Статья: Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Данюкова Светлана Ивановна-

учитель начальных классов

МОУ Верхнехавской СОШ №1

с. Верхняя Хава


В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения

диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. Исследование - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследование предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы,

  • изучение теории, посвящённой данной проблематике,

  • подбор методик исследования,

  • сбор материала, его анализ и обобщение,

  • научный комментарий,

  • собственные выводы.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования:

  • выработка концепции,

  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

  • создание плана,

  • организация деятельности по реализации проекта.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала, во внеурочное время, представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы;

  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке?

Не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведут ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Экспериментальную работу веду как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования. При проведении учебно-исследовательской работы в рамках предметов базисного цикла осуществляется решение следующих задач:

  • развитие навыков анализа литературного материала и собственных наблюдений,

  • поиск фактов (доказательств) для подтверждения выдвинутой гипотезы,

  • создание терминологической базы,

  • представление собственной позиции, точки зрения средствами устной и письменной речи.

Проектно-исследовательскую деятельность в классе я начала на уроках литературного чтения. Цель исследовательской деятельности - к концу года создать Золотую библиотеку.

На первом этапе, обсуждая понравившиеся рассказы и сказки, ребята, задались вопросом, могут ли книги одних и тех же авторов нравиться нескольким поколениям людей. Класс разделился на исследовательские группы, объединённые по принципу сходства интересов. Каждая группа выбрала название. В тетрадях были составлены списки группы, далее на страницу записывали свои любимые книги. Следующим этапом стал опрос родственников. В опросе приняли участие несколько поколений. Затем ребята сравнили свои списки и выделили общее. В результате опросов сложилось несколько списков.

Обсуждая полученные результаты, ребята пришли к выводу, что многие авторы создают произведения, которые одинаково интересны и им и их родным.

Поиск любимых книг осуществлялся не только в школьной библиотеке, но и районных. Учащиеся привлекали ресурсы диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронную библиотеку.

На странице исследователя в первой части тетради каждый сформировал свой список книг, которые он рекомендует в Золотую библиотеку. Этот этап исследования научил их поиску информации, методам ведения опроса, способам фиксирования и хранения информации.

Несколько произведений учащийся прочитал после того, как узнал, что его родители зачитывались ими в детстве, и после чтения уверенно включал их в свой список.

Чтобы предложенные произведения вошли в список группы, учащемуся необходимо было познакомить группу с ними, обосновать свой выбор. Содержание произведения пересказывалось, заинтересовавшись, члены группы перечитывали его и выносили решение.

Следующим этапом стало обучение способам систематизации информации. К этому времени учащиеся овладели понятием жанра литературы. В результате работы оказалось, что жанр сказок представлен недостаточно полно. Тогда группа «Сказочники» организовала презентацию по сказкам, составила викторину и доказала, что многие сказки незаслуженно остаются на полках библиотеки без внимания.

Последний этап исследования предполагает презентацию работы группы в классе. Группа выбирает способ презентации: доклад, раздача рекомендательных списков, изготовление планшета с результатами исследования, компьютерная презентация. В классе предпочтение было отдано компьютерной презентации, которая создавалась при активной помощи родителей. Совместная работа родителей и детей помогла тем и другим лучше понять друг друга, осознать общность интересов.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения дала свои результаты: качество знаний по литературному чтению, все учащиеся читают целыми словами, темп чтения более 90 слов в минуту, успешно овладевают литературоведческими понятиями.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Использованная литература.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - № 2. - C. 36-43.

4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995.

5. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. М5.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.

7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

8. Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе

/ З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 25-28.

9. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 34-38

© 2010-2022