Открытый урок по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Полтавский лицей»









Урок русского языка с использованием ИКТ



4 класс





Тема: Наречие. Значение наречий

Выполнила:

учитель начальных классов

Путилова Наталья Ивановна



Полтавка - 2011

Цели урока:

  • Формирование общего представления о наречии как части речи;

  • Формирование умения выделять в тексте (в предложении) наречие;

  • Развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, речи;

  • Воспитание любви к русскому слову, языку, речи;

Ход урока:



  1. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня у нас урок - исследование.

Как вы понимаете, что значит исследовать?

Ответы учеников:

-Изучать научные данные, использовать в жизни;

Учитель:

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобятся умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые (научные) знания, которые нам в дальнейшем пригодятся.

  1. Учитель:

Начнем наш урок с орфографической зарядки:

На доске: убежал, Татьяна, тучка, зарядка, узкий, беречь, пляшет, вертишь

Объясните написание подчеркнутых букв, назовите эти орфограммы.

(Ученики устно объясняют написание подчеркнутых букв)



  1. Учитель:

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

На доске: Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы… (Леонардо да Винчи. Италия)



  1. Постановка проблемы

Учитель:

Прочтите слова, распределите их в таблицу по частям речи.

Февраль, аккуратно, хорошо, тетрадь, рисовать, легкий, медленно, русский, морозный, обедать, пенал, строить

Какие слова вы записали в 4-ый столбик?

Ученики: аккуратно, хорошо, медленно.

Последний столбик для новой части речи, с которой мы сегодня познакомимся

(наречие).

Значит, какую часть речи мы с вами будем исследовать? Какие вопросы исследовать?

(наречие) (слайд 4)

- Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Как изменяется наречие?

- Каким членом предложения является?

На 1-ый вопрос мы уже можем ответить:

Ученики:

Наречие - это часть речи.



  1. 2 вопрос исследования:

На какие вопросы отвечает наречие? (слайды 6, 7)

Ученики:

Близко, слева, справа - где?

Направо, налево, вверх - куда?

Сегодня, вчера, утром - когда?

Издалека, сверху, справа - откуда?

Честно, дружно, интересно - как?

Нарочно, специально - зачем?

Поневоле, спросонок - почему?

  1. 3 вопрос исследования:

Как изменяется наречие? (слайд 8)

Вывод:

Изменяется ли наречие?

Ученики: Наречие не изменяется



  1. 4 вопрос исследования:

Каким членом предложения является? (слайд 9)

Разбор предложений по членам предложения у доски:

Ученик выучил правило назубок.

Завтра мы пойдем в музей.

Друг приехал издалека.

Вывод:

Каким членом предложения обычно бывает наречие?

Ученики: обстоятельством



  1. Физминутка. (слайд 10)

Это - правая рука,

Это - левая рука,

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева - шумная дубрава,

Справа - быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?



  1. Учитель:

Сделаем вывод по вопросам исследования? (слайды 11, 12)

-Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

-Каким членом предложения является?

Вы сами и пришли к правилу (чтение правила).



  1. Если будешь знать правило,

то и выполнишь задания (слайд 13)

а) Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро - ------

Темно - --------

Легко - --------

Тихо - ----------

Вперед - ---------

Сверху - -----------

( самостоятельная работа);

б) Одновременно дифференцированная работа по карточкам;

Карточка №1 (2 экземпляра)

Найди пару. Наречия - антонимы.

Близко глупо хорошо внизу

Много темно грустно трудно

Умно справа тихо весело

Поздно мало высоко громко

Слева далеко легко низко

Светло рано вверху плохо

Карточка №2 (2 экземпляра)

Четвертое - лишнее. Зачеркни одно из наречий в каждой группе - лишнее, не соответствующее смыслу глагола:

Работать - быстро, издалека, плохо, много

Писать - аккуратно, чисто, громко, разборчиво

Играть - весело, пешком, долго, дружно

Сказать - вежливо, ощупью, громко, правильно

Читать - быстро, вслух, вручную, выразительно

Спать - крепко, скоро, долго, спокойно

11. Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:

(Слайд 14)

- Идти черепашьим шагом (медленно)

- Как по маслу (отлично, хорошо)

- Встать чуть свет (рано)

- Рукой подать ( близко)

(работа в парах)



  1. Тест. Вставьте нужное наречие во фразу:

(слайд 15)

_ Ребята, давайте жить _______________!

а) скромно; б) дружно; в) весело; г) экономно;

- Три девицы под окном пряли __________ вечерком.

а) рано; б) поздно; в) вместе; г) грустно;

Яблоко от яблони ______________ падает.

а) близко; б) тяжело; в) недалеко; далеко;

(устно)

13.Работа с учебником: стр. 54 , упр. 4

Задание: Подумай, как можно иначе назвать 5 дней недели

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра



  1. Домашнее задание: стр. 53 упр. 2, правила; выписать из орфографического словаря на стр. 164 все наречия и поставить к ним вопросы (слайд 16)



  1. Итог урока:

Учитель:

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Ученики:

Мы познакомились с наречием?

Учитель:

Что мы о нём теперь знаем?

Ученики:

Наречие отвечает на вопросы где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем? Почему?

В предложении бывает обстоятельством



  1. Рефлексия:

На уроке было

Интересно, скучно, хорошо, страшно, …,

потому что …(слайд 17)







9



© 2010-2022