- Преподавателю
- Начальные классы
- Словарная работа на уроках литературного чтения
Словарная работа на уроках литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Атауллина С.М. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План Введение.
- Значение словарной работы в занятиях литературным чтением.
- Основные направления словарной работы в школе:
Введение. Психологией доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст. Исходя из этого, работу над словами следует проводить в начальных классах. Особенно актуален вопрос речевого развития сегодня: тенденция засилия речи ребенка неологизмами, связанными с расцветом технократического мышления, словами, заимствованными из иностранных языков, нелитературными словами налицо. И это заставляет задуматься о будущем языка Пушкина и Достоевского, Толстого и Солженицына… В этом отношении огромное значение имеют занятия литературного чтения, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса великого русского языка. Именно поэтому я выбрала для изучения и раскрытия тему «Словарная работа на уроках литературного чтения». Цели работы: - изучить теорию вопроса; - проанализировать состояние словарной работы в практике учителей начальных классов; - составить краткий толковый словарик; - апробировать отдельные приемы словарной работы. В работе по литературному чтению язык, следовательно, и словарный состав литературного произведения изучаются как средство раскрытия идейно - образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературного чтения: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно - художественные богатства произведения. Из вышесказанного следует, что первая задача словарной работы на уроках литературного чтения - помочь учащимся раскрыть идейно - художественное богатство произведения. Вторая задача - путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь. О значении занятий по литературному чтению для развития речи учащихся прекрасно сказано профессором М.А. Рыбниковой: «Чтение вводить в язык живых и целостных мыслей, показывает силу эмоционально окрашенной речи; литературное чтение помогает осваивать все богатство национальной языковой культуры во всей её идейной сложности и волнующей силе». Дети учатся оценивать литературные произведения как действенное средство в развитии общества. Изучая литературу, учащиеся в словесно-художественных образах познают красоту творческого труда, высокие моральные качества человека. Учащиеся получают живые иллюстрации для раскрытия таких моральных понятий, как гордость, независимость, честность, чувство долга, товарищеская солидарность, патриотизм, самопожертвование, великодушие, гуманность и т.д. Эти моральные понятия усваиваются или в непосредственных переживаниях, впечатлениях при знакомстве с литературными персонажами. В занятиях по литературному чтению учащиеся непосредственно убеждаются в богатстве и разносторонности, разнообразии и многоцветности словарного состава русского языка. Учащиеся в процессе занятий литературным чтением познакомятся с чрезвычайно широкой смысловой насыщенностью слов, прямым и переносным их значением, с богатой синонимикой, с разнообразием фразеологических сочетаний, с многообразными стилистическими средствами языка и т. д. Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства, какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка. При ознакомлении учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению и умению учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё. Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д. Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии. При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения. Изучение и понимание величайших достоинств русского языка имеет огромное значение: оно должно вызвать чувство уважения и любви к создателю и носителю языка - великому русскому народу, дать возможность глубже понимать язык литературного произведения, пробудить учащихся тщательнее всматриваться в языковую структуру своих устных выступлений, письменных работ. Словарные занятия, преследующие цель лучшего усвоения литературного произведения, уже сами по себе оказывают огромное влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение из словаря. Школьники приучаются понимать и ценить силу его изобразительности и выразительности и тем самым обогащают и активизируют и свой язык, приобщаются к великой сокровищнице русского языка. Таким образом, словарная работа на уроках литературного чтения преследует задачи раскрытия идейно - образного содержания произведения и повышения культуры речи учащихся, в которых и заключается её значение.
Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления: а) во - первых: обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках литературного чтения. Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, что бы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, не сколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику. В учебниках литературного чтения представлены подлинные (неадаптированные) тексты произведений Л.Толстого, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Чехова, С.Есенина, М. Пришвина, М. Горького, К. Паустовского, С. Маршака и многих других мастеров слова. Это огромное достоинство курса литературного чтения: школьники усваивают русский язык на подлинных высокохудожественных образцах. При подготовке к уроку учитель выявляет те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказы, бесед и т.п. Но надо помнить, что словарная работа должна планироваться так, чтобы словарь учащихся на одном уроке обогащался не более 3-5 новыми словами и еще несколькими словами проводилось бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков. б) уточнение словаря - это углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений. При встрече во время чтения с новым словом нужно стремиться выявить имеющиеся у детей представления, связанные с этим словом, следить за тем, чтобы за каждым произнесенным ребенком словом стоял точно понятый смысл. Особенно важно учитывать это направление словарной работы при работе с синонимическими рядами, многозначными словами. В школьной практике используются различные приемы уточнения значений слов: выяснение значения путем показа картинки или макета; уточнение значения по толковому словарю; подбор синонимов и антонимов ( думать, мыслить, размышлять, правда - ложь) словообразовательные ( бесстрашный - страшный - страх); этимологический анализ ( лукавый - от лука - «изгиб», « кривизна», «лукавый - криводушный»), включение в слово в словосочетание или предложение; перевод (интернациональный - международный). Приемы уточнения значений слов аналогичный приемам ознакомления с новым словом. в) активизация словаря - это включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. То есть активизация словаря способствует употреблению новых слов, выражений, фразеологических единиц, в собственной, самостоятельной речи школьников; в беседах в составленных по заданию учителя в предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать ( т.е. перенести из пассивного в активный словарь) как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизация словаря - одна из важнейших линий словарной работы. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опорой на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения. г) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Очень часто (непроизвольно) младшие школьники в своей речи употребляют просторечные и диалектные слова и словосочетания: «Петя шел взади» (нужно: «сзади»). «Обратно пошел дождь» (нужно: опять пошел дождь). «Вперед всех к реке побежал Вова» (нужно: быстрее всех, или раньше всех, или первым). «Поклал» вместо положил, «здоровый» в значении большой. Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующегося понятии о литературном языке. Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного окружения. Не легко бывает убедить ребенка в том, что слова употребляемые его отцом или матерью, слова которые он слышит от рождения, на самом деле « неправильные» слова, и их употреблять нельзя. Учитель должен обладать большим тактом, чтобы не оскорблять ребенка. Путь их предупреждения - это языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно того, а не другого слова в этом тексте. Все четыре направления словарной работы тесно связаны между собой. Таким образом, в словарной работе должны соблюдаться все четыре направления в неразрывной связи между собой. Успешная словарная работа возможна только при настойчивом соблюдении определенных дидактических и методических требовании.
Какие же дидактические требования предъявляются к словарной работе?
В словарной работе, как и во всякой другой учебной работе должен осуществляться принцип сознательности и активности. Только осмысленно, правильно понятое слово может содействовать пониманию произведения и войти в активный словарь учащихся, а поэтому должны быть устранены из их работы признаки формального усвоения, деятельности одной памяти. Надежный путь к сознательному обучению в словарной работе - органическая связь слова с содержанием литературного произведения, установление роли слова в контексте. Только в этом случае слово получает определённый смысл, вступает в прочную ассоциативную связь с другими словами. Во время такой работы по выяснению значения слова учащийся не пассивен; он участвует в суждениях о значении слов; сам приводит посильные доказательства и иллюстрации. Сознательность в словарной работе достигается приёмами анализа слов. Учитель должен стремиться сделать значение слова возможно более понятным: использовать наглядные пособия, сопоставление слов, родственных по значению, а также морфологический анализ, помогающий объяснить значение слова изнутри. При раскрытии значения слова учитель всё время должен побуждать ученика проводить те мыслительные операции (наблюдение, сравнение, сопоставление, определение, выводы, обобщение и т.д.) которые обеспечивают сознательное материала. К сознательному освоению ведёт и графическое, наглядное изображение некоторых фактов словарного характера. Это графическое изображение находит место там, где материал удобен для расчленения, сопоставления, например, при группировке слов в тематических словарях, при сопоставлении различных значении одного и того же слова и т.д. Один из решающих диалектических принципов успешности словарной работы - последовательность, систематичности в их проведении. Необходимо в словарной работе учитывать строгую логическую связь в расположении учебного материала, на каждом последующем этапе опираться на предыдущий, координировать её отдельные части. То есть в словарной работе должен присутствовать принцип преемственности. Словарная работа в обязательном порядке должна проводится с учетом словарного запаса, приобретенного учащимися на предыдущих занятиях, на других предметах. Для того чтобы начинать словарную работу, надо выяснить освоенный учащимися словарный багаж. Осуществлять принцип последовательности в словарной работе возможно только при строгом подборе словарного материала, предлагаемого учащимся. Принцип последовательности находит отражение в постепенном усложнении даваемого учащимся материала. Так, во II классе учащиеся знакомятся с различением слов близкого значения без называния этих слов определёнными терминами. В последующих классах наблюдения над словами близкого значения продолжаются, кроме того, эти слова более углубленно рассматриваются со стороны того значения, какое имеют в данном тексте, учащиеся узнают и научный термин, прилагаемый к этому типу слов, - синонимы. Последовательность, постепенное усложнение необходимы в использовании приёмов объяснения слов. Например, в начальной школе в I, II классе объяснение слова даётся в описательной форме с использованием рисунков, картинок или посредством подыскания к данному слову синонима, в III, IV классах учащиеся наряду с прежними приёмами привыкают давать несложные логические определения, подыскивать к данному слову антоним и т.д. Работа не будет иметь успеха, если самым тщательным образом не будет учтена при отборе слов для объяснения доступность их для понимания учащихся, если учитель не посчитается с их возрастом и умственным развитием. Для учащихся младших классов наиболее доступно понимание слов конкретного значения: названия предметов и явлении, близких детям. Однако объяснения слов даже конкретного значения, но обозначающихся объекты, мало знакомые детям, должны быть наглядными. Тем более должно быть продумано объяснение слов отвлеченного значения. Для понимания слов отвлеченного значения много может дать умелое чтения литературного произведения. Очень важный прием объяснения слов отвлеченного значения - применения словесных иллюстрации. Учитель должен всегда помнить о принципе доступности и при использовании приемов объяснения слов. Например, в одном случае морфологический анализ слова будет доступен в работе с учащимися II-IV классов, их не затруднить расчленение на морфемы таких слов, как осинник, сосняк, росинка и подобные; в другом случае этот анализ непосилен (изувеченный, благоуханный, лесничество). При словарной работе должны обеспечиваться повторяемость и закрепление усвоенного материала. Чем сознательнее и активнее освоен учащимися словарный состав литературного произведения в связи с анализом его идейного содержания, тем прочнее будут полученные ими знания. Нельзя забывать о необходимости возвращаться к объясненным словам в том или другом литературном произведении при работе над последующими произведениями в том же классе или в следующем. Для закрепления изученных слов, кроме повторения, применяются и другие средства: записи в словарях, составление словарных таблиц, включение слов в устные и письменные упражнения учащихся и т.д. В занятиях словарной работы должен учитываться принцип научности. В процессе обучения учащиеся должны овладевать научно-достоверными знаниями, отвечающими современному уровню развития науки. Принцип научности предъявляет определенные требования к обучению: а) требует усовершенствования современных методов обучения; б) учащиеся должны знакомится с методами научных исследований и применять их в доступной форме в учебной работе. Принцип научности предполагает включение в содержание школьного образования учебного материала точно установленной наукой и вооружение учащихся доступными для их возраста научными понятиями и терминами. Принцип наглядности - это один из важнейших принципов словарной работы. Эта простейшая форма обучения сохраняется и в наши дни благодаря её надежности. Пути:
- демонстрация наглядного пособия предшествует слово учителя (обеспечивает развитие наблюдательности)
- словесное объяснение предшествует демонстрации наглядного пособия.
Какие слова и с какой степенью углубленности должны быть объяснены учителем?
Как было сказано выше, цель словарной работы состоит в том, чтобы обеспечить ясное понимание идейно-образного содержания литературного произведения и содействовать развитию речи учащихся. Исходя из этого принципиального положения, можно наметить такой круг слов, требующих объяснения: 1)Слова, в которых учащимся непонятно их прямое значение, например: надоумил, чванятся, ликовать, легенда, дровни. 2) Слова, в которых школьникам неизвестны вторичные, переносные значения, например: ключ, ныть (болеть, жаловаться), шишка (еловая, на лбу), мрачная, нос (у людей, кораблей). 3) Неупотребляемые в речи учащихся устойчивые сочетания, например: бросить клич, судачить, кланяться царю (просить царярю ()яькличетаниячи учащихся 125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125125), потчевать, поныне, душа в пятки ушла, летела стрелой, не по дням, а по часам. Собственные имена: исторических деятелей, писателей, мифологических существ, замечательных произведений архитектуры, географических объектов и т.д., например: Нептун, Бетховен, Орфей, Э.Григ, барон Мюнхаузен, Нарьян - Мар, Норвегия, Геракл. Как видно из приведённых примеров, в этот перечень слов и выражений включаются слова лексических групп, различных и с точки зрения происхождения слова: исконные русские слова, славянизмы (околдован, макушка, посланец, полуденные, кумушка), иноязычные (музей, этюд, эскиз, фрак, гроссмейстер, акварель), и со стороны употребления их в современном русском языке: диалектизмы (лопочут, кочет, баять), архаизмы (отчие, бояре, отрадно, ямщик). В степени углубленности объяснения слов, по понятным соображениям, не может быть шаблона. Слова и выражения, имеющие наибольшее значение для выяснения идейно образного содержания литературного произведения, требуют от учителя большего внимания. Следует, однако, значение которого не имеет для данного произведения особой весомости может дать повод для интересных языковых или историко-бытовых комментариев. Но такого рода наблюдения и комментарии уместны не на уроке, а во внеклассной работе. Надо учесть и другое обстоятельство: слово, требующее только попутного замечания в одном произведении, может вызвать необходимость белее подробного объяснения в другом. Излишне подробное растолкование учителем каждого слова, встретившегося в читаемом тексте ( стихотворение, рассказ, статье), часто мешает на уроках чтения т.к. делает эти занятия неинтересными для детей. Ребенок должен иметь возможность на уроке чтения самостоятельно думать, и может быть немногого воображать. Во всяком случае, излишние разъяснения учителя снижают поэтическое впечатление от художественного произведения, особенно лирическое стихотворения. Надо отметить, что в школьной практике нередко детям объясняются не только те слова, которые им никогда не встречались при чтении, в их игровой, учебной и другой деятельности, смысла которых дети не понимают, но и те слова, смысл которых понятен детям. Получается словотолкование вместо упражнений, способствующих обогащению словаря учащихся. Чтоб избежать подобного положения, учителю целесообразнее обратиться к детям с вопросом, что им непонятно в прочитанном стихотворении, рассказе, статье. В таком случае выясняется значение тех слов, словосочетаний и даже целых отрывков прочитанного, непонимание которых затрудняет детей мешает им понять смысл всего произведения и употреблять их в правильном значении. Таким образом, перед изучением произведения учитель должен проанализировать языковой состав текста и отображать слова и выражения для объяснений. Методика знает немало приемов раскрытия значения слова. Поэтому при объяснении слов в практике следует стремиться к использованию разнообразных приемов. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом.
- Наблюдения предмета в естественной обстановке можно проводить на экскурсиях (например. При выяснении значения таких слов как плуг, борона. Фасад, экскаватор, полынья, обелиск и др.) модно в классе, используя показ предмета ил действия обозначаемого словом, с пояснениями о его особенностях и назначении. Например, таким образом. объясняются названия: иссиня - черные грачи, серые вороны, белобокие сороки. Детям показываются чучела этих птиц, но лучше всего наблюдать птиц на воле.
- Рассматривание предмета на картине, показ рисунков или иллюстраций, фотографии. Слова всадник, палуба, якорь пьедестал и другие конкретные понятия обычно объясняются с помощью предметных рисунков. При объяснении слов бурлаки, барка, лямка рассматривается картина И. Репина «Бурлаки на волге», на уроках литературного чтения, где рассматриваются былины о русских богатырях следует использовать картину Васнецова «Три богатыря». В III классе изучается стихотворение А.С. Пушкина «Люблю тебя Петратворение». Для объяснения значения слов Нева, береговой гранит, Адмиралтейская игла используется фотографии с видами Петербурга. Этот прием, который может быть назван наглядным, предметным, дополняются другими - языковыми и логическими приемами.
- В процессе чтения объяснения слов часто проводится с помощью подстановки синонима. К подбору синонимов учащиеся привлекаются вопросом: «Каким словом можно заменить?» «Как сказать иначе?» Подбирая у \к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение. Так слово корысть дети объясняют синонимами: выгода, материальная польза, очи - глаза, нарекся - назвался, нехотя - без желания и т. д.
- Для понимания произведения в классе очень большое значение имеет выразительное чтение учителя. Посредством интонации, пауз, мимики, жеста будут хорошо поняты слова и выражения, необычные для речи учащихся: ликовать, греметь, исцелить поникнуть, распустить крылья, взлохмаченный.
- Нередко содержание слова раскрывается методом логического определения: называют родовое понятие и отличительные признаки. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных, название машин и .т.п. Вот так раскрываются значения слова фургон, автомобиль, крытый для перевозки продуктов, мебели, других товаров, боящихся дождя. Можно использовать схему:
-
Автомобиль Фургон
Крытый
- не всякое определение может быть определено по четкой схеме. Если трудно дать логическое определение, используется развернутое описание, состоящее из нескольких предложений (обледенение - на большой высоте самолет с наружи покрывается толстым слоем льда становится очень тяжелым, лететь уже не сможет).
- Часто используется самостоятельная работа учащихся над контекстом, что особенно важно для домашнего чтения. Пониманию слова в контексте надо учить учитель спрашивает о значении слова вне контекста, а потом, когда внимание учащихся возбуждено, предлагает уяснить слово через соответствующий контекст. При этом учащиеся указывают, какие слова в тексте помогли пониманию незнакомого слова. Конечно, после чтения произведения учитель, если это необходимо дает подробное объяснение слова общий смысл которого учащиеся уяснили из контекста. Например, учащиеся легко уясняют значение слова таран в рассказе Льва Кассиля «Таран» …, а таран - это и есть то смелый удар, который наш «ястребок» разрубил фашиста».
- Иногда для разъяснения значения слова можно использовать сопоставление с соответствующим антонимом. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначения начала и конца пути соревнующихся. Примером использования слов смысловой противоположности может служить словарная работа при чтении стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (I класс). Чтобы лучше понять слово неряха, используется слова чистый, опрятный, аккуратный; сопоставляются значения слов трус и храбрый.
- Многие слова могут быть объяснены через анализ морфологической структуры, т.е. через словообразовательный анализ. Этот прием можно использовать, начиная со II класса, когда дети познакомятся с морфемным составом слова.
- При объяснении отвлеченных понятий (героизм, забота, преданность) надо пользоваться примерами, рассказывать о фактах из жизни. Обычно знакомство с такими словами происходит после чтения в беседе о прочитанном. В ходе беседы дети приводят примеры из прочитанного или услышанного
- В отдельных случаях, когда не ставится цель усвоения слова детьми, ограничиваются опорой на знания детей, осмыслением слова путем вставки его в понятную фразу. Например, для уяснения значения слова «прилежный» и словосочетания «сгоряча накричать» дети составляют с ними словосочетания и предложения: Алеша прилежный ученик. Мама с горяча накричал на сына.
- Прочитайте рассказ (стихотворение)
- Подтвердите сами такие слова, которые имели бы по два (три, четыре) значения. Объясните эти значения, составьте предложения с каждым значением (II - III кл.)
- Что означают слова: мир, полотно, ракета, высота, язык? Какие значения этих слов вы знаете? Составьте предложение с каждым значением (II - III кл.)
- Назовите данными (выделенными) словами другие предметы: ножка ребенка (ножка стула), язычок ребенка (язычок пламени у свечи); кузнец бьет молотом по железу (не тронь - током бьет; вода бьет фонтаном); идет мальчик (идет дождь, идет время) (I - III кл.)
- Сравните значения словосочетаний: идут часы - идут дети - идет строительство. Стоят часы - стоят солдаты. Общая тетрадь - общие игрушки. Надел шапку - шапки снега на ёлочках. (III кл.)
- Подберите противоположные по смыслу слова к каждому значению:
-
Сухой
Черствый
Сырой
Свежий
зрелый
Теплый
7) Подберите к каждому значению слова сырой близки по значению слова:
Влажный, мокрый
Сырой
Незрелый, зеленый
Сама необходимость анализа читаемого текста приводит учителя и учащихся к выявлению новых, не встречавшихся ранее значений. Так, например, в рассказе Л.Толстого «Лебеди» ( IV класс) немало слов, на многозначность которых может быть обращено внимание учащихся: «теплые земли», «море всколыхнулось», «стадо лебедей», «молодой лебедь», «легкий ветерок», «краснела заря», «темные волны» и пр. Выделенные слова использованы в непрямых значениях. Этим достигается выразительность речи. Анализируя с учащимися язык рассказа, учитель не сможет, конечно, остановиться на всех словах. Поэтому работа по выяснению многозначности проводится лишь с двумя - тремя словами. Новое значение слова в языке чаще всего возникает в результате иносказание. Именно так возникли дополнительные значения слов еловые лапы ( по внешнему сходству), звезды (по их блеску, сиянию и др). Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания. Усвоение многозначности слов способствует пониманию иносказательных оборотов речи, художественных образов, фразеологических единиц. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. В самом деле, понятие о предмете, о действии, о признаке имеет множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре, синонимов их обозначающих, тем богаче выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Синонимы - это слова, по - разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоционально - экспрессивной окраске и по сферам потребления; так, к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторую грубость, раздражение, синоним безмозглый не только груб, но и не употребляется в разговорной речи. Кроме того, синонимы выражают различные оттенки понятия: сказать-произнести, проговорить, выговорить, молвить, вымолвить, более свойственны народно-поэтическому языку; изречь в современном языке употребляется с иронией; проговорить указывает на сдержанность; неразговорчивость субъекта; выговорить - на какие-то трудности; связанные с речью. В начальных классах не даётся теоретического понятия о синонимах. Но учитель по своему усмотрению может познакомить и с особенностями. Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов: а) обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению; объяснение слов; оттенков этих слов; б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов; в) упражнения на употребление синонимов в речи. Работа над синонимами начинается с I класса. Учебники начальной школы содержат большой материал для неё. В сущности в большей частности рассказов и стихотворении есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: большой и огромный, хорошо и прекрасно, друзья и товарищи и многие другие. Для работы над синонимами необязательно искать в тексте их группу, можно подыскивать синонимы самостоятельно. Такой вид упражнений высокоэффективен, так как повышает познавательную активность школьников. Например, работая над стихотворением В. Жуковского «Жаворонок». ….И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий К слову лазурь дети находят синонимы голубизна, синева. Далее читая стихотворение И. Бунина «Листопад», дети снова встречаются со словом лазурь: Березу желтою резьбой Блестят в лазури голубой Синонимическая работа переплетается с усвоением тематических групп слов, например, глаголов движения, глаголов, обозначающих речь и др. Знание разнообразных глаголов позволяет избежать повторов, однообразия. Так, при чтении отрывка из поэмы Н. Некрасова «Мороз, красный нос» (IIкласс) обращается внимание учащихся на то, что движение Мороза выражается тремя разными словами. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз - воевода дозором Обходит владенья свои… Идет - по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде И яркое солнце играет В косматой его бороде… Строго говоря, все выделенные слова - не синонимы, но они близки по смыслу, обозначают разные варианты одного явления - движения. В других произведениях дети находят новые слова, обозначающие движение. Так, в рассказе А. Гайдара Р.В.С. (III класс) встречают: пришел, убежим, топает, гонялись, утек, полез, неслись, забрался, направился, шарахнулся. бросился, ввалился, и многие другие, вряд ли необходимо запоминать их все, но дети должны понять уместность каждого слова, его эмоциональную окраску. Не менее разнообразны в этом же рассказе и глаголы речи. Спросила, сказал, ответил, проговорил, крикнул, закричал, добавил, позвал. Перебил, повторил, взвизгнул, завопил, откликнулся и др. Главная цель семантической работы - использование слов - синонимов собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети не плохо овладевают синонимами, если их систематически требовать на этапе словарной работы. В начальных классах на уроке литературного чтения наряду с работой над синонимами ведется и работа над антонимами. Как и работа над синонимами. Она начинается в I классе, и усложняясь, проводится постоянно главным образом в связи с читаемыми текстами без изучения теории. Антонимы - слова с противоположным значением. Они используют в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя, слушателя. Антонимы находим уже в «Азбуке», в отрывке из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Антонимы укрепляют фраз, делают её симметричной, удобной для интонирования: хорошо - плохо. На антонимах построены многие пословицы, встречающиеся в учебниках литературного чтения. Добро сеять, добром и пожинать. Сделав худо не жди добра. Зима без снега, лето без хлеба. Постепенно от чтения, интонирования и объяснения значений антонимов школьники переходят к объяснению их выразительной роли в художественном произведении. Много антонимов в рассказе Л.Толстого «Лебеди», «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли», «Они летели и день и ночь», «Впереди старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее», «Он не шевелился, и только море, поднимало и опускало его». В данном случае в композиции рассказа нет контраста, но частое употребление антонимов придаёт плавность и ритмичность самому тексту. Работа над антонимами возможна и не по тексту, а в связи с анализом содержания прочитанных рассказов. Так, в «сказке о Военной Тайге, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове» А. Гайдара (II кл.) противопоставлены Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Характеризуя их, школьники используют антонимические группы синонимов: Кибальчиш-смелый, отважный, мужественный; Плохиш-трусливый, хитрый, жадный. Эти черты двух персонажей дети подтверждают примерами из текста: Кибальчиш смело шёл в бой, отважно разил врага, а когда оказался в плену, стойко и мужественно хранил Военную Тайну. Плохиш убежал с поля боя, совершил предательство, жадно пожирал варенье, в то время как другие сражались и гибли в бою. Связав рассказ с жизнью, в процессе беседы о самовоспитании, о преодолении недостатков в своих характерах учительница и дети используют антонимические группы: чуткий, ласковый - равнодушный, грубый; трудолюбивый, работоспособный - ленивый, неорганизованный; твёрдый, справедливый характер - несамостоятельный, поддающийся чужим влиянием и т.д. В беседах по текстам о Родине антонимы на юге - на севере, жарко - холодно подчёркивают необъятность её просторов. В беседах добавляются антонимы: запад - восток, всходит - заходит, начинается - кончается. Учащиеся составляют свои предложения с этими антонимами. Основная цель антонимической работы - использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников, следовательно, и словарной работы, проводимой учителем. В художественных произведениях имеются меткие выражения, сочетания слов, которые отражают национальный колорит языка. Фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые не создаются в речи по ходу выражения мыслей, а воспроизводятся в готовом виде и обладают целостным значением. В текстах, читаемых младшими школьниками, много устойчивых оборотов речи. Например, при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Акула» дети встречают такие фразеологические единицы, как «стоять на якоре», «бледный, как полотно», «упал и …закрыл лицо руками», «дым застлал глаза». Младшие школьники обычно понимают значение фразеологии, но в собственной речи используют их сравнительно редко. Однако если учитель даёт задание употребить оборот речи в пересказе, то такое задание выполняется удовлетворительно. Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в читаемых художественных произведениях обороты должны быть разъяснены без анализа их внутренней структуры, без выделения типов, без введения терминов и определений. Как правило, они метафоричны, т.е. опираются на иносказательное значение входящих в них слов. Поэтому объяснение удобнее всего проводить способом замены оборота синонимом, синонимическим сочетанием или же способом развёрнутого объяснения. Фразеологизмы встречаются в большинстве текстов курса литературного чтения. Особенно много их в баснях И.Крылова, например, отколе ни возьмись, совсем без драки попасть в большие забияки, Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона! Зло не так большой руки, очков с полдюжины она себе достала (IIкл.) . Поскольку басни обычно заучиваются наизусть, то меткие выражения из них школьники запоминают. Важно, однако, создавать ситуации, при которых бы дети употребляли эти выражения в собственной речи. Образцы такого использования должен дать учитель, чтобы не допустить возможных оскорбительных для учащихся случаев употребления этих оборотов. Вот некоторые задания, которые можно использовать на уроках литературного чтения при проведении викторины или обобщения знаний: 1.Определить, из каких басен И.А.Крылова следующие фразеологические обороты: Медвежья услуга; Слон и Моська; Попрыгунья-стрекоза; а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь; услужливый дурак опаснее врага; у сильного всегда бессильный виноват; кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; слона-то я и не приметил; в семье не без урода; спой, светик, не стыдись. 2.Вспомнить названия басен, ставших крылатыми словами (фразеологизмами) (слон на воеводе, Тришкин кафтан, Демьяново ухо). 3.Указать вначале фразеологические выражения из сказок, затем фразеологические выражения из басен И.А.Крылова (Наделала синица шуму, а моря не зажгла; за тридевять земель; медвежья услуга; а ларчик просто открывался; ни охнуть, ни вздохнуть, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается). Работать над фразеологизмами можно при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Фразеологизмы комментируются по ходу чтения и перечитывания текста с тем, чтобы раскрыть их образный стиль. При этом комментарий предполагает замену фразеологизма синонимичным словом: землянки нет уже и следа - землянка пропала; исчезла; на чём свет стоит мужа ругает - ругает сильно; белены объелась - обезумела. Можно предложить детям составить предложения с данными фразеологизмами и сравнить их с пушкинским текстом, подчёркивая его образность. Важно, чтобы дети практически поняли, что фразеологизм не только выражает смысл, но содержит в себе богатство эмоциональных оттенков. В сказке Пушкина рождается фразеологизм: остаться у разбитого корыта. На это тоже следует обратить внимание, пояснить значение этого фразеологизма. Особенно благоприятные условия для работы над фразеологией создаёт фольклор, и в частности пословицы и поговорки. Школьники не просто запоминают пословицы, встречавшиеся в художественной литературе. Они связывают их с содержанием и идеей прочитанного произведения, с жизненными ситуациями, уясняют их смысл, значение слов и их сочетаний. Фразеология даёт богатые возможности для внеклассной словарной работы: школьники охотно собирают пословицы и поговорки, записывают меткие выражения, объясняют значение и происхождение метких фразеологических единиц: «не ударить лицом в грязь!», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.д. Таким образом, уроки литературного чтения раскрывают широкие возможности для изучения фразеологизмов. Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке литературного чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, представлять мысль словом! Важным моментом при подготовке учителя к уроку литературного чтения является продумывание приёмов, стимулирующих детей к употреблению новых слов. Известны следующие приёмы активизации словаря:
- Составление словосочетания с нужным словом.
2.Составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом). Учащимся предлагаются задания: составить предложение с новым словом. Учитель должен обращать внимание на то, что бы предложения с нужным словом были не стереотипными как с точки зрения их темы, так и формы слова, его синтаксической роли в предложении. Новое слово может быть активизировано в учебной ситуации. Это когда ученик использует новое слово по заданию учителя. Употребление же уже знакомого детям слова рассматривается как активизация в творческой ситуации тогда, когда ученик использует слово в предложении по своему усмотрению (самостоятельно).
3.Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратится в механическое зазубривание прочитанного. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нём должны использоваться слова и словосочетания, употреблённые автором. Первая задача решается применением следующих форм пересказа: выборочный, сжатый, творческий. Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, отмечает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Естественно, что в ходе беседы по прочитанному на эти слова и выражения обращается повышенное внимание.
4.Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых «опорных» слов. Дети пишут письменные сочинения по опорным словам, выполняют и другие задания, суть которых сводится к включению в составляемые тексты тех слов, которые заданы учителем. В процессе подготовки к каждому сочинению, изложению, устному рассказу активизации словаря принадлежит одно из важнейших мест.
Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всем его оттенками и усвоено, т.е. вошло бы в его словарь. Данная работа была нацелена на: - изучение теории вопроса словарной работы; - анализ состояния словарной работы в практике учителей начальных классов; - составление краткого толкования словарика для использования в ходе диагностирования. - апробирование отдельных приемов словарной работы. Проведенная для достижения этих целей работа раскрыта в двух частях: теоретическая и практическая. В первой излагаются теоретические сведения по вопросу словарной работы (значения словарной работы, диагностические и методические требования к работе, краткие данные о состоянии работы в школе и т. д.) Во - второй как отражается теория вопроса на практике ( исследования системы словарной работы, как влияет правильно поставленная словарная работа на развитие речи учащихся…) Представленный в работе материал может быть использована для проведения словарной работы на уроке литературного чтения. Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что словарная работа является неотъемлемой часть уроков литературного чтения она способствует развитию языка учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, повышению культуры речь. Словарная работа на уроках литературного чтения, проводимая с целью изучения и понимания величайших достоинств русского языка имеет огромное значении в воспитательной работе: она должна вызвать чувство уважения и любви к создателю и носителю языка - великому русскому народу; возможность самовоспитания на основе анализа характеров героев произведения. Но только целенаправленная, систематически проводимая дидактически методически правильно организованная работа над словом дает возможность претворить в жизнь эти составляющие общего развития личности. В соответствии теоретической частью много были поставлены следующие цели:
- Апробировать отдельные приемы словарного работы.
- проанализировать эффективность апробированных приемов.
- выявление уровня словарного запаса учащихся класса.
- Эта задача решалась следующими методами исследования:
Анализ и обобщение ответов детей показал: - при чтении произведения дети нередко сталкиваются с незнакомыми словами - чаще всего лексическое значение незнакомого слова дети узнают от учителя; - новые слова стараются использовать в своей речи, но очень часто речевые ситуаций, где можно было бы использовать их, не возникают. На всех уроках, и, в частности, на уроках литературного чтения дети работают активен. На уроках литературного чтения их активность выражается в том, что дети высказывают свои мнения, спорят, дискутируют о самых насущных вопросах человеческого бытия, приобщаясь к общечеловеческим ценностям. А для того, чтобы точно, ясно, доступно выразить свое мнение, надо быть искусным оратором. Часто это недоступно даже взрослым людям, словарный запас который в несколько раз богаче детского. Тогда что же говорить о детях начальных классов? Наблюдая за работой учащихся четвертого класса, я отметила, что их словарный запас соответствует особенностям возрастного развития. Для выявления уровня словарного запаса детей я проводила тестирование перед чтением произведения. На индивидуальных карточках добавляла слова из произведения и несколько значений к каждому, среди которых есть и правильное. Ребята должны были указать (обвести, подчеркнуть ) под какими номерами правильное лексическое значение слова. Также с целью выявления уровня словарного запаса и усвояемости новых слов проводились проверочные работы по определению лексического значения слов до и после изучения произведения. Учащимися раздавались листочки с таким заданием: «объясни лексическое значение данных слов». Для активизации словаря учащиеся после прочтения произведения использовала приемы пересказа, составление предложений, плана, подбор синонимов, антонимов. Результаты произведенной работы можно отразить в схеме и диаграммах.
-
Список класса
Уровень словарного запаса
Использование новых слов в практике
- Абдюков Эмиль
Низкий
Не использует
- Абдурашитов Рустам
Средний
Выборочно
- Абушаев Рустам
Средний
Выборочно
- Аввясова Динара
Низкий
Не использует
- Арсланова Гульшат
Средний
Выборочно
- Ахмеджанова Резеда
Высокий
Использует
- Байбиков Динар
Средний
Выборочно
- Байбиков Ильнур
Низкий
Не использует
- Бакиев Ленар
Средний
Выборочно 10.Бахтиярова Эльнара
Средний
Выборочно 11. Мавлютова Альмира
Средний
Выборочно 12. Мухамедова Ляйля
Высокий
Использует 13. Проломова Ольга
Низкий
Не использует 14. Саляева Ляйля
Средний
Выборочно 15. Усманов Азат
Низкий
Не использует 16. Яфаров Ленар
Низкий
Не использует 17. Байбиков Эльнар
Средний
Выборочно
Таким образом, задача, поставленная на констатирующем этапе, мною была решена.
Следующий формирующий этап должен был способствовать решению следующих задач:
- Изготовить отдельные образцы таблиц, рисунков для проведения словарной работы.
- Апробировать наиболее эффективные приёмы словарной работы.
- Проанализировать восприятие детьми различных приёмов.
- Для проведения словарной работы, лексическое значение которых можно дать наглядно, были изготовлены рисунки. А для знакомства с остальными словами использовались таблицы
-
Список класса
Использование новых слов в речевой практике 1.Абдюков Эмиль
Низкий
Не использует 2. Абдурашитов Рустам
Средний
Выборочно 3. Абушаев Рустам
Средний
Выборочно 4. Аввясова Динара
Средний
Выборочно 5. Арсланова Гульшат
Высокий
Использует 6. Ахмеджанова Резеда
Высокий
Использует 7. Байбиков Динар
Средний
Выборочно 8. Байбиков Ильнур
Высокий
Использует 9. Бакиев Ленар
Высокий
Использует 10.Бахтиярова Эльнара
Средний
Выборочно 11. Мавлютова Альмира
Средний
Выборочно 12. Мухамедова Ляйля
Высокий
Использует 13. Проломова Ольга
Средний
Выборочно 14. Саляева Ляйля
Высокий
Использует 15. Усманов Азат
Низкий
Не использует 16. Яфаров Ленар
Низкий
Не использует 17. Байбиков Эльнар
Средний
Выборочно
- словарный запас школьников среднем незначительно различается относительно разных возрастных групп. Увеличение словарного запаса наблюдается при изменении темы речевого высказывания (жизненный опыт детей, приятные вспоминания) либо при изменении вида речевой деятельности ( письменное сочинение)
- Отношение словарной единиц ко всем знаменитым частям речи колеблется в пределах 12,1% - 26,3% в зависимости от возрастной группы и темы речевого высказывания, что свидетельствует о недостаточном словарном запасе либо о нереализованных словарных возможностях детей (имеется в виду запас слов, ограниченных определенной темой).
- Наиболее употребительными среди всех словарных единиц является существительные и глаголы (80% - 87%), менее употребительными - числительные; их число едва достигает 0,2%. В приблизительно равных пределах наблюдается количество реализованных в речи прилагательных, местоимений, наречий (6,2% -7%). Эти данные свидетельствуют о том, что словарный запас младших школьников следует в равной степени обогащать словами разных частей речи.
- Имена существительные (37,7% - 60%), реализованные в речевых высказываниях младших школьников, в основном по своему значению являются конкретными.(80% - 87% ), реже встречаются вещественные (2,8% - 10% ) незначительную долю составляют абсолютные существительные. (2,6% -9%). Среди существительных следует выделить просторечных существительных (до 6%). Отличается употребление слов - терминов и слов, обозначающих религиозные понятия. Младшие школьники могут пользоваться в речи синонимами, многозначными словами, ряд существительных ими был использован в роли сравнений (60%).
- Среди имён незначительную группу составляют прилагательные (2,7%-7,8%). В основном это качественные прилагательные (64%-84%), обозначающие качества и свойства предметов, воспринимаемых органами чувств, обозначающие пространственные и временные качества, оценку. Следует выделить группу эмоционально-оценочных прилагательных, выступающих в роли эпитетов.
- Глаголы по числу их употреблений занимают место (25,8%-30,1%) от числа всех словоупотреблений словарных единиц. Лексика глаголов зависела от темы высказывания: это были глаголы, обозначающие деятельность органов чувств, мыслительных процессов, встречались глаголы цвета, света и т.д. в речевых высказываниях школьники пользуются синонимичными и многозначными глаголами.
- Выявлены следующие словарные ошибки:
Тест №1 Отметь (галочкой) значение слова малица а) зимняя одежда б) сапоги из шкур животных в) оружие воина дружины г) одежда из оленьих шкур
Тест №2 Как называет длинный и узкие сани для езды на оленях у народов севера? (подчеркните). а) саласки б) ролики в) нарты г) повозка
Тест №3 Вставьте в слова в предложения: глухарь, берлога, приглядеть, сажень
- Медведь всю зиму спал в …..
- Мама ушла на работу и попросила …….….. Машу за маленьким братом.
- …….. . встречаются и в лесах Ульяновской области.
- Дед отмерил семь ……. И вырыл большую яму.
Тест №4 Покажи стрелками правильные значения слов.
- Жимолость
Место, заросшее брусникой Брусничник
Лесное растение со съедобными ярко - красными кислыми ягодами, его ягоды. Костяника
Болотное растение с красными кислыми ягодами его ягоды
Урок литературного чтения.
4 класс I класс. 2004 - 2005уч. Год Тема: «Откуда пошла русская земля….» Летописи. «И повесил Олег щит свой не вратах Царьграда». Цель: Через наблюдение над текстом проследить путь, приведений к появлению светской авторской литературы, развивать литературно - художественные умения. Оборудование: Репродукция, изображающая святых Кирилла и Мефодия, иллюстрация древнего воина.
Ход урока:
- Знакомство с учебником «Родная речь»
- Подготовка к восприятию
Объединённые племена Кривичи Чуди Меря Древляне Радимичи
IV. Чтение I фрагмента летописи (учитель читает выразительно) - Какие важные события описаны в I фрагменте летописи? (договор Олега с Византией) V. Анализ текста. - Найдите в тексте изобразительно - выразительные средства. - Подчеркните глаголы и проанализируйте их. - Глаголы действия являются смысловой опорой повествования. Их обилие и характер создают впечатление мощного, стремительного движения русского войска к победе. - найти в тексте оценку рассказчиком поступка Олега; его характера. - Поразительный эффект летописи состоит еще и в том, что, ни слова не сказав о характере героя, автор создает образ этого человека. Опираясь на текст и иллюстрацию в учебник, представьте и опишите князя Олега. Объясните название текста. Щит - многозначное слово. Здесь: защитное вооружение, прикрывающее тело воина. - Кто автор текста? Летописцы за немногим исключениями, не имели обычая указывать свои имена. VI. Итог урока. С древних времен письменные исторические памятки отражали историю русской земли, историю зарождения русской литературы. Поэтом, перефразируя эпиграф к разделу «Летописи, можно просить: «Откуда пошла русская литература?». Можно ли считать фрагмент летописи художественным произведением? Докажите. VII. Домашнее задание: №4,5 стр.10
Внеклассное мероприятие
Урок - игра «Умники и умницы»
(обобщение по разделу «Летописи») Цель: закрепить знания по изученному разделу, уточнить восприятие прочитанного. Оборудование: ордена в виде ключей.
Класс разбит на 3 команды. - Сегодня завершаем знакомство с разделом «Летописи». Главным эпиграфом ко всем нашим урокам была фраза из полного названия летописи «Повесть временных лет».: Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, которые звучали на наших уроках. I. Этап проводится по ключевым словам. На доске прикреплены карточки с именами. Олег и Кирилл Дети выбирают имя, учитель зачитывает соответствующие вопросы.
- вопрос (Олег)… И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого черепа смерть мне принять?»
- вопрос (Кирилл) .. .Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все, что сказали славянские князья. И сказали философы…
- Этап.
- «Жила - была книжка».
- вопрос: В очень далекие времена, когда люди не умели не читать, ни писать. Опыт своего народа, его историю и предания они хранили в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважение, были желанными гостями на пирах. Как их называли? (сказителями)
- вопрос. Эти письмена в старину называли священными знаками. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, львы, жуки. Вперемежку с ними черточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слов, другие - слоги, третьи буквы. Что это за письмена? (Иероглифы)
- вопрос. Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием? (глаголица и кириллица)
- вопрос. В древней Руси пользовались пергаментными книгами, но пергамента не хватало, и стоил он очень дорого. Поэтому жители Новгорода, Пскова, Смоленска приспособились писать тексты заостренным стержнем на другом материале? Как он назывался? (Береста?)
- вопрос. Какие буквы были отменены в России после 1917г? ( Фита, и ё с точкой, ять
- вопрос. Составлялись летописи иногда по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Кем составлялась летопись? (Монархами, специально приставленными и обученными этому делу)
- вопрос. Кирилл и Мефодий перевели Апостол, Псалтырь. И какую еще священную книгу они перевели? (Евангелие)
- вопрос. Почему народ прозвал Олега Вещим?
- вопрос. В каком году произошло крещение Руси? (988г)
- вопрос. Зачем крещенным славянам понадобилось иметь свою письменность?
- вопрос. Почему Кирилл и Мефодий решили создать новую азбуку для славян, а не воспользоваться уже имеющимися латинским и греческим алфавитом?
- вопрос. Чем отличается летоисчисление у христиан?
- вопрос. Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам полотняные». И было так и по в если щит свой на вратах в знак победы…(Олег)
- вопрос. «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от тебе умереть!» (волхвы и кудесники)
- вопрос. Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил нас и поучил, и объяснил святые книги; ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и смысле их..» ( русские князья Ростислав, Святополк, Коцел)
Вручение орденов подведение итогов игры.
Библиография
- Арихипова Е.В. О теории и практике развития речи. Нач. школа, 1996 №6
- Методика преподавания русского языка. ( под ред. Баранова М.Т. - М. Просвещение 1990
- Бутузова Б. И. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. (Нач. школа 1992№1)
- Горбылева А.Я. Мишина А.П.,Ю Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение в начальной школе» - Ульяновск ИПК ПРО -2000
- Колосов П.И. Словарная работа на уроках литературного чтения - М: Академия педагогических наук РСФСР,1958
- Кустарева В.А. Назарова Л.К., Рожденсвенский Н.С. Светловская Н.Н. Яковлева В.И. Методика русского языка. - М: Просвещение, 1982
- Лобчук Е. И.Усвоение фразеологизмов. Нач. школа., 1990№2
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М: Просвещение, 1985
- Мали Л.Д. Климова С,А. и др. Речевое развитие младших школьников. - Пенза 1993
- Михеева А.А., Варковицкая А.Л
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М: Русский язык, 1981
- Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. - М: Цитадель, 1997
125