Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова Стрекоза и Муравей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова «Стрекоза и Муравей».


Чтение - это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

Школьная практика подтверждает, что в настоящее время чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у детей заметно снижается.

Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться.

Как же привлечь внимание детей к чтению, заинтересовать их книгой?

Я работаю по УМК "Начальная школа 21 века", но постоянно ищу приёмы, методы работы, которые помогут заинтересовать детей чтением, научить их понимать прочитанное, бережно относиться к каждому слову автора, т.е. стать вдумчивым читателем.

Моё внимание привлекла технология продуктивного чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать позицию автора и умение извлекать информацию из текста.

Перед чтением любого произведения применяется приём "прогнозирования", т.е. дети по названию текста, иллюстрации, ключевым словам, предполагают, о чём будет текст. Это позволяет заинтересовать детей.

Сегодня я предлагаю вам выстроить смысловую версию одного из программных произведений, знакомого вам с детства.

Прочитайте текст.

- Как вы считаете, в чём заключается главная мысль текста? Постарайтесь выделить основные темы басни.

1. Трудолюбие и праздность.

- У кого версии схожие с данной? (Работа и безделье. Труд и лень. Кто не работает, тот не ест. Как поработаешь, так и поешь. Безделье наказуемо.)

- У кого есть другая версия?

2. - Представителем какой профессии вы можете представить Стрекозу?

Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.

-У кого версии схожие? (Труд физический и труд представителей искусства. Все профессии важны, все профессии нужны. Любой труд в почёте.)

- У кого появилась новая версия?

3. - Прав ли Муравей, отказав Стрекозе в помощи?

Милосердие.

-Схожие версии? (Добро и зло. Протяни руку ближнему и тебе воздастся. Помоги ближнему. Христианская этика. Родственные отношения.)

- Новая версия есть?

4. - Что же хотел сказать Крылов своей басней? Как бы вы поступили на месте Муравья?

Смысл жизни.

-Как ещё можно сказать? (Век живи - век учись. Жизненные ценности. Как аукнется, так и откликнется. Жизнь всему научит.

- Как видим, сюжет простой - разговор Стрекозы и Муравья, но как характеризуются эти герои с позиции каждой версии?

*Работа в группах. (5 мин)

-Заполните таблицу по одной из выбранной версии.

(-Вы можете использовать слова любой части речи, текст басни, пословицы и поговорки,)

Выпишите слова, которые характеризуют героя.

Стрекоза.

Муравей.

Примечание.

Черты характера.

Отношение к жизни.

Поступки.

- Можете ли вы сказать, какова мораль басни по вашей версии?

(1. *Муравей поступил правильно. Нечего тунеядцев кормить.

2. *Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.

3. *Муравей поступил правильно, но не хорошо. Нельзя перед нуждающимся человеком закрывать дверь.

* С точки зрения христианской морали, нужно помогать ближнему.

4.*Всегда лучше позаботиться о грядущем дне и заниматься тем, что нужнее в этот момент.

*Не живи одним днём, задумывайся о будущем.)

- Выражена ли в басне позиция автора?

("Так поди же попляши!" - это приговор Муравья или автора? Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие.)

- Как бы вы закончили басню, исходя из сюжетных линий?

(*Муравей поругает Стрекозу, но потом всё же накормит её и приютит.

*Стрекоза будет развлекать Муравья всю зиму, а он её будет кормить.

*Ах, ты пела - это дело!

Спой мне радость для души.

Я трудился, строил хату и таскал в неё еду.

Но без песен, танца, света,

Мне тоскливо одному.)

- Происходит ли более глубокое понимание смысла этой басни?

- Изменилось ли ваше мнение о героях?

Сколько читателей, столько пониманий произведения, в этом ценность художественной литературы. "Пропустив через себя" произведение, мы выражаем своё отношение к его героям, свои чувства, отношение к жизни. Где-то не соглашаясь друг с другом, где-то приходим к единому мнению.

Если целенаправленно развивать у детей способность к пониманию прочитанного, то они вырастут людьми, у которых есть своя собственная аргументированная точка зрения, людьми, думающими и независимыми в своём понимании.




Тема: __________________________________________________________________

Выпишите слова, которые характеризуют героя.

Стрекоза.

Муравей.

Примечание.

Черты характера.


Отношение к жизни.



Поступки.



Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.

Пословицы о труде и мастерстве

  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Где песня льётся, там легче живётся.
  • Горька порой работа, да хлеб сладок.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Делу время - потехе час.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Красив тот, кто красиво поступает.
  • Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Труд украшает человека.
  • Счастье и труд вместе живут.
  • Суди о человеке по его труду.
  • Больше дела, меньше слов.
  • Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
  • Работа веселит сердце человека.
  • Дело скуки не любит.
  • Какие труды, такие и плоды.


Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.


Пословицы о добре и зле

  • Добро помни, а зло забывай.

  • Тому тяжело, кто помнит зло.

  • Лихо помнится, а добро век не забудется.

  • Добро кверху, а худо ко дну.

  • Злой человек не проживет в добре век.

  • Добро не умрет, а зло пропадет.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

  • Добрая голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

  • Добрая слава до порога, а худая за порог.

  • Зло злым исполнить.

  • Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

  • Доброе дело одно одного лучше, худое - одно одного хуже.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

  • Добру расти, худу по норам ползти.

  • Добрая слава лежит, а худая бежит.

  • Доброе смолчится, а худое молвится.




Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.


Пословицы и поговорки о жизни

Век долог - всем полон. Век живи - век надейся. Век живи - век трудись, а трудясь - век учись. Весна да лето, пройдет и не это. День на день не приходится, час на час не выпадает. Живет медведь и в лесу, коли его не зовут в поле. Живет ни себе, ни людям. Живи да не тужи. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Живи и жить давай другим. Живи не как хочется, а как можется. Живи не прошлым, а завтрашним днем. Живи своим трудом, а не чужим добром. Живи своим умом, да своим трудом. Живут один раз: не потом, а сейчас. Живучи просто, доживешь лет до ста. Жизнь - наука, она учит опытом. Жизнь без цели - пустая жизнь. Жизнь всему научит. Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дороже всех сокровищ. Жизнь измеряется не годами, а трудами. Жизнь любит того, кто любит ее. Жизнь полосатая: смотря в какую полосу попадешь. Жизнь прожить - не поле перейти. Жизнь стрелою мчится безвозвратно. Жить не с деньгами, а с добрыми людьми. Как аукнется, так и откликнется. Кто жизнью дорожит, тот живет - не дрожит. Кто правдой живет, тот верно живет. Не хлебом единым жив человек. Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.


Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.


Пословицы о профессии

  • Всякий человек по делу узнаётся.

  • У плохого мастера всегда инструмент виноват.

  • Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.

  • Гуляй, да дела не забывай.

  • Дела вести - не лапти плести.

  • За всё берётся, да не всё удаётся.

  • Дело мастера величает.

  • За все дела браться - ничего не сделать.

  • Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.

  • Не игла шьёт, а руки.

  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

  • Смекалка во всяком деле выручит.

  • Терпенье даёт уменье.

  • Хорошее дело два века живёт.

  • Всякое дело мастера красит.

  • В больших делах пустяков нет.

  • Дело шутки не любит.

  • Для рук умелых - всюду дело!

  • Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые.

  • Люби дело - мастером будешь.

  • Мастерство везде в почёте.

  • Одно дело делай, другого не порть.

  • Откладывай безделье, да не откладывай дело.

  • Умей дело делать, умей и позабавиться.

  • Уменье везде найдёт примененье.

  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

  • За всякое дело берись умело.


© 2010-2022