Разработка урока «Охрана природы осенью»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Охрана природы осенью Целевые установки урока. Предметные результаты: - знать правила охраны природы осенью; - знать правила сбора грибов, ягод, орехов; -знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. Метапредметные результаты: - рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; - извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; - предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; - использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Личностные результаты: - понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью; - осознавать важность изучения страниц Красной книги. Оборудование: презентация к уроку, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского; запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114-115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад», видеофильм про осень, макет дерева на доске.
Ход урока
  1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в путешествие в осенний лес. Вы готовы? 2. Актуализация знаний. Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» - Ребята, о чём эта музыка? Какое настроение вызывает она у вас? ( Ответы учащихся) -Разработка урока «Охрана природы осенью» Это музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» Прослушайте, пожалуйста, музыку ещё раз. (Включается ещё раз музыка. На экране появляется 1 слайд «Осень»)





- Что изменилось в вашем восприятии музыки после того, как вам стало известно название произведения? ( Ответы учащихся) Вывод учителя: - Да, действительно, эта музыка вызывает у нас лёгкую грусть, создает осеннее настроение. Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы. 3. Аналитический этап. - Ребята, а кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. ( Слайд №2 «Лесная тропинка»)
Разработка урока «Охрана природы осенью»







-Разведем руками ветки. (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) И вот мы вступили на лесную тропу. (Включается аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад» в сопровождении видеофильма про осень на экране) - Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух. - Ребята, теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи.) (слайд № 3 «Осенние дары») Разработка урока «Охрана природы осенью»







- Вот как раз и гриб! (Слайд №4 «Гриб- баран» ) Разработка урока «Охрана природы осенью»






-Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. (Зачитывается текст, посвященный этому живому организму.) - Продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? (Слайд №5 «Водяной орех») Разработка урока «Охрана природы осенью»








Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Учитель рассказывает об этом растении.) - Ребята, посмотрите - по озеру плывут птицы. (Слайд №6 «Утка- мандаринка») Разработка урока «Охрана природы осенью»









Они далеко, придется взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков "бинокли", "настраивают" их.) Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается текст на с. 116-117 учебника об утках-мандаринках) - Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Как вы думаете, почему же мы их не знаем и не встречаем нигде? (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.) -Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Приведите примеры растений и животных из Красной книги. (Слайд №7 «Красная книга») Разработка урока «Охрана природы осенью»

А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая? Это хорошо или плохо, что она такая толстая? (Выслушиваются мнения учащихся) Физминутка: «Мы словно деревья». ( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» ) Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой, Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём, А осенью листья встряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. 4. Открытие новых знаний. - Настало время определить тему нашего урока. И так, о чём мы сегодня будем говорить? (Вместе с детьми формулируется тема и цель урока. ( Слайд № 8 «Тема урока «Охрана природы осенью»») А теперь давайте подумаем, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы? - Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп - команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах "зашифрованы" правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилом, за которое вы ответственны в нашем путешествии. ( Учащиеся собирают пазлы, после чего каждый значок с правилом прикрепляется к доске) Разработка урока «Охрана природы осенью»Разработка урока «Охрана природы осенью»Разработка урока «Охрана природы осенью»Разработка урока «Охрана природы осенью»





Разработка урока «Охрана природы осенью»Разработка урока «Охрана природы осенью»







- Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115. (Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, читает и сообщает учителю о готовности. Слушаются ответы.) 5. Закрепление знаний. - Команды спасателей вооружилась знаниями о защите природы и мы продолжаем наше путешествие. ( Слайд №9 «Сломанное дерево» Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево.) Разработка урока «Охрана природы осенью»






- Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать? ( Посадить дерево) - Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок. ( Слайд № 10 «Растоптанный гриб». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба) Разработка урока «Охрана природы осенью»







- Дети в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию? ( Ответы 2 группы) - Продолжим наше путешествие. (Слайд № 11 «Ёжик». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке.)
Разработка урока «Охрана природы осенью»






- Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь? (Выступление учащиеся 3 группы) - Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. А давайте ещё раз вспомним, какие спасательные операции совершили мы- юные спасатели, во время путешествия: - посадили дерево; - спасли грибы; - паук спокойно плетёт свои нити; - птенцы спокойно готовятся к отлету; - и ёжик может спокойно готовиться к зиме. -Хорошие дела сделали мы, ребята! Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.
Тренировочные упражнения Дети выполняют задания № 3 и № 4 на с. 68-69 рабочей тетради.
6. Итог. - Сегодня на уроке мы сделали много добрых дел для нашей прекрасной природы. Охранять природу- это охранять Родину, а значит охранять себя. Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника. (Учащиеся зачитывают вывод урока на с. 117 учебника.) - Довольны ли вы своей работой на уроке? Давайте оценим свои знания. Кто очень хорошо освоил материал, возьмите оранжевые листья, а кто что-либо не успел освоить на уроке- красные листья. А теперь украсим наше дерево. (Учащиеся прикрепляют на заранее приготовленное дерево на доске свои листья) Какое красивое осеннее дерево у нас получилось! Домашнее задание 1 вариант - придумать и нарисовать свои значки по охране осеннего леса; 2 вариант - написать рассказ об одном из представителей Красной книги Татарстана





© 2010-2022