Выступление на педсовете Формирование УУД на уроках развития речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Формирование УУД на уроках развития речи. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий мы закладываем в начальной школе на всех уроках. Остановлюсь на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Ведь успехи в изучении русского языка определяют результаты обучения школьника по другим предметам. Так вот, напомню одну из главных задач предмета - развитие устной и письменной речи учащихся (коммуникативной компетенции), а также навыков грамотного, безошибочного письма. В связи с этим наблюдаем изменения: в программе вдвое увеличилось количество уроков развития речи (26 часов - 3 класс, из них изложений только 10, а остальные часы сочинения - описания, сочинения по репродукции картины). Появились такие виды работ, как составление текста - описания в научном стиле, сочинения-отзыва по картине. Причём, теперь мы учимся писать сочинения, а позже - изложения. Обучение написанию сочинений, в том числе и по картине, - это кропотливый труд и со стороны учителя, и со стороны ученика. Но в результате этой работы у младших школьников вырабатывается определенная система работы над составлением текстов. Нельзя не сказать о применении ИКТ, которое позволяет сделать уроки более увлекательным и интересным. Рассмотрим формирование УУД на уроке по теме «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»» в 3 классе (УМК «Школа России»).
  1. Личностные УУД (формирование интереса, доброжелательной обстановки)

- Сегодня урок мы вновь проводим в Картинной галерее. Все готовы?

Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит.
С ними пляшет и поёт
Всем подарки раздаёт,
С тоненькой фигурочкой
Девочка... (Снегурочка) Н. Губская -Кто это? Что вы про неё знаете? Откуда? - Как вы к ней относитесь? - О какой же картине пойдёт сегодня речь? Дети сами находят очередную картину, рассматривают её в учебнике, а потом на доске. - Для чего мы учимся писать сочинения? Дети знают, что уметь писать сочинение - это уметь мыслить и грамотно излагать СВОИ мысли, сдать ЕГЭ. Современному человеку нужно не столько уметь ПИСАТЬ грамотно, у нас сейчас для этого машины есть, которые исправят все ошибки, сколько ГОВОРИТЬ и уметь убеждать, грамотно представляя свою точку зрения).

  1. Познавательные УУД.
  1. Постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка.
Учу детей выделению и формулированию познавательной цели; - поиску и выделению необходимой информации, контролю и оценке процесса и результатов деятельности; - осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме. - Какова тема сегодняшнего урока? -Чем мы будем заниматься? - Как? -Что у нас должно получиться? 2)Знакомство с биографией художника, с историей написания картины. - Что можно сказать об авторе картины? - У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике. Используя интернет-ресурсы, можно интересно рассказать о художнике, показать его картины, тем самым усилить восприятие картины. 3) Беседа по картине. -Что вас поразило больше всего? -Используя слова для справок, опишите зимнее небо. -Почему снег на картине голубого цвета? -Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? -Опишите образ Снегурочки. -Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? К этому же познавательному аспекту относится словарная работа, работа со словарями. -Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка - юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, жемчужные снежинки, пушистые хлопья снега). На каждом этапе урока прослеживается формирование коммуникативных УУД (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других). На протяжении всего урока дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - т.е. действовать естественно. -А далее музыкальная минутка. (Звучит ария Снегурочки из оперы Римского Корсакова «Снегурочка») -Какое настроение передает это музыкальное произведение? -Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка». Дети продолжат знакомство с темой Снегурочки на уроке музыки («Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка») и на уроке изо и технологии. Такая интеграция (активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам), является основой метапредметного подхода, который заложен в основу новых стандартов. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
  1. Регулятивные УУД (наблюдение, выводы, работа с учебником, составление плана действий, владение навыками самоконтроля, внесение дополнений и коррективов)
- Попробуйте составить план сочинения. (Дети работают на черновике). - Сравните свой план с планом на доске. (Открываю доску с готовым планом инструментом интерактивной доски - «шторка»). - Что получилось? Какие изменения внесли? При письме первых сочинений шла коллективная работа с планом, которая выходила за рамки одного урока. Сейчас большая часть работы - самостоятельная. Устное сочинение по картине (работа в парах). Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: - полное внимание к однокласснику; - терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». И, наконец, написание первого варианта сочинения на черновик. Стараюсь, чтобы у всех детей получилось. «Слабым» детям оказываю индивидуальную помощь, а то и сама проверяю, так как им не приходиться надеяться на помощь родителей в такой сложной работе.
Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения. Именно поэтому, оценки за сочинение всегда хорошие. Хочется, чтобы у детей получалось, чтобы им было интересно (как говорят стандарты), ведь Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать… Л.Н.Толстой

3


© 2010-2022