Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе


Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё это формируется на начальных ступенях школьного образования. Стремление детей к самовыражению, к творчеству уже давно наблюдается на уроках изобразительного искусства. Но задания творческого характера можно использовать на уроках математики, русского языка, литературного чтения, познания мира. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи: -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; -находить нестандартные решения любых возникающих проблем. Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Для развития творческого мышления и воображения учащихся предлагаю такие задания: • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; • устанавливать причинно-следственные связи; • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; • рассматривать систему в развитии; • делать предположения прогнозного характера; • выделять противоположные признаки объекта; • выявлять и формировать противоречия; • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; • представлять пространственные объекты. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

На уроках математики использую следующие виды работ: 1. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю - не верю». 2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания: *Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). * Чем отличаются картинки? * Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). *Продолжи линию. * Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. Для развития воображения: * Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. *Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. * Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. * задачи - шутки, задания со спичками 3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Здесь детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это задания на выявление закономерностей: *Раздели фигуры на группы. *Найди «лишний» рисунок. *Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. *Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. *По какому принципу объединили данные фигуры и др. Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. 4. Решение творческих задач. Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» ( составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников) Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

На уроках русского языка использую следующие виды работ: 1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке ,исправлению предложений 2. Виды работ с творческой основой : составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, сочинение - рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение - миниатюру.

На уроках литературного чтения использую следующие виды работ: 1. Чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество. 2. Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение. 3. Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка. 4. Составление диафильма к сказке, рассказу. 5. Моделирование сказки. С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки.
Большой интерес вызывает у учеников подготовка сообщений, составление кроссвордов по познанию мира. Часто на уроках использую групповую форму работы направленную на исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами: 1.Выдвижение проблемы. 2.Постановка предположений. 3.Обсуждение гипотез. 4.Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя. 5.Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций). 6.Совместное составление графического плана-опоры. При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

© 2010-2022