- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку
Открытый урок по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Путилова Н.И. |
Дата | 12.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Полтавский лицей»
Урок русского языка с использованием ИКТ
4 класс
Тема: Наречие. Значение наречий
Выполнила:
учитель начальных классов
Путилова Наталья Ивановна
Полтавка - 2011
Цели урока:
-
Формирование общего представления о наречии как части речи;
-
Формирование умения выделять в тексте (в предложении) наречие;
-
Развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, речи;
-
Воспитание любви к русскому слову, языку, речи;
Ход урока:
-
Организационный момент.
Учитель:
Сегодня у нас урок - исследование.
Как вы понимаете, что значит исследовать?
Ответы учеников:
-Изучать научные данные, использовать в жизни;
Учитель:
Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобятся умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые (научные) знания, которые нам в дальнейшем пригодятся.
-
Учитель:
Начнем наш урок с орфографической зарядки:
На доске: убежал, Татьяна, тучка, зарядка, узкий, беречь, пляшет, вертишь
Объясните написание подчеркнутых букв, назовите эти орфограммы.
(Ученики устно объясняют написание подчеркнутых букв)
-
Учитель:
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
На доске: Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы… (Леонардо да Винчи. Италия)
-
Постановка проблемы
Учитель:
Прочтите слова, распределите их в таблицу по частям речи.
Февраль, аккуратно, хорошо, тетрадь, рисовать, легкий, медленно, русский, морозный, обедать, пенал, строить
Какие слова вы записали в 4-ый столбик?
Ученики: аккуратно, хорошо, медленно.
Последний столбик для новой части речи, с которой мы сегодня познакомимся
(наречие).
Значит, какую часть речи мы с вами будем исследовать? Какие вопросы исследовать?
(наречие) (слайд 4)
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Как изменяется наречие?
- Каким членом предложения является?
На 1-ый вопрос мы уже можем ответить:
Ученики:
Наречие - это часть речи.
-
2 вопрос исследования:
На какие вопросы отвечает наречие? (слайды 6, 7)
Ученики:
Близко, слева, справа - где?
Направо, налево, вверх - куда?
Сегодня, вчера, утром - когда?
Издалека, сверху, справа - откуда?
Честно, дружно, интересно - как?
Нарочно, специально - зачем?
Поневоле, спросонок - почему?
-
3 вопрос исследования:
Как изменяется наречие? (слайд 8)
Вывод:
Изменяется ли наречие?
Ученики: Наречие не изменяется
-
4 вопрос исследования:
Каким членом предложения является? (слайд 9)
Разбор предложений по членам предложения у доски:
Ученик выучил правило назубок.
Завтра мы пойдем в музей.
Друг приехал издалека.
Вывод:
Каким членом предложения обычно бывает наречие?
Ученики: обстоятельством
-
Физминутка. (слайд 10)
Это - правая рука,
Это - левая рука,
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
-
Учитель:
Сделаем вывод по вопросам исследования? (слайды 11, 12)
-Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
-Каким членом предложения является?
Вы сами и пришли к правилу (чтение правила).
-
Если будешь знать правило,
то и выполнишь задания (слайд 13)
а) Замените противоположными по смыслу наречиями:
Быстро - ------
Темно - --------
Легко - --------
Тихо - ----------
Вперед - ---------
Сверху - -----------
( самостоятельная работа);
б) Одновременно дифференцированная работа по карточкам;
Карточка №1 (2 экземпляра)
Найди пару. Наречия - антонимы.
Близко глупо хорошо внизу
Много темно грустно трудно
Умно справа тихо весело
Поздно мало высоко громко
Слева далеко легко низко
Светло рано вверху плохо
Карточка №2 (2 экземпляра)
Четвертое - лишнее. Зачеркни одно из наречий в каждой группе - лишнее, не соответствующее смыслу глагола:
Работать - быстро, издалека, плохо, много
Писать - аккуратно, чисто, громко, разборчиво
Играть - весело, пешком, долго, дружно
Сказать - вежливо, ощупью, громко, правильно
Читать - быстро, вслух, вручную, выразительно
Спать - крепко, скоро, долго, спокойно
11. Замените фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями:
(Слайд 14)
- Идти черепашьим шагом (медленно)
- Как по маслу (отлично, хорошо)
- Встать чуть свет (рано)
- Рукой подать ( близко)
(работа в парах)
-
Тест. Вставьте нужное наречие во фразу:
(слайд 15)
_ Ребята, давайте жить _______________!
а) скромно; б) дружно; в) весело; г) экономно;
- Три девицы под окном пряли __________ вечерком.
а) рано; б) поздно; в) вместе; г) грустно;
Яблоко от яблони ______________ падает.
а) близко; б) тяжело; в) недалеко; далеко;
(устно)
13.Работа с учебником: стр. 54 , упр. 4
Задание: Подумай, как можно иначе назвать 5 дней недели
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
-
Домашнее задание: стр. 53 упр. 2, правила; выписать из орфографического словаря на стр. 164 все наречия и поставить к ним вопросы (слайд 16)
-
Итог урока:
Учитель:
С какой частью речи мы сегодня познакомились?
Ученики:
Мы познакомились с наречием?
Учитель:
Что мы о нём теперь знаем?
Ученики:
Наречие отвечает на вопросы где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем? Почему?
В предложении бывает обстоятельством
-
Рефлексия:
На уроке было
Интересно, скучно, хорошо, страшно, …,
потому что …(слайд 17)
9