- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему Дружба
Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему Дружба
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Логина И.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 830
Северо - Западного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
________________________________________________________________________________________
125362 г. Москва, ул. Большая Набережная, д. 23, тел./факс 491-15-93, E-mail: sch [email protected]
Конспект открытого урока
проводимого в рамках фестиваля
«Академия современного урока»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»
Урок №14
Тема урока: Дружба.
учителя начальных классов
1 категории
Логиной Ирины Вячеславовны
Цель урока: научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу. Предметные результаты: -формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие. Метапредметные результаты: -участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений; -формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей. Личностные результаты: - развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, аудиозапись, атрибуты для соревнований.
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.
1.Организационный момент.
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка»
Учитель приветствует детей.
- Я снова рада приветствовать вас на очередном интересном уроке. Возьмите друг друга за руки и давайте с улыбкой пожелаем всем нам удачи на уроке.
-
Тема, цель, задачи урока.
Работа в парах.
- Расшифруйте слова, которые нам пригодятся на уроке. (приложение 1)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (предположения детей)
Тема нашего сегодняшнего разговора «Дружба».
Возьмите свой рабочий лист, запишите число. Тема урока - Дружба.
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? Дружба. Это важное слово. Что такое дружба? Давайте посмотрим, что говорят мудрецы.
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. Так говорил Д. Аддисон.
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.
Работа в группах.
- Выполните задания, которые помогут понять значение слова «дружба». Ответы записывайте в рабочий лист.
-
Группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.
-
Группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
-
Группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
-
Группа: Подберите пословицы со словом «дружба»
Анализ результатов работы в группах.
Вывод: (Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).
- Подготовка к изучению нового (чтение и анализ текста - коллективная работа)
Коллективная деятельность. - Живя в обществе, человек выстраивает отношения с разными людьми. Может ли он быть одинок?(высказывания детей) Наша задача - прочитать учебный текст, найти подтверждения своим ответам.
. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом .)
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
-
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
-
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
-
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
-
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
4. Работа на рабочих страничках. «Нужные слова» - вставьте пропущенные слова.(отрывок текста из учебника) Вывод: Человек выстраивает отношения с разными людьми на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Но, несмотря на это, часто бывает одинок. Отличительными чертами дружбы являются бескорыстие, избирательность, взаимопонимание. Прочная дружба возможна только при определенных правилах.
Работа в группах. - Составьте свои « Правила дружбы».
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
5. Не обманывай друга.
6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
7. Не предавай своего друга.
8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
9. Основа дружбы - взаимоуважение.
10. Прочная дружба - это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя взамен.
Анализ результата работ.
-
Физкультминутка : Танец дружбы под музыку из кинофильма «Золушка».
-
Закрепление. Как можно дружить с помощью своих увлечений. Выступление Фурсовой Анастасии. «Фенички - моё увлечение»
7. КТД (моделирование дерева дружбы)
- Каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. Мы такое дерево посадили 4 года назад. Оно росло вместе с нами, вместе с нами изменилось. Вместо ладошек появились разноцветные листочки. На них вы напишите своё имя и личностное качество, которое вы бы хотели видеть в вашем друге. Готовые листочки прикрепите к нашему дереву.
Итог урока - (просмотр мультфильма «Клад кота Леопольда»)
Так что такое дружба? Продолжите предложение.
Дружба - это…(дети встают в круг, берутся за руки и обмениваются рукопожатиями). Учитель обращает внимание на то, что вместе с рукопожатиями мы все делимся своим теплом, своим желанием дружить.
А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
-
Домашнее задание : Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями. Нарисуйте портрет своего друга. А на следующем уроке узнаем, что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить.
(Приложения)
Зашифрованные слова
* Р Ж Д А У Б * Р Г У Д
( дружба) (друг)
* С Р Т А Д О Ь * О П О Щ М Ь
(радость) (помощь)
* П Е О Н И М И А Н * Д Е В О Р Е И
(ПОНИМАНИЕ) (ДОВЕРИЕ)
* В А Ж Е Н У И Е * И С Я Т А М П И
(УВАЖЕНИЕ) (СИМПАТИЯ)
* Т О О Н Е Н Ш И Я * Б О С Р К Ы О С И Т Е
(ОТНОШЕНИЯ) (БЕСКОРЫСТИЕ)
* И Б И Р А З Т Е Ь Л Н О С Т * З Т А Б О А
(ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ) (ЗАБОТА)
РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА
Тема:__________________________________________________________________
Задание 1. Используя толковый словарь, объясните значение слова «дружба».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Вспомните и запишите пословицы со словом «дружба».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Проталинки.
Одна из отличительных черт дружбы -______________.Человек_________________
своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними ___________, достаточно просто ровных и ______________________ отношений. Друзей же человек __________________________ . Еще одна ___________________черта дружбы - _________________________.Это отсутствие____________________ к личной______________ , ____________ .Друзьям просто _________ во всем _______________________________________________ .
Задание 6. Составьте свои « Правила дружбы»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________