- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по технологии 2 класс (Школа 2100)
Планирование по технологии 2 класс (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котельникова Ю.Е. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технология
Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей. Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Содержание программы
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6/12 ч.). Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника). Природа - источник сырья. Природное сырьё, природные мате- риалы. Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников. Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/34 ч.). Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, ряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными
строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование (11/22 ч.). Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Использование информационных технологий (4/8 ч.). Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.). Технико-технологические понятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
Основные требования к знаниям и умениям на конец года:
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений: - объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их; - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов). Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир технических достижений.
Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек. Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных; уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать - виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; - неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая верёвочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать поря- док на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей; - с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки; - реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
Образовательная система «Школа 2100»
Тематическое планирование: технология
2 класс
Учитель: Котельникова Юлия Евгеньевна
Учебно-методический комплект:
1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 2-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»). - 80 с., ил. Изд. 2-е перераб.
2. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя / Е.А. Лутцева. - М.: Баласс, 2012. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Периодичность: 1 часов в неделю
1 четверть 8 часов
2 четверть 7 часов
3 четверть 10 часов
4 четверть 7 часов
№ урока п/п
Тема урока
Количество часов
Страницы учебника
Знания, умения, навыки
УУД
Презентации, используемые материалы
Д/З
Дата
1.
Вспомни, подумай, обсуди
1
c.4-6
Личностные универсальные действия: - объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их; - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Регулятивные универсальные действия: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
Образцы изделий (в натуральную величину и один увеличенного размера), рабочее место для обработки бумаги
2.
Сооружения Древнего Египта (разметка по шаблону, конструирование из модулей)
1
С.7-12
Образцы изделий - пирамиды разных размеров, рабочее место для обработки бумаги, шаблоны квадрата и треугольника
3
Долина пирамид Египта (проектирование)
1
4-5
Мастера Египта (конструирование, лепка)
2
С.13-16
Рабочее место для работы с пластилином, картонная основа для барельефа
6-7
Одежда древних египтян (разметка по шаблону, конструирование)
2
С.17-19
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, лоскуты ткани, линейка
8
В гостях у Деда Мороза (моделирование)
1
С.20-23
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, гофрированный картон
9
Терем Деда Мороза
(конструирование)
1
10
Дед Мороз (разметка по шаблону)
1
С.24-25
Рабочее место для работы с бумагой и картоном
11
Снегурочка (разметка по шаблону)
1
12
Ёлочные игрушки из пирамидок (шаблон, конструирование из модулей)
1
С.26
Образцы изделий, рабочее место для работы с бумагой и картоном
13
Ёлочная гирлянда "флажки" (разметка по линейке)
1
С.27-30
Образцы изделий, рабочее место для работы и бумагой и картоном, линейка, угольник
14 Снежинки из бумажных полосок (разметка по линейке, конструирование из модулей)
1
Белая и цветная бумага, рабочее место для работы с бумагой, линейка
15
Ёлочный фонарик (разметка по линейке)
1
С.31
Познавательные универсальные действия: - ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные учебные действия: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из
3-4 человек.
Образцы изделий, рабочее место для работы с бумагой и картоном
16
Что узнали, чему научились
1
Лист писчей бумаги, ручка
17-19
Освоение компьютера.
3
С.33-47
Компьютер
20
Сооружения Древней Греции и Рима (разметка по угольнику, макетирование)
1
С.48-52
Рабочее место для обработки бумаги, угольник
21
Скульптуры и скульпторы (конструирование, лепка)
1
С.61-62
Образцы изделий, рабочее место для обработки пластилина
22
Посуда древней Греции (копирование)
1
С.63-64
Образец изделия, рабочее место для обработки бумаги, гофрокартон
23
Римские и Греческие воины (конструирование, лепка)
1
С.55-56
Образец изделия, рабочее место с набором бумаги, пластилином, тонкой фольгой, шаблонами, пустой стержень, карандаш
24
Одежда древних римлян и греков (обработка ткани)
1
С.57-60
Образец изделия, образцы тканей натурального происхождения (лён, х/б, шёлк, шерсть), рабочее место для обработки ткани, гофрокартон, шаблоны
Подготовить сообщение из истории Древней Греции и Рима
25
Макет Акрополя (конструирование, проектирование)
1
С.65
Материалы по выбору учащихся
26
Изготавливаем книжку (комплексная технология)
1
С.66
Образец изделия, рабочее место для обработки бумаги
27
Жилища наших предков (конструирование)
1
С.67-68
Образец изделия, рабочее место для обработки бумаги
29
История пуговицы
(отделка)
1
С.69-71
Пуговицы с дырочками и на ножках, рабочее место для работы с тканью
30
Пришивание пуговиц с дырочками (отделка)
1
31
Украшение одежды. Вышивки (отделка)
1
С.72-73
Образцы вышивок, канва, мулине, рабочее место для обработки ткани
32
Проверь себя. Что узнали и чему научились во 2-м классе
1
С.77
Лист писчей бумаги, ручка