Методическая разработка урока по русскому языку на тему Текст, УМК Система РО Занкова, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по русскому языку на тему Текст , УМК Система РО Занкова, 2 класс

Открытый урок по ФГОС во 2-м классе "Текст. Признаки текста»

Класс: 2, УМК В.Л.Занкова

Дидактическая цель урока: организовать совместную работу в малых группах с целью восстановления деформированных текстов.

Задачи:

Предметные: способствовать формированию умения распознавать текст по его признакам ,составлять текст из деформированных предложений, словосочетаний, озаглавливать, определять тип текста.

Метапредметные:

  • познавательные: формировать умение делить текст на части и выделять их; определять тип текста, составлять текст из деформированных предложений, составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

  • коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе, парах постоянного состава с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;

  • регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

  • личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: в парах, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  • компьютерная презентация;

  • конверты с индивидуальными заданиями для групп;

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность научиться восстанавливать текст-повествование.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

  • регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;

  • личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Ход урока

I. Организационный этап

-Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

II.Актуализация знаний учащихся

-Для чего надо изучать русский язык ? ( грамотно писать, правильно излагать свои мысли, для общения Грамотность-это в наше время престижно. Модно. 18 марта -единый диктант по России. России нужны грамотные люди )

1.Орфографическая зарядка

(Тренажер «Безударная гласная»)

-Какая орфограмма объединяет слова?

-Как проверить безударную гласную? Проверяем.

-Оцените свою работу!

2. Чистописание

-Послушайте внимательно задание для чистописания.

- Буква находится в слове, в котором звуков меньше, чем букв. Какое слово?

- Она обозначает согласный парный звонкий твердый звук.

- Какая буква? ( Г)

Смотрим на образец учителя и пишем:

Г г

-Сравните с образцом и подчеркните 2 самые красивые буквы.

II.Актуализация знаний учащихся

1.Работа над предложением.

проталинка, на, лесной, появилась, полянке

- Что это? Почему нельзя назвать предложением?

- Что такое предложение? Предложите задание к этому упражнению.

(Объяснить выделенные орфограммы. Составить предложение.)

2.Работа в парах.

(На лесной полянке появилась проталинка.)

-Что такое проталинка? Где можно узнать значение слова? ( В толковом словаре: ПРОТАЛИНА, ы, ж. Место, где стаял снег и открылась земля.)

- Предложи задания по предложению. (Разбирает по членам предложения и ч речи ) Оцените работу!

- Что такое предложение?

3.Логическая цепочка

Определите последовательность понятий и объясните свой выбор.

На доске: слова - слоги - звуки - текст - предложения.

Дети: звук - слог - слово - предложения - текст.

Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, где его место в цепочке ? является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.

- Предположите, с чем будет связана тема нашего урока?

3.Сообщение темы урока

-Тема урока: «Текст. Признаки текста»

-Чему мы будем учиться на уроке? (Учиться определять текст по его признакам, озаглавливать, составлять текст, определять тип текста.)

-Что такое текст? Назовите признаки текста(слайд). Какие типы текста мы знаем?

(Текст-повествование:

Повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим.

Можно поставить вопросы:

что случилось? что произошло?

Текст-описание: (часть текста) дается описание предмета или явления. Можно поставить вопросы: какой? какая? какое? какие?

Текст-рассуждение: Можно выделить 3 части:1. -высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства.

2 часть- само объяснение, доказательство;

3 часть- это вывод. К тексту - рассуждению можно поставить вопрос почему?)

IV. Закрепление новых знаний и способов действий

-Проведем исследование.

Слайд №3. Две записи. №1- набор предложений, а №2 - текст.

Апрель с водой, а май с травой. Без вербы весны не бывает. Голубь - символ мира.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула и чуть его не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

- Прочитайте запись 1. Можно ли это назвать текстом? Почему? Предложения не связаны по смыслу. Нет общей темы. Нельзя озаглавить.) Какой признак?

- Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)

Слайд Признаки текста.

-Прочитайте запись 2.

О ком говорится в тексте? Найдите предложения, которые характеризуют муравья, голубя.

-Молодцы! Вы все точно сказали. Текст можно озаглавить. (2 признак)

Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

Муравей и голубка

Стрекоза и муравей

Спасение муравья

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят?

-Какой вывод мы можем сделать?

-( слайд)Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)

-Повторите все признаки текста. Прочитайте начало, основную часть, концовку.

- Определите тип текста. Антонов (Повествование. Что случилось ? Что произошло?)

- Ребята. У этого текста есть автор Л.Н.Толстой. Чему может научить этот рассказ? (на примере животных- помогать другим) Давайте и мы будем учиться выручать друг друга, помогать .

-Запишите название текста. Предложения о голубке. Подчеркните глаголы.

Проверьте с доской. Поднимите руку у кого так же!

V. Физкультминутка

Скажу я слово - высоко

А ты ответишь - низко….

VI. Работа над составлением текстов в группах.

- Весна в любые времена вдохновляла художников и композиторов на создание разных прекрасных образов. Чем пишет композитор? А художник? А поэт и писатель?

Вам представилась такая возможность в группах создать свой образ весны.

Поможет вам картина И.Левитана «Весна. Большая вода», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель »

- У каждой группы свое задание. Прочитайте его внимательно. Обсудите. Запишите в тетрадь. Проверьте.

1 группа: Прочитайте. Составьте текст, где нужно изменяя форму слова и добавляя недостающие слова. Озаглавьте. Запишите. Добавьте 2 предложения, подходящих по теме, для продолжения.

Весна, наступает, снег, тает, на, показалась, пригорках, земля, потемнел, лед, на, реках, скоро, прилетят ,в, скворцы, и , жаворонки. Запоют звонко свои песни. Все рады весне.

2 группа: Прочитайте. Составьте текст, где нужно изменяя форму слова и добавляя недостающие слова. Озаглавьте. Запишите. Добавьте 2 предложения, подходящих по теме, для продолжения.

Выплыло, весеннее, на, небо, солнышко,

солнечные, осветили, поляну, лесную, лучи,

около, пня, маленькая, появилась, проталинка. Скоро на ней зацветут первые подснежники. Они дарят радость.

3 группа:

Прочитайте, вставляя в предложения слова. Озаглавьте. Запишите.

Добавьте 1 предложение, подходящее по теме, для продолжения.

Настоящая весна …. в середине марта. В городах и поселках …. с крыш длинные сосульки. Радостно, по- весеннему …… воробьи. Первыми …. грачи. В старых парках на высоких деревьях …. они свои гнезда. Грачи приносят на крыльях весну.

Слова для справок: устраивают, чирикают, прилетают, висят, приходит, висят.

4 группа:

Прочитайте. Составьте из предложений текст. Озаглавьте. Запишите предложения.

  • Висят длинные сосульки.

  • Радостно, по- весеннему чирикают воробьи.

  • Настоящая весна приходит в середине марта.

  • Первыми прилетают грачи.

  • Ярче светит солнышко.

  • В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда.

  1. группа: Прочитайте. Составьте из предложений текст. Озаглавьте. Запишите предложения. Добавьте 1 или 2 предложения для продолжения текста.

  • Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

  • В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

  • Лапками цепляется, хвостиком упирается , носом постукивает.

  • Мурашей да козявок из - под коры выпугивает.

  • Дятел -лесной доктор.

  • Он лечит деревья.

VII. Проверка

Консультанты назначают отвечающих. Заслушиваются ответы. Оцените!

VIII. Домашнее задание.

По выбору: упр. 363

Написать мини-сочинение про кошку( описание)

IХ.Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Расскажу дома, что …

  • Молодцы! Вы хорошо потрудились, порадовали своими ответами. А как вы сами оцените свою работу?


© 2010-2022