Открытый урок по литературному чтению на тему Басни Крылова (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 «Б» класс Дата_________________

№ 88

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема:

Внеклассное чтение. Басни И. Крылова


Ресурсы

Цели:

Донести юмор и иронию басни; научить детей находить мораль-поучение в произведении; способствовать восприятии басни; развивать представление о басне; обучать составлению «фильма»; совершенствовать навыки выразительного чтения басни с опорой на знаки препинания;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, передавая настроение чтения; умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению басни; совершенствовать умение работать с иллюстрацией; воспитывать любовь к животным.

Задачи:

-уметь читать целыми словами осознанно, прогнозировать содержание басни, находить главную мысль; составлять план пересказа, развивать творческое воображение, определять признаки, оценка худ. произв., проявлении эмоции; активное участие в работе над текстом, проявленная позиция в решении поставленных задач.

Учебник, портрет писателя, картинки, загадки, пословицы

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Орг. момент

А) Приветствие

Б) Психологический настрой

В) Межпредметные связи

Г) Тип урока

Учитель приветствует учащихся

Учитель и дети хором:

- Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Познание мира, русский язык, ИЗО

Формирование знаний и умений

Учащиеся приветствуют друг друга

2.Проверка дом задания

- Какую сказку мы прочитали на прощлом уроке?

Кто автор этой сказки? (Вильгельм Гауф)

-К какому виду она относится?

-С какого волшебного предмета начинают развиваться события в сказке?

-Где нашел Мук волшебные туфли?

-Сколько и какие животные были у госпожи?

-Как Муку удалось вернуть свою внешность?

-Как Мук проучил короля? Почему он не вернул королю внешний вид?

-Что мы поняли из этой сказки?

Отвечают на вопросы

3. Актуализация знаний.

Мотивация к уроку.

Учитель читает сказку.

Учитель. «Однажды Лисица попросила Льва взять её с собой на охоту. «Хитра я и проворна»,- хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по полям по лесам и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: « Всё я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает». Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила она впроголодь, потому что поймать её не могла».

Учитель: Что вы узнали о Льве и Лисице?

Учитель. Можно ли назвать их друзьями?

Учитель. О чём эта сказка?

Учитель. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость- это беда от себя.

Пословицы о дружбе и согласии.

(Карточка №1 )

Сам погибай, а товарища… (выручай).

Старый друг лучше новых… (двух).

В согласном стаде волк не… (страшен).

Друг познаётся в … (беде).

(Карточка №2 )

Где лад, там и … (клад).

Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).

Один за всех, все за… (одного).

Ссора до добра не… (доведёт).

(Карточка №3 )

Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).

Одна пчела… (немного) мёду натаскает.

На гору десятеро тянут, а с горы… (один) столкнёт.

С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).

(Карточка №4)

Веник не переломишь, а по прутику весь веник…

( сломаешь).

Скажи, кто твои друзья, и я скажу… (кто ты).

Один в поле не… (воин).

Дружный табун и волков не… (боится).

Учитель:- На какую тему были пословицы?

Учитель: - Отложите листочки в сторону, они нам на уроке сегодня пригодятся.

Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы.

-Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.

-Нет. Друзья помогают друг другу.

-Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.




О дружбе, согласии.

4.Усвоение нового материала

Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Крылова.

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни- маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Учащиеся по очереди читают загадки.

Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.

-Это герои басни. Что общего между ними?

Учитель. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?

- Давайте вспомним, что же такое « басня»?

Учитель:- Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод?

Учитель: - Какие мысли выражает мораль?

Учитель читает басню, выделяя голосом мораль.

Учитель. Что заставило вас улыбнуться?

Учитель. Каким был ваш смех?

Учитель. Что узнали из басни?

Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне.

- Что поняли?

Отвечают на поставленные вопросы по теме

-Все они живут в воде.

Это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.

Мораль.

Что надо делать и чего не надо.

Какие глупые герои- тянули в разные стороны.

-Добрым, не злым.

-Это глупые животные, не знают, как поступить.

-Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.

-«Однако воз и ныне там».

Беседа

-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

Дети. «Однажды…»

Учитель. Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

Дети. «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.

«Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.

«А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело.

Учитель. Вы видите, как с помощью только одного слова- глагола- можно создать точный образ. А какими словами описал их усердие автор?

Дети. «Из кожи лезут вон».

Отвечают на вопросы

5. Физминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся. (плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания 2-3 раза)

Выполняют движения руками

6. Проверка знаний

Закрепление

-Чему научились на уроке?

-Кто такой Иван Крылов?

-Что такое басни?

-С какой басней познакомились?

-Чему учат басни?

Уч-ся отвечают на вопросы

8.Рефлексия

-Чем мы сегодня занимались?

-Что было самым интересным?

-Что извлекли из урока?

Заполняют листы

8.Оценивание

Выставление оценок за урок

Подают дневник

9.Дом. задание

Выучить наизусть басню «Лебедь, щука и рак»

Записывают в дневник.



© 2010-2022