Урок по русскому языку на тему Правописание непроизносимых согласных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Правописание непроизносимых согласных (3 класс)

Русский язык

3 класс

«Произношение и написание слов с непроизносимыми согласными»

Ткачёва Ирина Владимировна,

специалист высшей категории, учитель начальных классов ГБОУ ЛНР ССШ I - III ступеней № 10
Тема. Произношение и написание слов с непроизносимыми согласными. Цель: формировать умения правильно произносить и писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять правило проверки написания таких слов, обогащать лексический запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, самостоятельность; развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать интерес к языковым явлениям; воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения. Оборудование: таблицы, рисунки, карточки для индивидуальной работы, для работы в парах, группах, микрофоны. Маски сказочных героев. Фонограмма «Весёлые уроки Радионяни».
Ход урока.

  1. Организационный момент.
Галчонок Я предлагаю вам пойти Со мною в путь-дорогу. А до вершин горы дойти Осталось нам немного. Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут. - Вы готовы побеждать на уроке? (Да!) - Сегодня на уроке вы будете исследователями. А девиз нашего урока: Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков. - Дорогие ребята! Сегодня мы побываем в деревне «Простоквашино». Встретимся с котом Матроскиным и собакой Шариком. Давайте заглянем к ним в домик и посмотрим, чем они заняты. Кот Мяу, мяу, на урок Кот Матроскин к вам идёт! С Шариком вдвоём Мы частушки вам споём! Хором. В Простоквашино живём, Простоквашу утром пьём! Пьём и вечером в обед - Ничего другого нет! Припев. Ишь ты, подишь ты, Что и говоришь ты! Пьём и вечером, в обед - Ничего другого нет. Шарик Утром рано хотел конфету Мне Матроскин подарить, Но конфеты нигде нету. Посоветуйте, как быть? Хором Мы частушки вам пропели, Голосисто, как певцы. Вы нам хлопайте в ладоши. До чего ж мы молодцы! - Матроскин и Шарик! Приглашаем вас к нам на урок русского языка. Шарик Дорогие ребятишки! И я взял нынче в руки книжки. Приглашаю я вас путешествовать, Знания свои совершенствовать. Ребята! Вместе с Шариком и Матроскиным к нам на урок пришёл Галчонок. Он приготовил для вас звуковое письмо. Галчонок Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! - Отправляемся в дорогу. Первая остановка нашего путешествия станция «Дешифровщик». 1. Минутка каллиграфии. Кк, карандаш, корова. Деревянный кафтан, В нём живёт цветной Иван. Любит он альбом, тетрадь, А я люблю им рисовать. (Карандаш - 41615218) - Что такое карандаш? (Карандаш - это тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. Слово «карандаш» пришло к нам из тюркского языка. Первая часть слова «кара» означает «чёрный», а вторая «даш» - «камень». Карандаш - «чёрный камень». Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова - 456511) - Кто такая корова? (Корова - крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского КОР - «РОГ», КОРНА - «рогатая, имеющая рога».) 2. Словарная работа. - Вторая остановка нашего путешествия станция «Словария». Устный словарь. - Угадайте слова по определению. На небе золотое зёрнышко, Вдоль по небу катится, За облаками прячется. (Солнце)
Мишка был большой проказник. У него сегодня… (праздник)
Так говорят про человека, который всегда говорит правду. Какой он? (Честный) Способность воспринимать, ощущать, испытывать. (Чувство) Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма или спуска. (Лестница) - Мы на уроках уже встречались со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Они не произносятся, но писать их надо. III. Мотивация учебной деятельности. Кот Матроскин Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Что же делать, как нам быть? Как проблему - то решить? - Как же мы назовём эти согласные, которые играют в прятки? (Непроизносимые согласные.) - В какой части слова они находятся? ( В корне.) - Матроскин! Придумай и запиши нам предложение про свою корову. Корова Мурка пасётся на пастбище. (Пасти)
IV. Сообщение темы и задач урока. - Произнесите слово ПАСТБИЩЕ. Какой согласный звук здесь не произносится? (Т). Звуки, которые в слове не произносятся, называются непроизносимыми. Сегодня мы познакомимся с правописанием слов с непроизносимой согласной.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала. - Следующая остановка нашего путешествия станция «Микрофон». Технология «Микрофон». -Я подготовила для вас буквосочетания СТН, ЗДН, ЛНЦ. Вспомните, какие мы уже знаем слова с непроизносимыми согласными, которые подходят к этим буквосочетаниям. 1) - Не все согласные в словах произносятся, некоторые из них исчезают, прячутся, да так, что их совсем не слышно! Например, звук [т] в слове ЛЕСТНИЦА. 2) - Слово «лестница» образовано от древнерусского слова «лезти», что означало, то, с помощью чего лезут. 3) - Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить - следует запомнить его написание. Слова ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК нужно запомнить. 4) - Скрываются и другие звуки: [л] - в слове СОЛНЦЕ, [д] - в слове ПОЗДНО. - А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? 5) - Произнести подряд три согласных звука бывает очень трудно, вот мы и упрощаем произношение таким образом. Но мы можем заставить их появиться, изменив слово. СОЛНЦЕ - СОЛНЕЧНЫЙ ПОЗДНО - ОПОЗДАТЬ 2. Работа по таблице «Правописание слов с непроизносимыми согласными». ( 4 слова)
VI. Физминутка. - За окном станция «Зарядкино». Мы в Простоквашино, Мы в Простоквашино Собрались в дальний путь. Мы ехали, мы ехали. Пора и отдохнуть.
В окошко мы увидим И речку, и цветы Узнали много нового И я, и мы, и ты.
Зарядкино! Зарядкино! Довольно, детвора, Скорее все в вагоны, Нам дальше в путь пора.
- Тихо садимся на места.
VII. Закрепление и осмысление знаний. - Знания свои нам надо закрепить. Следующая остановка «Почтовая». Почтальон Печкин - Здравствуйте, дети! Я почтальон Печкин. - Я принёс письмо Матроскину и Шарику. «Матроскин и Шарик! Привет! Ужасно интересное письмо я от вас получил. Напрасно, Матроскин, ругаешь Шарика. Он будет тебе помогать пасти корову на пастбище. У нас погода чудесная и прекрасная. До свидания! Дядя Фёдор.» - Какие слова с непроизносимыми согласными встречаются в письме? Подберите проверочные слова. 1) Запись в тетрадь проверочных слов. (Ужасен, интересен, пасти, чудеса, прекрасен.) Шарик Чтобы знать, как написать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. (Ужасен, интересен, пасти, чудеса, прекрасен.)
  1. Чтение правила.
  2. Работа в парах (устно).
Галчонок Вот весёлая наука Говорит теперь: « А ну-ка! Если понял и запомнил Пропуски смелей заполни!» - Вставьте пропущенные согласные.
КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ


грусть - грустный звезда - звёздный капуста - капустный здравие - здравствуй прелесть - прелестный радость радостный

  1. Самооценка учащихся.
  2. Повторение правила.
Непроизносимые согласные в корне слова надо проверять. Для проверки нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится. Запомнить надо такие слова: лестница, праздник, чувство. 5. Работа в группах. Почтальон Печкин Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. Можешь ты проверить сам Своё внимание к словам. Работа над словосочетаниями. - Соедините пары слов в словосочетание. Объясните написание слов. чес_ный событие ус_ный погода радос_ное писатель ненас_ная поступок извес_ный час доблес_ный ответ поз_ний воин - Следующая остановка «Сказочная». - Первая группа используя опорные слова (Матроскин, Шарик, корова, пастбище) сочиняет мини-рассказ. Вторая группа работает с деформированными предложениями (светило, Ярко, солнце. Взял, с, фоторужьё, собой, Шарик). Третья группа вставляет в словах пропущенные буквы.( Он был счас_лив, потому что получилис_ ч_дес_ные фотографии.)

Простоквашино Кот Матроскин и Шарик решили повести корову Мурку на пастбище. Погода была прекрасная. Ярко светило солнце. Шарик взял с собой фоторужьё. Он был счастлив, потому что получились чудесные фотографии. Песня из радиопередачи «Весёлые уроки Радионяни».

VIII. Физминутка.

Мы в Простоквашино побывали,

Очень много повидали.

Как хорошие ребятки,

Все мы делаем зарядку.

На носочках потянулись,

Разом дружно повернулись,

Раз, два - три хлопка,

Три, четыре - три кивка,

Пять, шесть - прямо сесть.

IX. Обобщение и систематизация знаний.

1. Чтение правила в учебнике.

2. Игра «Доскажи словечко».

- Подберите проверочное слово.

Возит этот груз чудесный

Почтальон Печкин, нам всем… ( известный ).

Утром к нам в оконце

Заглянуло… ( солнце ).

Когда посадишь деревца,

Забьются радостно… ( сердца ).

Чудо-гриб нашёл наш Печкин милый,

Он теперь такой… ( счастливый).

Мне купили шарик красный.

Он воздушный, он… ( прекрасный ).

3. Работа над текстом « Озеро в Простоквашино».

- Выпишите слова с пропущенными буквами, устно подберите проверочные слова. Озеро в Простоквашино

У нас красивая мес_ность. Здесь прекрас_ные рощи и ч_дес_ ные озёра. Мы ч_сто ходим к лесному озеру. Берег зарос трос_ником. На воде кач_ются прелес_ные кувшинки. Весь день мы ловим щ_к, а поз_ним вечером идём домой. У нас радос_ное настроение и хороший улов.

X. Итог урока.

- Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся? ( Непроизносимые согласные.)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными? ( Подобрать проверочное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо.)

XI. Рефлексия.

- У каждого на парте - бумажное солнышко.

- Если вы поняли, как проверять непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, покажите ваши солнышки.
















© 2010-2022