобщение изученного материала.

Весна красуется,

Поёт за окнами,

И как нам хочется с ней поплясать.

А кто же будет,

Друзья-товарищи, за нас читать.

Весна! Весняночка!

Весна-затейница!

Не отвлекай нас, а помоги.

Добавь задора нам и смелости!

Сообразительностью одари.

Все слушают стихотворение.

Один ученик читает его выразительно для всех.

Создаётся ситуация успеха для принятия дальнейшего познания на этапе обобщения изученного материала.

Поэзия делает детей добрее и умнее.

Знакомит их с теми изобразительными средствами, с помощью которых поэт рисует картину весны.

1.Востановление деформированного текста.

Выразительное чтение стихотворений.

К нам из весеннего леса пришли телеграммы. Наша задача прочитать и ответить на них стихотворениями из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Такой приём - верная дорога к сердцу ребёнка.

Первые шаги к источнику мышления и речи.

Выразительное чтение помогает сделать строки стихов видимыми, слышимыми, доступными для восприятия. Стихи о весне - узор в душе детей.

Телеграмма 1.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях у неё строгий распорядок работы первым делом она освобождает землю, делает проталинки.

-Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

-Какое стихотворение выберем для ответа? Почему?

-Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «К нам весна шагает».

-Какой себе представляет автор весну?

Дети читают текст телеграмм. Восстанавливают деформированный текст.

Частично-поисковый метод.

Дифференцированный подход интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств.

Основная нагрузка идёт на мышление. Самостоятельный поиск - положительное отношение к учению.

Сравнение произведений.

Самостоятельная работа.

Словесное рисование

Телеграмма 2

Весна освобождает из-подо льда воду

ручейки талого снега сбежались в реки вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнёт зажурчали вешние потоки.

-Прочитайте текст.

-Объясните смысл выражений:

ледяной гнёт-тяжесть льда

вешние потоки- весенние ручьи, реки.

-Какое стихотворение выберём для ответа? Почему?

-Прочитайте по выбору выразительно стихотворения «Апрель» С.Маршака;

«Ручей» И.Токмаковой.

Телеграмма 3.

Весна начала одевать землю и лес сияющий зеленью листьев одеваются деревья легкокрылые насекомые кружат над пёстрым лугом сколько ярких красок кругом.

-Какое стихотворение выберем для ответа? Почему?

-Прочитайте выразительно стихотворение Е. Трутьневой «Когда это бывает?»

Закрепление изученного на уроке, неоднократное возвращение к произведениям, вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать «присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Всё это развивает художественное чутьё, вкус, культуру чтения.

2.Игра «Доскажи словечко»

-Продолжите стихотворения:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит…

Апрель, апрель

На дворе звенит…

Плакала снегурочка,

Зиму провожая…

Шла за ней печальная…

Голубенький, чистый подснежник

А подле сквозистый, последний…

Голубые, синие небо и ручьи…

В синих лужах плещутся стайкой…

-Знаете ли вы своё полное имя?

-Назовите своё имя и отчество.

-Когда обращаются по имени и отчеству?

К кому?

-Какое отчество мы выберем сегодня для весны.

Идёт Весна по городу

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворешникова,

Весна Маевна Черешникова!

Ю.Мориц.

Такая работа позволяет убедиться в том, как ребята поняли содержание стихотворений, как умеют быстро ориентироваться в тексте.

Развитие памяти, речи.

VII.Итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Какие стихотворения о весне тебе больше всего понравились?

Рефлексия

VIII.Домашнее задание.

Записать по памяти понравившееся стихотворение. Сделать к нему иллюстрацию.

Записывают д/з

Нацелено на развитие памяти и творческих способностей, поддержания интереса к литературному творчеству.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Конец урока.

Самоанализ урока


Данный урок проводится в классической форме, что соответствует традиционной программе обучения. Это 4 урок по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель!» Тип урока: «Урок-обобщение» Главной методической задачей данного проекта является внедрение активных форм обучения при повторении и обобщении знаний. Цели урока были сформированы исходя из психолого-педагогических особенностей данного класса. Урок органически связан с предыдущими уроками, на которых реализовывались учебные задачи по совершенствованию навыков грамотного, осознанного и выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, самостоятельно и в паре работать с книгой, формированию у детей основного способа чтения - чтение целыми словами. Всё это делалось за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а так же путём целенаправленных упражнений, которые позволяют развивать мыслительную деятельность учащихся. Остальные этапы урока выстроены с его дидактическими задачами и целями. Организационная часть урока была направлена на формирование познавательной мотивации, на подготовку психолого-физиологических функций организма учащихся, чтобы обеспечить эффективность воспитания и запоминания учебного материала. Проверка домашнего задания, содержание которого носило творческий характер, вовлекло ребят в активную работу в начале урока. Эмоциональный мотив постепенно переходит в познавательный. При актуализации знаний и постановке цели урока применила приём антиципации, причём тема урока не даётся в готовом виде, а представляется в виде зашифровки, что позволяет сконцентрировать у детей произвольное внимание, это очень важно для детей младшего школьного возраста. При переходе к закреплению изученного материала ввожу фонетическую зарядку. Она способствует развитию речевого аппарата и правильной постановке дыхания. Отбор содержания учебного материала это-учебник «Родная речь» 1 класс Климановой, Головановой, Горецкого, а так же И.В. Клюхиной «В помощь школьному учителю». Так как в классе дети с разным уровнем способностей, быстротой и гибкостью мышления, в связи с этим применяла разные методы. Один метод сменяла другим: прблемно - поисковый, словесный, беседа, частично-поисковый, репродуктивные методы обучения. Это позволило включить в работу каждого ребёнка и активизировать разные типы мыслительных процессов на всех этапах урока. На уроке использовались различные приёмы обучения: вербальные активные - прогнозирование темы, загадки, стихи, игра; При выборочном чтении использую загадку, которая углубляет восприятие изучаемого материала ; беседа с вопросами - помогает уточнить усвоение содержания изученных произведений. наглядные пассивные (учебник, карточки в качестве раздаточного материала) и наглядно активные (доска, презентация слайды, выставка творческих работ). Исходя из разноуровневой модели класса, на уроке велась дифференцированная работа. Вопросы и задания на уроке строились по силам для разных уровней восприятия. Это учитывалось при выборочном чтении, при восстановлении деформированного текста и недеформированного текста. Работа в паре при чтении стихотворения «Тень» (воспитывает чувство взаимопомощи при взаимоконтроле как психологического стимула). Взаимоконтроль помог осуществить обратную связь, сконцентрировать внимание всех учащихся при ответе, вместе с ним рассуждать, следить за правильность ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки по чтению. На этапе закрепления и обобщения было неоднократное возвращение к текстам разных авторов. Ставились разнообразные вопросы и задания, которые нацеливали учащихся на понимание роли автора, помогали почувствовать присутствие писателя в произведении, улавливать его интонацию. Всё это развивало на уроке культуру чтения, вкус, технику чтения. Воспитывало интерес к чтению как источнику эстетического наслаждения знаний. Наличие на протяжении всего урока средств обратной связи(перчатки трёх цветов) позволило учителю контролировать степень усвоения материала практически каждым учеником. Считаю, что урок прошёл удачно, поставленные задачи были детьми приняты и реализованы.



© 2010-2022