- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу ОРСиСЭ модуль ОПК 4 класс
Рабочая программа по курсу ОРСиСЭ модуль ОПК 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стародубцева И.М. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к программе предмета ОРКСЭ «Основы православной культуры».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль- турологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
-системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
-ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе (всего 34 часа).
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебно-тематическое планирование
-
№
Название темы
Количество часов
1 Введение в православную традицию
17
2 Православие в России
13
3 Итоговое повторение
3
4 Резерв учебного времени
2
Итого:
35
Содержание тематического учебного курса.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
- Россия - наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
- Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
- Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
- Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче наш». Кто такие святые.
- Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие - добрая весть. Смысл Евангелия.
- Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
- Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
- Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
- Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
- Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
- Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
- Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
- Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое не осуждение.
- Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
- Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
- Творческие работы обучающихся.
- Подведение итогов.
Раздел II. Православие в России.
- Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
- Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
- Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
- Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
- Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
- Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
- Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
- Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
- Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
- Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
- Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
- Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Экскурсия в Введенский храм п. Тим. (по возможности)
- Летние праздники. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
- Подведение итогов по второму разделу.
- Итоговая презентация творческих проектов обучающихся.
Требования к уровню подготовки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос
ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения
по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
- Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандартного общего образования. - М.: Дрофа. 2006г.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2010.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.
- Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Протоирей Серафим Слободской. Издано в России с разрешения издательства Свято-Троицкого монастыря, Джорданвилль, Н.-Й. США. Москва, 2000г.
- Евангелие и молитвослов для детей. Протоиерей Владимир Чугунов. Издано по заказу НООФ «Родное пепелище». - с. Николо - Погост: НООФ «Родное пепелище», 2008г.
- Библия для детей. Протоирей Владимир Чугунов Н.Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007г.
- Жития святых для детей. Протоиерей Виктор Ильенко. - М.: Артос - Медиа. 2011. - 384 с. с илл.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (презентации).
Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы православной культуры»
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
№
Тема
Кол-во
часов
Обязательный минимум содержания образования
Элементы дополнитель ного
содержания
Основные понятия
Знания, умения
Измерительные формы контроля
Дата проведения
Примечание
план
факт
1
Россия - наша Родина.
1
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Духовный мир, культурные традиции.
Знакомятся с историей возникновения православной религии.
Вводная беседа, усвоения нового материала.
3.09
2
Культура и религия.
1
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Культура, религия.
Распространения православной культуры.
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
10.09
3
Человек и Бог в православии.
1
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Свобода, разум, совесть, доброта, любовь.
Изучают основы духовной традиции православия.
Беседа, контроль знаний в виде теста.
17.09
4
Православная молитва.
1
Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «отче наш».
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Благодать, молитва, святые, Священное Предание
Дают определение основных понятий православной культуры.
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.
24.09
5
Библия и Евангелие
1
Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Христианство, Библия, Ветхий Завет, Священное Писание Нового Завета, апостолы, притча, откровения.
Дают определения основных понятий православной культуры
Беседа.
1.10
6
Проповедь Христа
1
Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Духовные сокровища, Нагорная проповедь, Иисус Христос, Святой Дух.
Дают определения основных понятий православной культуры
Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
8.10
7
Христос и Его Крест.
1
Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Воплощение, распятие, Рождество Христово.
Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.
15.10
8
Пасха.
1
Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху.
Презентация.
Воскресение, Пасха Христова, пасхальное яйцо.
Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
Беседа.
22.10
9
Православное учение о человеке.
1
Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Тело, душа, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, болезнь души.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.
29.10
10
Совесть и раскаяние.
1
О подсказках совести. Как исправить ошибки.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Зло, грех, совесть, раскаяние.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
12.11
11
Заповеди.
1
Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
10 заповедей,
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
Беседа, контроль знаний в виде теста.
19.11
12
Милосердие и сострадание.
1
Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Самарянин, ближний, милосердие, милостыня.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
Беседа.
26.11
13
Золотое правило этики.
1
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Неосуждение.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
3.12
14
Храм.
1
Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.
Презентация. Посещение храма или монастыря родного края, ознакомление с его историей и святынями.
Храм. Икона. Благословение.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Беседа.
10.12
15
Икона
1
Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Презентация.
Икона, свет, нимб, лица (лики) и глаза.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
17.12
16
Творческие работы обучающихся.
1
О курсе «Основы православной культуры».
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Выполнение творческих работ. Проводится конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики?».
24.12
17
Подведение итогов.
1
Введение в православную духовную традицию
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Выполнение творческих работ. Повторение и обобщение полученных знаний.
14.01
18
Как христианство пришло на Русь.
1
Что такое Церковь. Что такое крещение.
Презентация.
Крещение Руси, мудрость, исповедь.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Беседа.
21.01
19
Подвиг
1
О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Подвиг, жертва Богу, подвижник.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной).
Беседа.
28.01
20
Заповеди блаженств.
1
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Заповеди блаженств, нищие духом, Царство Небесное.
Учатся анализировать жизненные ситуации.
Беседа, контроль знаний в виде заданий.
4.02
21
Зачем творить добро?
1
Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Святой, причина творить добро.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой.
Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.
11.02
22
Чудо в жизни христианина
1
О Святой Троице.
О христианских добродетелях.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Святая Троица, добродетель, вера, творец.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой
Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.
18.02
23
Православие в Божием суде.
1
Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Легенда о Христофоре, вера в бессмертие.
Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой
Беседа, интерактивные модели.
25.02
24
Таинство Причастия
1
Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, литургия.
Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.
Беседа, контроль знаний.
3.03
25
Монастырь
1
Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Монах (монахиня). Монастырь, послушание, монашество.
Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.
Беседа.
Посещение монастыря.
10.03
26
Отношение христианина к природе.
1
Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Христианское милосердие.
Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.
Беседа, контроль знаний.
17.03
27
Христианская семья.
1
Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». Презентация.
Семья, венчание, тактичность.
Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.
Беседа, контроль знаний.
24.03
28
Защита Отечества.
1
Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Оборонительная война, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков.
Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Беседа, контроль знаний, сообщения.
7.04
29
Христианин в труде.
1
О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Заповедь труда.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Беседа, контроль знаний в виде заданий..
14.04
30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
Духовные традиции России.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Патриотизм, светская этика, Отечество.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Беседа, контроль знаний в виде заданий.
21.04
31
Экскурсия в Введенский храм п. Тим. (по возможности)
1
Об устройстве храма
Устройство храма.
Учатся бережному отношению к храму и его реликвиям
Экскурсия.
28.04
32
Летние праздники
1
Летние праздники в православии, как некоторые из них связаны с государственными праздниками.
Электронное приложение
Вознесение, Пятидесятница, Рождество Иоанна Предтечи, Святых перв. апостолов Петра и Павла, Преображе ние Господне, Успение Пресвятой Богородицы
Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.
Беседа, сообщения.
5.05
33
Подведение итогов ко второму разделу.
1
Православие в России.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества в России.
Беседа, контроль знаний в виде теста.
12.05
34-35
Итоговая презентация творческих проектов обучающихся.
2
Введение в православную духовную традиции и православие в России.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовят презентации творческих проектов. Готовят сообщения по выбранным темам (теме).
19.05
26.05
Темы творческих работ: - «Милосердные дела и героические поступки христиан». - «Величественные храмы». - «Прекрасные иконы». - «Молитвы христиан» о себе и других. - «Что такое этика»? - «Как я понимаю золотое правило этики?» - «Возможен ли подвиг в мирное время»? Примерные темы исследовательских работ для презентаций: - Как христианство пришло на Русь? - Христианское отношение к природе. - Святые в отношении к животным. - Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) - Христианская семья и её ценности.