Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в

3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»


Учителя: Храмова Елена Владимировна, Генералова Ольга Вячеславовна



Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятий по темам «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», «Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением», «Правописание сомнительных согласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Чередование гласных в корне слова», продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха, продолжать развивать умения работать в группах, совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки каллиграфического навыка, развивать речь, творческое мышление учащихся, вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
    • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
    • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
    • Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  2. В сфере регулятивных УУД:
    • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
    • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  3. В сфере познавательных УУД:
    • Научить детей применять ранее полученные знания для выполнения учебных заданий;
    • Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
    • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  4. В сфере коммуникативных УУД:
    • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
    • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
    • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
    • Формировать разновозрастные отношения.

Оборудование:
  1. Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.
  2. Презентация по теме урока.
  3. Костюмы и реквизиты для героев
Форма работы: групповая
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный (2 минуты) Проверяем готовность класса к уроку. Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи. Проговариваются этапы урока. Для детей на доске:
  1. Определение темы урока.
  2. Секрет
  3. Работа в группах.
  4. Физкультминутка.
  5. Презентация работ.
  6. Подведение итогов.
Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое. 2. Определение темы и цели урока (5 минуты) На доске слова ЖЁЛУ…Ь, ПРАЗ…НИК, К…ПУСТА, МОЛ…КО. -Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки, гласные или согласные, обозначают эти буквы? Назовите орфограммы, на которые мы должны обратить внимание при написании этих слов. -В какой морфеме пропущены буквы? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Это новый для вас материал? Какие же цели мы поставим перед собой на этом уроке? (кластер)

Дети вставляют пропущенные буквы, называют орфограммы, формулируют тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне слова»
Повторить правила правописания корневых орфограмм (перечисляют орфограммы), развитие речи, развитие каллиграфического навыка.
3. Проблемная ситуация Под музыку в класс неожиданно входят герои сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли, Железный Дровосек, Страшила и Лев (учащиеся 8 класса). -Здравствуйте, ребята! Вы нас узнали? Я - Элли, я - Железный Дровосек, я - Страшила, я - Лев. Из какой мы сказки? (если учащиеся 3 класса затрудняются назвать втора или название сказки, герои сами называют). Мы идём к Волшебнику Гудвину. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к вам. А знаете ли вы, зачем мы идём к Гудвину? Преодолев множество препятствий, мы уже видим купола башен Изумрудного города. Мы несём письма Волшебнику Гудвину с просьбами исполнить наши желания. Появляется злая волшебница Гингема с песней. -Вот я вас и догнала! Ничего у вас не получится! (начинает колдовать). Ну-ну! Идите-идите! Скатертью дорожка! (убегает) Появляется Гудвин со свитой. Герои обращаются к нему. - Великий и ужасный Гудвин! Мы просим тебя исполнить наши желания. О них мы написали в письмах (зачитывают письма). Гудвин передаёт письма учителю русского языка 8 класса. -Пусть великая волшебница русского языка прочтёт эти письма! Учитель читает письма и возмущается: -Как можно так безграмотно писать! Великий Гудвин, в этих письмах очень много ошибок. Скорее всего без злого колдовства тут не обошлось. В каждом письме ошибки на определённую орфограмму. Необходимо исправить ошибки и объяснить их, иначе невозможно будет исполнить желания друзей. Гудвин: -Итак, вы слышали, о чём просит вас великая волшебница! Исправьте ошибки и принесите доказательства вашей правоты, а письма перепишите заново! Даю вам на это четверть часа. Оставляю вам своих помощников (уходят). Герои: -Так вот оно - колдовство Гингемы! А вы ребята поможете нам? Учитель предлагает героям распределиться по командам вместе с помощниками, воспользоваться пакетом с заданиями для оформления правил.





Ответы детей.















4. Распределение ролей в группах. Работа в группах. (15 минут) Учитель: -Чтобы помочь нашим героям, необходимо действовать быстро и слаженно. Прочитайте вместе письмо, определите, на какую орфограмму допущены ошибки, исправьте их. В пакетах у вас есть правила, но Гингема, видимо и тут постаралась: правила рассыпались и перемешались. Выберите нужное, наклейте на лист бумаги. Когда вы исправите все ошибки, запишите слова, в которых были допущены ошибки, в тетради, запишите проверочные слова, а герои перепишут письмо без ошибок на лист бумаги. Распределите, кто какую работу будет выполнять в группе. Подготовьте ответ по плану: 1. Назовите орфограмму. 2. сформулируйте правило, оформленное на листе. 3. назовите слова +проверочные (если это необходимо) 4. предъявите переписанное письмо.



Дети распределяют роли и выполняют работу в группах.




5. Физкультминутка (1 минута) Проводят герои. Дети выполняют упражнения. 6. Презентация работ Гудвин вместе со свитой и учителем русского языка 8 класса проверяют работы, заслушивают правила, опрашивают другие команды. Учитель 8 класса: -Ребята, объясните написание слов с вопросительным знаком (старшеклассники объясняют написание слов с чередующимися гласными). Гудвин хвалит детей за работу и вручает героям коробочки, где лежат их желания. Герои благодарят за помощь. Все уходят, исполняя песню. Гингема: -Как у вас всё здорово получилось! Мне так понравилась ваша работа. Возьмите меня с собой, я тоже хочу поучиться у великой волшебницы русского языка! Ответы детей 7. Рефлексия урока (5 минут) Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Все ли цели достигнуты? Что не удалось? Понравился ли вам урок? Оцените каждый свою работу (оценочный лист) по критериям: настроение, моя работа в группе, достижение целей урока, обобщение знаний по русскому языку. Ответы учащихся, заполнение оценочного листа. 9. Итог урока (1 минута) Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы.




Приложение 1.

Письмо Элли.

Дарагой Гудвин!

Прашу тебя исполнить маё желание. Я хачу вернуться дамой в Канзас, где я выр?сла, со сваим другом Тотошкой!

Письмо Льва.

Виликий Гудвин!

Исполни моё жилание. Я труслив, как заиц, а хочу быть смелым, как мидведь. Дай мне, пожалуйста, смелости. Разриши мне остаться в твоей валшебной стране. Заранее спосибо! Г?рю от нетерпения стать храбрым!

Письмо Железного Дровосека.

Здраствуй, Ужастный Гудвин!

Я преодолел много опастностей, помог моим прелесным друзьям дойти до тебя. Я чуствую себя счасливым. Но для полного счастья мне не хватает серца. Прошу, помоги! Хочу просыпаться на з?ре влюблённым!

Письмо Страшилы.

Блиский и далёкий Гудвин!

Я был пугалом, которое охраняло огорот. Мой хозяин нарисовал мне глас - и я могу видеть. Потом мне нарисовали ноз - я могу чувствовать запахи. Потом мне нарисовали рот - и я могу говорить. Но никто не вл?жил в мою голову мозк. У меня к тебе прозьба - дай мне ума. Твой верный друк Страшила.

Оценочный лист

Критерий

оценка

1

Настроение

2

Моя работа в группе

3

Знания по русскому языку

4

Достигнуты ли цели урока

Подготовьте ответ по плану: 1. Назовите орфограмму. 2. Сформулируйте правило, оформленное на листе. 3. Назовите слова +проверочные (если это необходимо) 4. Предъявите переписанное письмо.




План работы:

  1. Прочитайте письмо.
  2. Определите, на какую орфограмму сделаны ошибки.
  3. Составьте из набора слов в конверте правило. Приклейте эти слова на лист бумаги.
  4. Подберите к словам проверочные, запишите их в тетрадь, выделите орфограмму.
  5. Перепишите письмо на новый лист без ошибок.
  6. Обратите внимание на слово с вопросительным знаком. Сформулируйте правило, которое объясняет пропущенную букву.
  7. Подготовьте ответ по плану.


© 2010-2022