Интегрированный урок-проект музыки и конструирования П. И. Чайковский «Детский альбом». Мир детских увлечений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Автор: Матвеева Лариса Юрьевна, учитель начальных классов, МОАУ СОШ № 2 Невьянского ГО, 2 класс. Тема: П. И. Чайковский « Детский альбом». Мир детских увлечений. (Интегрированный урок-проект музыки и конструирования) Работа над данной темой представляет собой цикл, состоящий из 3 занятий. 1 занятие: «П. И. Чайковский « Детский альбом». Мир детских увлечений». 2 занятие: Конструирование. 3 занятие: Создание мультфильма Цель: осуществление комплексного подхода к детской музыке П.Чайковского через конструирование. Личностные УУД: самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
  • конструировать по условиям, заданным взрослым и самостоятельно строить схему;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
  • уметь работать в паре и в коллективе;
  • уметь рассказывать о постройке;
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Оборудование: мультимедиа, презентация, конструкторы 45100 Lego «Построй свою историю», звукозапись, мультфильм «Детский альбом», шляпа, компьютеры, смайлики. 1 занятие. «П. И. Чайковский « Детский альбом». Мир детских увлечений».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Звучит пьеса из «Детского альбома» - «Новая кукла»).

- Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хо­рошего вам настроения!

  1. Мотивационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок музыки, а что необычного вы узнаете, если мы с вами будем активно сотрудничать! - В начале урока вы услышали музыку. Она вам понравилась? Какие чувства она у вас вызвала? Почему? - А вы знаете автора этой музыки? - Чтобы узнать, кто написал эту музыку, вы должны найти в классе 10 букв и составить из них фамилию этого известного композитора. (На стенах, мебели наклеены буквы. Дети ходят по классу и находят буквы, затем составляют из них слово). - Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. - Кто знает что-нибудь о нём? Когда и где жил? Какие произведения его слышали? 3. Формулировка цели урока и постановка учебных задач. (на доске карточки со словами ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ, КОНСТРУКТОР) - Посмотрите на доску, что видите. Прочитайте эти слова. - Какие мысли они у вас вызывают? - Определите тему нашего урока, опираясь на данные слова. (На экране появляется текст «П. И. Чайковский « Детский альбом». Мир детских увлечений. Конструирование».) - Хватит ли ваших знаний для работы? - Как будете решать эту проблему? - Что нам предстоит выяснить? Чего мы не знаем? - Определите цель нашего урока. - Цель нашего урока: узнать о творчестве П.И. Чайковского и его произведении «Детский альбом». Результатом нашей совместной работы будет являться мультфильм, выполненный при помощи конструктора LEGO «Построй свою историю». - Зачем мы будем всё это делать? - Где пригодятся вам полученные знания и умения? - Расставьте карточки на доске в том порядке, в котором мы будем работать на протяжении трёх занятий.

(Дети расставляют карточки на доске в нужном порядке) - У нас получился план, которому мы будем следовать. 1. Творчество П.И.Чайковского 2. «Детский альбом». 3. Конструирование. Физминутка. (Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков», дети маршируют по музыку) - Сейчас мы узнаем о творчестве П.И.Чайковского. Ваша задача: внимательно слушать, смотреть презентацию, в конце просмотра вы должны ответить на вопросы. 4. "Открытие нового знания" 1. Творчество П.И.Чайковского. В этом году исполнится 165 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. Великий русский композитор П.И. Чайковский часть своего детства провёл на Урале в городе Алапаевске. Исследователи связывают многие произведения композитора с влиянием алапаевского периода его жизни, к примеру "Детский альбом". Сейчас в том доме, где жил выдающийся композитор, работает мемориальный дом-музей П.И. Чайковского. Сам композитор прожил в Алапаевске совсем недолго, всего 15 месяцев. По долгу службы отца, генерал- майора Ильи Петровича Чайковского, управляющего частными Алапаевскими и Невьянскими заводами наследников Яковлевых, их семья довольно часто переезжала из одного места в другое. Но этот промежуток времени довольно сильно повлиял на творчество композитора. Да и воспоминания об Алапаевске у Петра Ильича сохранились счастливые. О проведенном здесь времени довольно часто Чайковский будет вспоминать в письмах своим родителям. В г. Алапаевске сохранился дом, в котором жил П.И.Чайковский. В 1965 году в этом доме был открыт музей, рассказывающий о жизни и деятельности нашего великого земляка. Основу музейного собрания представляют мемориальные предметы, связанные с пребыванием Чайковских в Алапаевске (механический орган I половины XIX в. и рояль фирмы «Вирт»), образцы подлинной мебели и бытовой утвари I половины XIX века. Дом, где жил П.И.Чайковский - это старинный особняк, где жили управляющие алапаевскими и невьянскими заводами. Сама атмосфера здания как бы навсегда впитала дух тех, кто здесь жил, работал и любил этот дом - семьи Чайковских. И всегда в Доме звучала музыка. Именно здесь шло активное формирование Петра Ильича как личности и как будущего композитора. Здесь рождались его первые музыкальные импровизации, сюда после отъезда в Петербург в течение двух лет писал письма родителям юный Чайковский, вспоминая «счастливое время», проведенное в «Алапаеве». С алапаевским домом и впечатлениями алапаевского детства связаны истоки многих известнейших произведений великого композитора. Одно из них - «Детский альбом». Творческое наследие Чайковского необычайно велико и разнообразно. Им написано 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, много пьес для фортепиано, среди которых широкой известностью пользуются сборники «Детский альбом» и «Времена года». - Какой юбилей будет отмечаться в этом году? - Кем был его отец? - В каком уральском городе провёл часть своего детства П.И. Чайковский? - Что сейчас находится в доме, в котором жил композитор? 2. «Детский альбом». "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". В 1877 году Петр Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. - А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Детский альбом». Вы должны ответить на вопрос: что передал в своей музыке композитор? (Дети смотрят мультфильм «Детский альбом») - Что передал в своей музыке композитор? - Что вы представили? - В «Детском альбоме» показаны жизнь маленьких детей того времени, их игры, мир в котором они живут, что их окружает. - Какие пьесы вам больше всего запомнились? Почему? 5. Применение нового знания. -Я предлагаю поиграть в игру: « По страницам Детского альбома», постарайтесь угадать музыкальные пьесы.
( Учитель включает пьесы, дети угадывают) - И в конце занятия мне хочется сказать, что творческое наследие Чайковского необычайно велико и разнообразно. Им написано 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, много пьес для фортепиано, среди которых широкой известностью пользуются сборники «Детский альбом» и «Времена года».
Теплая, искренняя, проникающая глубоко в душу мелодичная музыка составляет важнейшую черту всего творчества Чайковского.
Чайковский - один из величайших творцов музыкального искусства, создавший изумительные по силе и красоте музыкальные произведения. Его музыка, имеющая всемирную известность, составляет национальную гордость русского народа.
6. Рефлексия.

Игра «Музыкальная шляпа».

Пока звучит музыка, дети передают шляпу друг другу. Как только музыка умолкла, тот ученик, у которого осталась шляпа, одевает её на голову и продолжает предложение, записанное на доске.

- Сегодня я узнал…

- Было трудно…

- Мне показалось важным…

- Меня удивило…

- Мне захотелось поделиться…

- Моё настроение…

- Заставил задуматься…

2- 3 занятие: Конструирование и создание мультфильма.

1.Организационный момент.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Детский альбом»)

- Как вы думаете, чья музыка прозвучала?

- Какое настроение она передаёт?

- А сейчас покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

(У детей на партах лежат смайлики с различным настроением.)

2. Мотивационный момент.

- На прошлом занятии, вы познакомились с творчеством П.И. Чайковского.

- Что вам запомнилось с прошлого занятия? Что узнали?

- Вы посмотрели мультфильм, но в нём нет цикла пьес «Кукла».

- Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия: «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла».

- Я предлагаю вам создать свой мультфильм по этому циклу, а для этого вы должны послушать музыку.

- В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы».

- Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

(Звучит пьеса "Болезнь куклы")

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

- Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

- Что выражает эта музыка, какие чувства вызывает, какое настроение?

- Вы должны подумать, как вы должны это сконструировать.

- Каким цветом вы будете выбирать детали?

- Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

- Послушайте следующую пьесу « Похороны куклы».

(Звучит пьеса «Похороны куклы»)

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

- На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.

- Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И девочка начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

- Вот последняя пьеса: «Новая кукла».

(Звучит пьеса «Новая кукла»)

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

- Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.

- Как можно конструировать эту пьесу? Каким цветом вы будете выбирать детали?

- Итак, сегодня вы будете создавать мультфильм. А люди, каких профессий это делают?

(На доске карточки: оператор, электрик, костюмер, режиссер, монтёр, монтажёр, парикмахер).

- Выберите из предложенных вам профессий те, которые создают мультфильмы.

- Хочу дать вам совет: чтобы у вас всё получилось, работая в группе, вы должны распределить между собой данные профессии и делать только свою работу.

- Что нужно вам сделать для создания мультфильма?

- Составим план действий.

1. Разделиться на группы.

2. Выбрать пьесу для конструирования.

3. Распределить обязанности.

4. Обсудить в группе предстоящую работу.

5. Конструирование и фотографирование.

6. Монтаж мультфильма в программе «Киностудия».

3. Конструирование и монтирование мультфильма.

Класс делиться на группы по 3 человека. Выбор пьесы можно осуществить способом жеребьевки. В каждой группе распределяются роли: режиссёр, оператор, монтажёр. После чего учащиеся конструируют, фотографируют, монтируют мультфильм.

  1. Фиксация результатов. Презентация мультфильмов.

  • Просмотр.

  • Анализ. (Что получилось? Что не получилось?)

  • Выбор лучших мультфильмов.

5. Рефлексия.

Метод «Башня самооценки».

- Каждая группа должна составить из кирпичиков башню. Каждый член группы выбирает свой кирпичик, в соответствие с критерии самооценки:

Зелёный - всё получилось

Жёлтый - было трудно, но справился.

Красный - справился с помощью товарищей.

Дети демонстрируют свои башни, и анализируют работу группы в целом. - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты?

- Как этого достигли?

- Можно ли сделать лучше? - Где можно применить новое знание? - Над чем ещё надо поработать?

10



© 2010-2022