Рабочая программа: Окружающий мир 1 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №3»




Рассмотрена на заседании Утверждаю:

Школьного методического совета Директор МБОУ «Начальная школа №3»

Протокол № ___ ___________________И.Н. Бойкова

От «__»_____________2015г. «__»_______________2015г.

Рабочая программа

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)




2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ)


СОСТАВЛЕННА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» О.Н. ФЕДОТОВА, Г.В. ТРОФИМОВА, С.А. ТРОФИМОВ

(наименование программы) (авторы программы)


Составитель рабочей программы:

Шпак Галина Анатольевна


г. Черногорск

2015г.

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру в 1 классе «Г»

Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 (с внесенными изменениями);

  • примерной учебной программы начального образования по русскому языку;

  • авторской программы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир»: Учебник для 1 класса - М.: Академика/Учебник, 2013;

  • образовательной программой МБОУ «Начальная школа №3»;

  • учебным планом МБОУ «Начальная школа №3»;

Цель предмета окружающий мир в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Задачи курса:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта - опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

- формирование у школьников обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие специальных умений работы с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыкам нравственного поведения.

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формировании психологической культуры и компетенции для обеспечения эффектного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Особенности организации учебного процесса по предмету в преподаваемом классе:

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики, собеседования и анкетирования родителей, анализа медицинских карт).

В классе 31 ученик - 14 девочек, 17 мальчиков. 28 детей посещали детский сад, 2 детей ходили в 0 класс, на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоения курса окружающий мир и не потребует корректировки в содержания. Однако, необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания, выработке произвольного внимания.

В классе есть эрудированные дети в области курса. Предполагается задействовать этих детей на уроке при раскрытии новых тем в качестве консультантов, выступающих. Так же планируется написать исследовательские работы с учащимися. В данном классе обучаются ребята, у которых слабо развита речь, они не всегда правильно могут выразить свои мысли, возникают трудности при составлении плана прочитанного. В связи с этим такими детьми будет проводиться индивидуальный опрос в виде тестовых заданий, будет оказываться помощь в выполнении творческих заданий. В соответствии с учебным планом на изучение окружающего мира отводится в 1 классе 65 часов, 2 часа в неделю, 33 учебных недели. Из них 56 учебных часов, 9 игровых.

Особенности содержания регионального национального и этнокультурного компонента по окружающему миру





Тема





№ урока

Особенности содержания регионального национального и этнокультурного компонента

Где живет семья Ивановых

Урок 1

Знать место жительства, знать всё о своей семье.

Животные часть природы

Урок 5

Знать животных Хакасии.

Дикие и домашние животные

Урок 6

Приводить примеры домашних и диких животных, обитающих в Хакасии.

Растения - часть живой природы

Урок 08

Знать растения из Красной книги Хакасии.

Природа и ее сезонные изменения

Урок 11

Иметь представления о сезонных изменениях в Хакасии.

Жизнь лесных зверей зимой

Урок 17

Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой.

Как помочь птицам зимой

Урок 18

Изготовление кормушек для птиц, вывешивание на территории школы.

Красная книга

Урок 32

Знать растения и животных Красной книги Хакасии

Родной край

Урок 33

Знать название региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края.

Зеленая аптека

Урок 30

Изучать лекарственные растения Хакасии.

В ходе изучения данного курса будут рассмотрены следующие темы: «Животные Хакасии», «Домашние и дикие животные Хакасии», «Растения Красной книги Хакасии», «Зимняя природа Хакасии», «Лекарственные растения Хакасии».


Формы межпредметной интеграции в учебном предмете

Класс

Предмет

Содержание

История

Изучения тем содержащие исторические данные

Химия

Изучения тем содержащие элементы химии

Физика

Изучения тем содержащие элементы физика

Планируемы результаты освоения программы учащимися

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общее для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные

Уметь объяснять мир:

  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

  • Объяснять, как люди помогают друг другу жить.

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

Уметь определять своё отношение к миру:

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

  • Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • Учиться работать по предложенному учителем плану;

  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информации;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • Слушать и понимать речь других;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

На конец 1 класса учащийся научатся: В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающийся научится: • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; • различать предметы и выделять их признаки; • проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств; • объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями; • называть условия, необходимые для жизни растений и животных; • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года; • называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года; • описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений); • наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; • приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей; • приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений); • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Обучающийся получит возможность научиться: • различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки; • называть органы чувств человека и их основные функции; • называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных; • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; • оказывать помощь птицам в зимнее время года. В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающийся научится: • проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе; • различать и оценивать формы поведения различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; • оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему; • называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы; • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей; • узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб; • выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна. Обучающийся получит возможность научиться: • выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах; • подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам; • называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы; • называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях; • узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран; • рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающийся научится: • называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы; • использовать мобильный телефон для связи с родителями; • выполнять правила перехода проезжей части улицы; • называть и оценивать правила безопасного поведения на улице; • называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); • приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края; • рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы. Обучающийся получит возможность научиться: • называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы; • использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем; • соблюдать правила перехода проезжей части улицы; • соблюдать правила безопасного поведения на улице; • соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края; • соблюдать правила сбора лекарственных растений; • оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

Содержание учебного предмета «окружающий мир» № п/п

Тема раздела Кол-во часов

В том числе
Контрольные работы Проектные работы Самостоятельные и проверочные работы тесты Списывание Изложение Экскурсии 1 Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8








2 Живая природа

10







1 3 Природа и ее сезонные изменения

38







2 4 Наша родина - Россия

9







2

Всего:

65







5
Текущий контроль осуществляется согласно Положению о формах, периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Начальная школа № 3». В сентябре проводится диагностическая работа, позволяющая определить исходный уровень развития учащихся. В конце учебного года (апрель) проводится комплексная работа на метапредметной основе. Текущий контроль в течение учебного года предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся (самостоятельные работы, тесты). В конце года предусмотрена проектная работа «Мы и окружающий мир».




















п/п

Тема урока

Кол-о часов

Ведущие виды деятельности

Дата проведения

план

факт

1 четверть

Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов)

1.

Где живет семья Ивановых.

Игровое занятие «Где живет семья».

2 ч

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Умение слушать и вступать в диалог.

03.09

04.09

2.

Игровое занятие «Мы познаем мир».

Мы познаем мир.

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков. Ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

10.09

11.09

3.

Мы познаем мир с помощью органов чувств.

Игровое занятие «Мы познаем мир с помощью органов чувств».

2 ч

Следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

17.09

18.09

4.

Игровое занятие «Что нас окружает».

Что нас окружает.

2 ч

Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

24.09

25.09

Раздел 2. Живая природа (10 часов)

5.

Животные - часть природы.

1 ч

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

01.10

6.

Игровое занятие «Дикие и домашние животные».

Игровое занятие «Дикие и домашние животные».

2 ч

Классифицировать по заданным критериям.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

02.10

08.10

7.

Насекомые - часть природы.

2 ч

Распознавания объекты, выделять существенные признаки. Аргументировать своё высказывание.

09.10

15.10

8.

Игровое занятие «Растения - часть живой природы».

Игровое занятие «Растения - часть живой природы».

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков. Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

16.10

22.10

9.

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

1 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

23.10

10.

Как растения расселяются на новые места.

Игровое занятие «Как растения расселяются на новые места».

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

29.10

30.10


  1. четверть

Раздел 3. Природа и ее сезонные изменения (38 часов)

11.

Природа и ее сезонные изменения.

1 ч

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

12.11

12.

Жизнь растений осенью.

2 ч

Следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Проговаривать последовательность действий на уроке.

13.11

19.11

13.

Труд людей осенью.

Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

20.11

14.

Как животные готовятся к зиме.

2 ч

Обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой.

26.11

27.11

15.

Пришла зима.

2 ч

Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

03.12

04.12

16.

Снежные загадки.

Следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи. Работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

10.12

17.

Жизнь лесных зверей зимой.

2 ч

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

11.12

17.12

18.

Как помочь птицам зимой.

2 ч

Умение обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой. Осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном.

18.12

24.12

19.

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

25.12

3 четверть

20.

Как зимуют травы, кустарники и деревья?

2 ч

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

14.01

15.01

21.

Учимся различать деревья и кустарники зимой.

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

21.01

22.01

22.

Труд людей зимой.

1 ч

Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

28.01

23.

Пришла весна.

2 ч

Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; Следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

29.01

11.02

24.

Какие растения весной цвести торопятся.

2 ч

Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; Следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

12.02

18.02

25.

Как животные весну встречают.

2 ч

Обнаруживать простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

19.02

25.02

26.

Про больших и маленьких.

2 ч

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

26.02

03.03

27.

Лето пришло.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

04.03

28.

В лес по ягоды пойдем.

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

10.03

11.03

29.

С лукошком за грибами.

2 ч

Проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

17.03

18.03

30

Зеленая аптека.

2 ч

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

Выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

01.04

07.04

31.

Природа и мы.

2 ч

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего последовательность сменяющих друг друга событий.

08.04

14.04

32.

Красная книга.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса во время экскурсии.

15.04

21.04

4. Наша Родина - Россия (9 часов)

33.

Родной край.

1 ч

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

22.04

34.

Наша родина - Россия.

1 ч

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

28.04

35.

Государственная символика.

2 ч

Уточнение и обобщение о родном крае, государственных символах. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

29.04

05.05

36.

Москва - столица нашего государства.

2 ч

Уточнение и обобщение о России. Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

06.05

12.05

37.

Абакан - столица Хакасии.

1 ч

Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

13.05

38.

Черногорск - город, в котором мы живем.

1 ч

Структурировать свои знания - отличать новое от уже известного с помощью учителя.

19.05

39.

Экскурсия в город.

1 ч

Во время экскурсии перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

20.05


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Федотова О.Н., Трафимова, Г.В., Трафимов, С.А. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. - М.: Академика/Учебник, 2013.

© 2010-2022