- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по чтению на тему Осознанное чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». (3 класс)
Открытый урок по чтению на тему Осознанное чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Покровских Л.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано:
Заместитель директора по учебной работе
_______________________ О.Ф. Цепелева
«____»_____________________ 2015г.
Урок чтения в 3 классе
Подготовила и провела урок
Покровских Любовь Алексеевна, учитель начальных классов,
Первая квалификационная категория.
Сроки и место проведения: 18 ноября 2015 год с 09.50 до10.30
в учебном кабинете 3 класса.
Тема урока: Осознанное чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения. Задачи: Коррекционно-образовательные: - формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писательницы В.Осеевой, через ознакомление с рассказом « Честное слово»;
Коррекционно-развивающие:
-коррекция и развитие связной устной речи на основе осознанного чтения текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста; - коррекция и развитие словесно-логического мышления, умения анализировать произведение, выделять главную мысль при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи между людьми; - коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.
-Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся.
Коррекционно-воспитательные: - воспитание нравственных качеств учащихся, вежливости, уважения к старшим; - формирование познавательного интереса к литературе, произведениям В. Осеевой. - формирование положительной мотивации учащихся к обучению, и познавательного интереса к учебным предметам.
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Честное слово" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
отвечать на вопросы по содержанию 1 части рассказа;
ориентироваться в причинно-следственных связях;
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные (МПР):
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- коммуникативные:, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии:
технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, слайды с изображением , учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, закладки ,таблички с корректурной пробой: (ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО)
ХОД УРОКА
I.Организационный момент (2 мин)
Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!
Повернитесь к нашим гостям - улыбнитесь!
Повернитесь и улыбнитесь мне! Садитесь.
Открываем календарь! Послушаем отчёт дежурного (Настя Ш.),закрепляет Саша М. - Какой урок? (Ответы детей) - Который по счету? (Ответы детей) - Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей) -Где пригодится умение читать? (Ответы детей)
II. Логопедическая зарядка (2мин) Слайд № 1
Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!Молодцы!
Мы готовы к проверке домашнего задания.
III. Проверка домашнего задания.(4 мин)
Чтение рассказа Н.Носова « Огурцы» Слайд № 2
- Как называется рассказ, который мы с вами читали на прошлом уроке?
Чтение учащимися вслух (Настя К, Настя Ш.)
- Почему рассказ называется «Огурцы»?
Итог проверки домашнего задания.
IV. Сообщение темы и цели урока. Беседа.(1 мин)
Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе:
«Волшебное слово помочь всегда готово»!( слайд3)
Сегодня мы будем с вами читать выразительно, правильно и осознанно
Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!
V.Рассказ о биографии писательницы( 5мин)
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. (Слайд 4)
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве.
Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом - воспитателем. Поэтому, став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.
Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
- Обратите внимание на выставку книг (Слайд 5) Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?
-Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО (СЛАЙД 6)
Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)
( СЛАЙД 7)
VI.Первичное знакомство с текстом произведения (учебники закрыты) (8мин)
Сегодня мы с вами прочитаем первую часть произведения и попробуем догадаться, о каком волшебном слове идет речь в этом рассказе. Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой"+
Чтение учителем текста произведения.
-Понравилось ли вам I часть произведения?
-Определите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение?
-Докажите, что это рассказ? (Ответы детей)
- Могла ли произойти такая история в жизни? (Ответы детей)
- Значит это познавательный рассказ?
- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
VII.Работа над текстом рассказа, словарная работа (2 мин)
- Будем работать на этом уроке над первой частью рассказа, стр. 83-85
- Прочитайте I часть рассказа глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. (Дети читают: I группа - 1 часть,II группа -с.83 (до Один поругает -другой пожалеет) , III группа -3 абзаца)
- Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова) (СЛАЙД8)
Волшебник - «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».
Чуть не поддал хорошенько - т.е. чуть не ударил.
Стряпать - т.е. готовить пищу.
Противень - т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.
VIII.Беседа на актуализацию знаний учащихся о волшебных словах
(2 мин)
- А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос: Каких слов не знали дети?
-О каких дорогих словах говорит автор?
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
- Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но, представьте! - зря от Вити
Ждал я слова…(ИЗВИНИТЕ)
А слово-то какое -
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы ...(СПАСИБО)
Слово-то какое -
Очень дорогое.
-Я думаю, что таких дорогих слов в русском языке не мало.
Какие ещё добрые слова вы знаете?
-добрый день. (СЛАЙД 9)
-спасибо.
-здравствуйте, будьте любезны, простите, пожалуйста…
- Можно ли эту группу слов назвать волшебными? Почему? IX. Физминутка - (1 мин)
Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! X.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр.84) (1 мин) - К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей) - Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей)
XI.Выразительное чтение I части произведения и анализ. Работа по вопросам учителя. (5мин)
- Покажи образец выразительного чтения (Настя Ш.)
а) I часть
О ком этот рассказ?
-Кто главный герой этого рассказа?
-Что случилось с Павликом?
-Как об этом узнал старик?
-А как разговаривал Павлик со стариком?
-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?
-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?
-Давайте попробуем произнести это слово!
-Повернитесь друг к другу - произнесите это слово друг другу!
XII. Гимнастика для глаз. Релакс. (1мин)
XIIIОбобщающая работа по тексту (3 мин)
б) Обобщающая беседа:
- Так какова главная мысль рассказа?
- Кто на самом деле творил чудеса?
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
Работа с пословицами.
- Какая пословица подходит к нашему произведению?
Чтение пословиц учащимися.
-«Добрый человек добру и учит» (Данил С)
-«За добро добром и платят» (Настя К)
ВЫВОД: В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой. XIV.Домашнее задание (1мин)
- Прочитать внимательно рассказ В.А. Осеевой "Честное слово". Подготовиться к пересказу.
Задание дается дифференцированно.
I группа - читать текст (Настя К,Настя Ш)
II группа - читать 1 часть рассказа (Саша М, Данил С,Воскобойникова Е)
III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)
IV группа - читать слоги букварь стр.37. Юра и Витя.(Звук и буква Шш)
IV. Итог урока (1мин)
- Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.
- Понравился ли вам урок?
-Рекомендую вам почитать и другие книги В.А. Осеевой.
IVI.Дифференцированное оценивание. (1мин) Выставка рисунков Вити Ж и Юры по теме урока(Звук и буква Шш) Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен! Слайд 10