- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературному чтению на тему Басни Крылова (4 класс)
Открытый урок по литературному чтению на тему Басни Крылова (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аупенова С.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 «Б» класс Дата_________________
№ 88
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Тема:
Внеклассное чтение. Басни И. Крылова
Ресурсы
Цели:
Донести юмор и иронию басни; научить детей находить мораль-поучение в произведении; способствовать восприятии басни; развивать представление о басне; обучать составлению «фильма»; совершенствовать навыки выразительного чтения басни с опорой на знаки препинания;
развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, передавая настроение чтения; умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению басни; совершенствовать умение работать с иллюстрацией; воспитывать любовь к животным.
Задачи:
-уметь читать целыми словами осознанно, прогнозировать содержание басни, находить главную мысль; составлять план пересказа, развивать творческое воображение, определять признаки, оценка худ. произв., проявлении эмоции; активное участие в работе над текстом, проявленная позиция в решении поставленных задач.
Учебник, портрет писателя, картинки, загадки, пословицы
Учащиеся готовятся к уроку.
1. Орг. момент
А) Приветствие
Б) Психологический настрой
В) Межпредметные связи
Г) Тип урока
Учитель приветствует учащихся
Учитель и дети хором:
- Прозвенел звонок, начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Познание мира, русский язык, ИЗО
Формирование знаний и умений
Учащиеся приветствуют друг друга
2.Проверка дом задания
- Какую сказку мы прочитали на прощлом уроке?
Кто автор этой сказки? (Вильгельм Гауф)
-К какому виду она относится?
-С какого волшебного предмета начинают развиваться события в сказке?
-Где нашел Мук волшебные туфли?
-Сколько и какие животные были у госпожи?
-Как Муку удалось вернуть свою внешность?
-Как Мук проучил короля? Почему он не вернул королю внешний вид?
-Что мы поняли из этой сказки?
Отвечают на вопросы
3. Актуализация знаний.
Мотивация к уроку.
Учитель читает сказку.
Учитель. «Однажды Лисица попросила Льва взять её с собой на охоту. «Хитра я и проворна»,- хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по полям по лесам и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: « Всё я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает». Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила она впроголодь, потому что поймать её не могла».
Учитель: Что вы узнали о Льве и Лисице?
Учитель. Можно ли назвать их друзьями?
Учитель. О чём эта сказка?
Учитель. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость- это беда от себя.
Пословицы о дружбе и согласии.
(Карточка №1 )
Сам погибай, а товарища… (выручай).
Старый друг лучше новых… (двух).
В согласном стаде волк не… (страшен).
Друг познаётся в … (беде).
(Карточка №2 )
Где лад, там и … (клад).
Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
Один за всех, все за… (одного).
Ссора до добра не… (доведёт).
(Карточка №3 )
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
Одна пчела… (немного) мёду натаскает.
На гору десятеро тянут, а с горы… (один) столкнёт.
С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).
(Карточка №4)
Веник не переломишь, а по прутику весь веник…
( сломаешь).
Скажи, кто твои друзья, и я скажу… (кто ты).
Один в поле не… (воин).
Дружный табун и волков не… (боится).
Учитель:- На какую тему были пословицы?
Учитель: - Отложите листочки в сторону, они нам на уроке сегодня пригодятся.
Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы.
-Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.
-Нет. Друзья помогают друг другу.
-Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.
О дружбе, согласии.
4.Усвоение нового материала
Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Крылова.
-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни- маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Учащиеся по очереди читают загадки.
Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.
-Это герои басни. Что общего между ними?
Учитель. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
- Давайте вспомним, что же такое « басня»?
Учитель:- Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод?
Учитель: - Какие мысли выражает мораль?
Учитель читает басню, выделяя голосом мораль.
Учитель. Что заставило вас улыбнуться?
Учитель. Каким был ваш смех?
Учитель. Что узнали из басни?
Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне.
- Что поняли?
Отвечают на поставленные вопросы по теме
-Все они живут в воде.
Это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.
Мораль.
Что надо делать и чего не надо.
Какие глупые герои- тянули в разные стороны.
-Добрым, не злым.
-Это глупые животные, не знают, как поступить.
-Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.
-«Однако воз и ныне там».
Беседа
-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.
Дети. «Однажды…»
Учитель. Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?
Дети. «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.
«Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.
«А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело.
Учитель. Вы видите, как с помощью только одного слова- глагола- можно создать точный образ. А какими словами описал их усердие автор?
Дети. «Из кожи лезут вон».
Отвечают на вопросы
5. Физминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся. (плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания 2-3 раза)
Выполняют движения руками
6. Проверка знаний
Закрепление
-Чему научились на уроке?
-Кто такой Иван Крылов?
-Что такое басни?
-С какой басней познакомились?
-Чему учат басни?
Уч-ся отвечают на вопросы
8.Рефлексия
-Чем мы сегодня занимались?
-Что было самым интересным?
-Что извлекли из урока?
Заполняют листы
8.Оценивание
Выставление оценок за урок
Подают дневник
9.Дом. задание
Выучить наизусть басню «Лебедь, щука и рак»
Записывают в дневник.