- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова Стрекоза и Муравей
Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова Стрекоза и Муравей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николаева С.А. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие способности понимания текста на примере басни Крылова «Стрекоза и Муравей».
Чтение - это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Школьная практика подтверждает, что в настоящее время чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у детей заметно снижается.
Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное.
От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться.
Как же привлечь внимание детей к чтению, заинтересовать их книгой?
Я работаю по УМК "Начальная школа 21 века", но постоянно ищу приёмы, методы работы, которые помогут заинтересовать детей чтением, научить их понимать прочитанное, бережно относиться к каждому слову автора, т.е. стать вдумчивым читателем.
Моё внимание привлекла технология продуктивного чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать позицию автора и умение извлекать информацию из текста.
Перед чтением любого произведения применяется приём "прогнозирования", т.е. дети по названию текста, иллюстрации, ключевым словам, предполагают, о чём будет текст. Это позволяет заинтересовать детей.
Сегодня я предлагаю вам выстроить смысловую версию одного из программных произведений, знакомого вам с детства.
Прочитайте текст.
- Как вы считаете, в чём заключается главная мысль текста? Постарайтесь выделить основные темы басни.
1. Трудолюбие и праздность.
- У кого версии схожие с данной? (Работа и безделье. Труд и лень. Кто не работает, тот не ест. Как поработаешь, так и поешь. Безделье наказуемо.)
- У кого есть другая версия?
2. - Представителем какой профессии вы можете представить Стрекозу?
Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.
-У кого версии схожие? (Труд физический и труд представителей искусства. Все профессии важны, все профессии нужны. Любой труд в почёте.)
- У кого появилась новая версия?
3. - Прав ли Муравей, отказав Стрекозе в помощи?
Милосердие.
-Схожие версии? (Добро и зло. Протяни руку ближнему и тебе воздастся. Помоги ближнему. Христианская этика. Родственные отношения.)
- Новая версия есть?
4. - Что же хотел сказать Крылов своей басней? Как бы вы поступили на месте Муравья?
Смысл жизни.
-Как ещё можно сказать? (Век живи - век учись. Жизненные ценности. Как аукнется, так и откликнется. Жизнь всему научит.
- Как видим, сюжет простой - разговор Стрекозы и Муравья, но как характеризуются эти герои с позиции каждой версии?
*Работа в группах. (5 мин)
-Заполните таблицу по одной из выбранной версии.
(-Вы можете использовать слова любой части речи, текст басни, пословицы и поговорки,)
Выпишите слова, которые характеризуют героя.
Стрекоза.
Муравей.
Примечание.
Черты характера.
Отношение к жизни.
Поступки.
- Можете ли вы сказать, какова мораль басни по вашей версии?
(1. *Муравей поступил правильно. Нечего тунеядцев кормить.
2. *Всякий труд достоин уважения и вознаграждения.
3. *Муравей поступил правильно, но не хорошо. Нельзя перед нуждающимся человеком закрывать дверь.
* С точки зрения христианской морали, нужно помогать ближнему.
4.*Всегда лучше позаботиться о грядущем дне и заниматься тем, что нужнее в этот момент.
*Не живи одним днём, задумывайся о будущем.)
- Выражена ли в басне позиция автора?
("Так поди же попляши!" - это приговор Муравья или автора? Крылов побуждает читателя думать самостоятельно, он рисует противоречивую ситуацию, в которой каждый герой вызывает сочувствие.)
- Как бы вы закончили басню, исходя из сюжетных линий?
(*Муравей поругает Стрекозу, но потом всё же накормит её и приютит.
*Стрекоза будет развлекать Муравья всю зиму, а он её будет кормить.
*Ах, ты пела - это дело!
Спой мне радость для души.
Я трудился, строил хату и таскал в неё еду.
Но без песен, танца, света,
Мне тоскливо одному.)
- Происходит ли более глубокое понимание смысла этой басни?
- Изменилось ли ваше мнение о героях?
Сколько читателей, столько пониманий произведения, в этом ценность художественной литературы. "Пропустив через себя" произведение, мы выражаем своё отношение к его героям, свои чувства, отношение к жизни. Где-то не соглашаясь друг с другом, где-то приходим к единому мнению.
Если целенаправленно развивать у детей способность к пониманию прочитанного, то они вырастут людьми, у которых есть своя собственная аргументированная точка зрения, людьми, думающими и независимыми в своём понимании.
Тема: __________________________________________________________________
Выпишите слова, которые характеризуют героя.
Стрекоза.
Муравей.
Примечание.
Черты характера.
Отношение к жизни.
Поступки.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о труде и мастерстве
- Без труда хлеб не родится никогда.
- Где песня льётся, там легче живётся.
- Горька порой работа, да хлеб сладок.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Делу время - потехе час.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.
- Кончил дело - гуляй смело.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.
- Не место красит человека, а человек место.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра.
- Кто не работает, тот не ест.
- Труд украшает человека.
- Счастье и труд вместе живут.
- Суди о человеке по его труду.
- Больше дела, меньше слов.
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
- Работа веселит сердце человека.
- Дело скуки не любит.
- Какие труды, такие и плоды.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о добре и зле
-
Добро помни, а зло забывай.
-
Тому тяжело, кто помнит зло.
-
Лихо помнится, а добро век не забудется.
-
Добро кверху, а худо ко дну.
-
Злой человек не проживет в добре век.
-
Добро не умрет, а зло пропадет.
-
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
-
Добрая голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
-
Добрая слава до порога, а худая за порог.
-
Зло злым исполнить.
-
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
-
Доброе дело одно одного лучше, худое - одно одного хуже.
-
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
-
Добру расти, худу по норам ползти.
-
Добрая слава лежит, а худая бежит.
-
Доброе смолчится, а худое молвится.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы и поговорки о жизни
Век долог - всем полон. Век живи - век надейся. Век живи - век трудись, а трудясь - век учись. Весна да лето, пройдет и не это. День на день не приходится, час на час не выпадает. Живет медведь и в лесу, коли его не зовут в поле. Живет ни себе, ни людям. Живи да не тужи. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Живи и жить давай другим. Живи не как хочется, а как можется. Живи не прошлым, а завтрашним днем. Живи своим трудом, а не чужим добром. Живи своим умом, да своим трудом. Живут один раз: не потом, а сейчас. Живучи просто, доживешь лет до ста. Жизнь - наука, она учит опытом. Жизнь без цели - пустая жизнь. Жизнь всему научит. Жизнь дана на добрые дела. Жизнь дороже всех сокровищ. Жизнь измеряется не годами, а трудами. Жизнь любит того, кто любит ее. Жизнь полосатая: смотря в какую полосу попадешь. Жизнь прожить - не поле перейти. Жизнь стрелою мчится безвозвратно. Жить не с деньгами, а с добрыми людьми. Как аукнется, так и откликнется. Кто жизнью дорожит, тот живет - не дрожит. Кто правдой живет, тот верно живет. Не хлебом единым жив человек. Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.
Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, жалость, слабость, ответственность, старательность, хозяйственность, спокойствие, усердие, лень, трудолюбие.
Пословицы о профессии
-
Всякий человек по делу узнаётся.
-
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
-
Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.
-
Гуляй, да дела не забывай.
-
Дела вести - не лапти плести.
-
За всё берётся, да не всё удаётся.
-
Дело мастера величает.
-
За все дела браться - ничего не сделать.
-
Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.
-
Не игла шьёт, а руки.
-
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
-
Смекалка во всяком деле выручит.
-
Терпенье даёт уменье.
-
Хорошее дело два века живёт.
-
Всякое дело мастера красит.
-
В больших делах пустяков нет.
-
Дело шутки не любит.
-
Для рук умелых - всюду дело!
-
Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые.
-
Люби дело - мастером будешь.
-
Мастерство везде в почёте.
-
Одно дело делай, другого не порть.
-
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
-
Умей дело делать, умей и позабавиться.
-
Уменье везде найдёт примененье.
-
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
-
За всякое дело берись умело.