Дополнительная образовательная рабочая программа кружка «Познай себя»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края


Рассмотрено на МО

Протокол №___

От ___________

Принято на

педагогическом совете

Протокол №___

От ___________

Утверждаю:

Директор школы____________

Приказ № ___ от _______

Дополнительная образовательная рабочая программа кружка

«Познай себя»






Для учащихся 6-8 классов


Срок реализации - 1 год


Составитель: Кузнецова Олеся Владимировна

социальный педагог школы

с. Новоперуново 2012

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с программой А.Г. Макеевой «Не допустить беды".

В данной программе подобран комплекс занятий, направленный на формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций. Умение избавляться от привычных стрессовых реакций, принимать позитивные жизненные цели и искать пути к их достижению, развивать коммуникативные навыки.

Цель:

Создание условий для формирования у подростков «группы риска» личного опыта деятельности, направленной на личностно-значимое и социально-приемлемое самоопределение.

Задачи:


  • Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

  • Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, учить применять свои правовые знания в конкретных условиях практической жизни и действовать в соответствии с требованиями правовой нормы и закона;

  • Воспитывать самоконтроль, самоуважение, ответственное отношение к своему здоровью.

Актуальность программы

По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это склонность к правонарушениям, в связи с особенностями структуры психики, и несформированности процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки. Поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь. Найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед. Данная программа способствует развитию у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизации механизмов самопознания, самовыражения.
Участники проекта: подростки «группы риска», состоящие на ВШУ, для групповой работы по 8 - 12 человек, в возрасте 12-14 лет.

Формы и способы проведения занятий:

  • анкетирование, тестирование;

  • выполнение творческих заданий (диалоги, дискуссии, рисунки, презентации);

  • игры, инсценировки на заданную тему;

  • мини проекты;

  • ролевые игры;

  • совместное чтение тематических текстов, обсуждение, анализ проблемных ситуаций;

  • тренинги и упражнения;

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 72 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных и правовых норм в процессе общения;

  • повышение духовно - нравственного уровня учеников, гражданского сознания и самосознания.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Всего часов



теория



практика



примечание

I

Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации

15

6

9


1

Я - как понятие личности.

2

1

1


2

Интервью с самим собой.

3

1

2


3

Главные события в моей жизни.

2

1

1


4

Как я отношусь к себе.

3

1

2


5

Насколько я знаю себя.

3

1

2


6

Моя мечта.

2

1

1


II

Я среди других.


23

9

14


1

Мои интересы.

3

1

2


2

Как я справляюсь с напряжением и тревогой.

3

1

2


3

Как быть: « Учимся разрешать конфликты».

4

1

3


4

Кто мои друзья.

3

1

2


5

Настоящий ли я друг.

3

1

2


6

Моя карманная экономика.

2

1

1


7

Сколько денег мне нужно.

2

1

1


8

Для чего мне нужны деньги.

3

2

1


III

Я - гражданин своей страны


15

5

10


1

Я гражданин

2

1

1


2

Кодекс чистоты и совести.

3

1

2


3

Мои права.

3

1

2


4

Мои обязанности.

3

1

2


5

Ответственность несовершеннолетних.

4

1

3


IV

Смотри по жизни вперед

19

10

9




1

Курение - личное дело каждого?

3

2

1


2

Мы в ответе за тех, кого приручили.

2

1

1


3

Несколько граммов для храбрости.

4

2

2


4

Родителей не выбирают.

2

1

1


5

Легко ли сказать нет.

4

2

2


6

Путь в пропасть - мгновение, путь из пропасти - годы.

4

2

2



Итого:

72

30

42






Содержание программы


№ п/ п



Тема


Содержание

I

Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации

Сформировать целостное представление о самом себе как о личности. Научить оценивать свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных ситуаций. Выяснить есть ли у ребят своя мечта, помочь найти пути к ее реализации.

II

Я среди других.

Сформировать навыки самопознания и коммуникативной культуры подростков, научить общению и пониманию других людей, как работать в коллективе, уметь дружить и строить доверительные отношения. Помочь усвоить стандартные приемы этических форм общения с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрыть причины отсутствия взаимопонимания. Научить способам преодоления напряженных ситуаций, конструктивно и мирно разрешать конфликты. А также дать представление о том, какое место в жизни человека занимают деньги, какую роль они играют в экономике. Выяснить, для чего нужны деньги подросткам, научить правильно ими распоряжаться.

III

Я - гражданин своей страны


Воспитывать гражданское самосознание и причастность к своим истокам, пониманию необходимости изучения своих прав и обязанностей. Узнать, что такое гражданство и научить уважительному отношению к законам своей страны, а также развивать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Упорядочить знания учащихся об ответственности несовершеннолетних, ознакомить с видами наказаний, применяемых к несовершеннолетним преступникам. Вести профилактику правонарушений и формировать у подростков чувство ответственности за свои поступки.

IV

Смотри по жизни вперед Выработать у подростков негативное отношение к курению, разъяснить какой вред организму человека наносит табачный дым. Учить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю, подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков, формировать отрицательное отношение к алкоголизму как безнравственному явлению нашей жизни. Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением, заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ. Развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению и употреблению наркотических средств, разъяснить представление о воздействии никотина и наркотика на физиологию организма и психику человека. Воспитывать желание подростков вести здоровый образ жизни.





Список литературы

  1. Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2003.

  2. О.В. Летнева. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы. - Волгоград «Учитель» 2005.

  3. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы. - Волгоград «Учитель» 2007.

  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2009.

  5. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.5-11 классы. - М.: «ВАКО», 2006.

  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.

  7. Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. - Волгоград «Учитель» 2011.







© 2010-2022