Открытый урок по чтению на тему Осознанное чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано:

Заместитель директора по учебной работе

_______________________ О.Ф. Цепелева

«____»_____________________ 2015г.





Урок чтения в 3 классе



Подготовила и провела урок

Покровских Любовь Алексеевна, учитель начальных классов,

Первая квалификационная категория.

Сроки и место проведения: 18 ноября 2015 год с 09.50 до10.30

в учебном кабинете 3 класса.

Тема урока: Осознанное чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».

Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения. Задачи: Коррекционно-образовательные: - формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писательницы В.Осеевой, через ознакомление с рассказом « Честное слово»;

Коррекционно-развивающие:

-коррекция и развитие связной устной речи на основе осознанного чтения текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста; - коррекция и развитие словесно-логического мышления, умения анализировать произведение, выделять главную мысль при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи между людьми; - коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;

- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.

-Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся.

Коррекционно-воспитательные: - воспитание нравственных качеств учащихся, вежливости, уважения к старшим; - формирование познавательного интереса к литературе, произведениям В. Осеевой. - формирование положительной мотивации учащихся к обучению, и познавательного интереса к учебным предметам.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока:

учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Честное слово" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

отвечать на вопросы по содержанию 1 части рассказа;

ориентироваться в причинно-следственных связях;

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

- коммуникативные:, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения.

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Применяемые методы, педагогические технологии:

технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;

методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, слайды с изображением , учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, закладки ,таблички с корректурной пробой: (ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО)


ХОД УРОКА

I.Организационный момент (2 мин)

Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!

Повернитесь к нашим гостям - улыбнитесь!

Повернитесь и улыбнитесь мне! Садитесь.

Открываем календарь! Послушаем отчёт дежурного (Настя Ш.),закрепляет Саша М. - Какой урок? (Ответы детей) - Который по счету? (Ответы детей) - Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей) -Где пригодится умение читать? (Ответы детей)

II. Логопедическая зарядка (2мин) Слайд № 1

Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.

В одном маленьком домике жил язычок!

Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).

И оттуда появлялся язычок!

А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).

Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).

Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)

Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)

Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!Молодцы!

Мы готовы к проверке домашнего задания.

III. Проверка домашнего задания.(4 мин)

Чтение рассказа Н.Носова « Огурцы» Слайд № 2

- Как называется рассказ, который мы с вами читали на прошлом уроке?

Чтение учащимися вслух (Настя К, Настя Ш.)

- Почему рассказ называется «Огурцы»?

Итог проверки домашнего задания.

IV. Сообщение темы и цели урока. Беседа.(1 мин)

Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе:

«Волшебное слово помочь всегда готово»!( слайд3)

Сегодня мы будем с вами читать выразительно, правильно и осознанно

Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!

V.Рассказ о биографии писательницы( 5мин)

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. (Слайд 4)

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом - воспитателем. Поэтому, став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.

Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

- Обратите внимание на выставку книг (Слайд 5) Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?

-Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО (СЛАЙД 6)

Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)

( СЛАЙД 7)

VI.Первичное знакомство с текстом произведения (учебники закрыты) (8мин)

Сегодня мы с вами прочитаем первую часть произведения и попробуем догадаться, о каком волшебном слове идет речь в этом рассказе. Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой"+

Чтение учителем текста произведения.

-Понравилось ли вам I часть произведения?

-Определите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение?

-Докажите, что это рассказ? (Ответы детей)

- Могла ли произойти такая история в жизни? (Ответы детей)

- Значит это познавательный рассказ?

- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)

- С чего все началось? (Ответы детей)

- Почему? (Ответы детей)

VII.Работа над текстом рассказа, словарная работа (2 мин)

- Будем работать на этом уроке над первой частью рассказа, стр. 83-85

- Прочитайте I часть рассказа глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. (Дети читают: I группа - 1 часть,II группа -с.83 (до Один поругает -другой пожалеет) , III группа -3 абзаца)

- Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова) (СЛАЙД8)

Волшебник - «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».

Чуть не поддал хорошенько - т.е. чуть не ударил.

Стряпать - т.е. готовить пищу.

Противень - т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.

VIII.Беседа на актуализацию знаний учащихся о волшебных словах

(2 мин)

- А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос: Каких слов не знали дети?

-О каких дорогих словах говорит автор?

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

- Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но, представьте! - зря от Вити

Ждал я слова…(ИЗВИНИТЕ)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил.

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну сказала бы ...(СПАСИБО)

Слово-то какое -

Очень дорогое.

-Я думаю, что таких дорогих слов в русском языке не мало.

Какие ещё добрые слова вы знаете?

-добрый день. (СЛАЙД 9)

-спасибо.

-здравствуйте, будьте любезны, простите, пожалуйста…

- Можно ли эту группу слов назвать волшебными? Почему? IX. Физминутка - (1 мин)

Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! X.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр.84) (1 мин) - К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей) - Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей)
XI.Выразительное чтение I части произведения и анализ. Работа по вопросам учителя. (5мин)

- Покажи образец выразительного чтения (Настя Ш.)

а) I часть

О ком этот рассказ?

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А как разговаривал Павлик со стариком?

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?

-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу - произнесите это слово друг другу!

XII. Гимнастика для глаз. Релакс. (1мин)

XIIIОбобщающая работа по тексту (3 мин)

б) Обобщающая беседа:

- Так какова главная мысль рассказа?

- Кто на самом деле творил чудеса?

- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

Работа с пословицами.

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

Чтение пословиц учащимися.

-«Добрый человек добру и учит» (Данил С)

-«За добро добром и платят» (Настя К)

ВЫВОД: В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой. XIV.Домашнее задание (1мин)

- Прочитать внимательно рассказ В.А. Осеевой "Честное слово". Подготовиться к пересказу.

Задание дается дифференцированно.

I группа - читать текст (Настя К,Настя Ш)

II группа - читать 1 часть рассказа (Саша М, Данил С,Воскобойникова Е)

III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)

IV группа - читать слоги букварь стр.37. Юра и Витя.(Звук и буква Шш)

IV. Итог урока (1мин)

- Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")

- Кто написал этот рассказ?

- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.

- Понравился ли вам урок?

-Рекомендую вам почитать и другие книги В.А. Осеевой.

IVI.Дифференцированное оценивание. (1мин) Выставка рисунков Вити Ж и Юры по теме урока(Звук и буква Шш) Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен! Слайд 10




© 2010-2022