Планирование занятий по подготовке дошкольников к школе «Первые уроки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Развитие речи и обучение грамоте для дошкольников».


Цель программы - всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:


  1. развитие умения говорения и слушания;

  2. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

  3. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

  4. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

  5. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

  6. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

  7. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;

  8. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

При подготовке к обучению родному языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.

Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.

Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия - обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.

Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Содержание программы.

Развитие и совершенствование устной речи.


 Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.

 Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

 Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.

 Формирование правильного понимания переносного значения слов.

 Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.

 Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

 Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.

 Развитие диалогической и монологической речи.

 Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.

 Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.

 Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

 Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.

 Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.

 Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

 Рассказ по картине: описание изображенного на картине.

 Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.

Подготовка к обучению чтению.


 Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

 Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

 Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.

 Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.

 Выделение звуков в начале, конце и середине слова.

Подготовка к обучению письму.


Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.


Тематический план занятий.


№ занятия

Тема, содержание занятия

Дата проведения

Занятие 1.

Знакомство со школой и друг с другом. Выявление и систематизация знаний, которыми обладают дети. Загадки на тему «Школа». Пальчиковая гимнастика.


Знакомство с буквами. Обводка по контуру.

Занятие 2.

Путешествие в мир игрушек. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Пальчиковая гимнастика.


Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обводка по контуру. Развитие мелкой моторики.

Занятие 3.

В детском саду. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В детском саду». Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с правилами посадки. Пальчиковая гимнастика.


Буквы, обозначающие гласные звуки. Слово (работа с кассой букв). Печатание букв, обозначающие гласные звуки.

Занятие 4.


Путешествие по сказкам. Встреча с героями любимых сказок. Инсценировка сказки «Репка». Отгадывание загадок.


Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Пытаемся читать слоги. Раскрашивание и штриховка.

Занятие 5.

Путешествие в лес. Знакомство с растениями леса. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее». Пальчиковая гимнастика.


Звук, буква, слог, слово. Слог слияние. Печатание слов. Работа в тетради.

Занятие 6.

В лес за грибами и ягодами. Заучивание стихотворения. Составление рассказа по картине «Заблудился». Пальчиковая гимнастика.


Гласные и согласные звуки. Работа в тетради. Чтение изученных слогов. Написание элементов букв.

Занятие 7.

Животные леса. Игра «Кто лишний?». Составление рассказа-описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика.


Упражнение в слушании звуков и слог слияний и печатания их. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 8.

Путешествие в деревню. Домашние животные. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.


Упражнение в определении звуков и их печатание. Написание элементов букв. Определение местоположения звука в слове.

Занятие 9.

Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Пересказ рассказа «Кот Васька. Заучивание стихотворения. Пальчиковая гимнастика.


Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Чтение слов, состоящих из одинаковых слогов. Письмо по образцу. Работа в тетради.

Занятие 10.

В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Противоположные слова». Составление предложений. Пальчиковая гимнастика.


Звуко-буквенный анализ. Печатание слов. Работа в тетради. Штриховка. Чтение односложных слов.

Занятие 11.

Путешествие на луг. Игра «Один - много». Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.


Звук, буква, слог, слово. Чтение односложных слов. Работа в тетради. Письмо по точкам.

Занятие 12.

На реке. Составление рассказа по картинке. «На рыбалке». Заучивание скороговорок. Пальчиковая гимнастика.


Работа в тетради. Слово. Определение количества слогов в слове. Чтение двусложных слов. Письмо по точкам.

Занятие 13.

Путешествие по воздуху. Игра «Что перепутал художник?». Пальчиковая гимнастика.


Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 14.

Гуляем по зоопарку. Игра «Кто где живет?». Описание животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихотворения.


Работа в тетради. Звуко-буквенный анализ. Написание элементов букв. Чтение слов. Постановка ударения.

Занятие 15.

Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Игра «Соответствие».


Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Составление схемы предложения. Письмо по образцу.

Занятие 16.

Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика.


Чтение слов. Предложение. Составление схемы. Интонация предложения. Письмо по точкам. Работа в тетради.

Занятие 17.

В магазине. Составление рассказа «За покупками». Игра «Выбери нужные продукты». Пальчиковая гимнастика.


Чтение слов. Звуко-буквенный анализ. Ударение. Разбивка на слоги. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 18.


Инструменты. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика.


Чтение слогов и слов. Мягкий знак. Его роль в словах. Чтение слов с Ь. звуко-буквенный анализ слов.

Занятие 19.

Транспорт. Игра «Закончи предложение». Заучивание стихотворений. Пальчиковая гимнастика.


Деление слов на слоги. Ударение. Печатание букв и слов. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 20.

Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает - не бывает». Пальчиковая гимнастика.


Разделительный Ъ. примеры слов с Ъ. Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений. Работа в тетради.

Занятие 21.

Времена года. Различие времен года. Игра «Что за чем следует». Пальчиковая гимнастика.


Чтение словосочетаний. Ударение. Деление слов на слоги. Штриховка. Работа в тетради.

Занятие 22.

Что такое речь. Устная и письменная речь. Игра «Говори наоборот». Составление рассказа по сюжетным картинкам. Пальчиковая гимнастика.


Работа в тетради. Копирование предложений. Работа в тетради.

Занятие 23.

Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика.


Работа в тетради.

Занятие 24.

Заучивание стихотворений наизусть. Игра «Том и Тим». Составление рассказа по картинке. Пальчиковая гимнастика.


Работа в тетради.

Занятие 25.

Скоро в школу. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Собери школьные принадлежности». Пальчиковая гимнастика.


Дополнение слога до слова. Звуко - буквенный анализ. Ударение. Рисование по точкам. Работа в тетради.

Занятие 26.

Повторение изученного материала.


Занятие 27.

Повторение изученного материала.


Планируемые результаты.


Дети должны уметь:

 правильно произносить все звуки;

 отчетливо и ясно произносить слова;

 находить слова с определенным звуком;

 определять место звука в слове;

 соблюдать орфоэпические нормы произношения;

 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

 составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

 пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;

 соблюдать элементарные гигиенические правила;

 ориентироваться на странице в тетради.


Программа «Математика для дошкольников».


Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика.

Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:


  1. формирование простейших математических представлений;

  2. введение в активную речь простейших математических терминов;

  3. развитие у детей основ конструирования;

  4. развитие логических способностей;

  5. развитие зрительной и слуховой памяти;

  6. формирование образного мышления;

  7. формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

  8. формирование творческой активности детей.

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка - игра», поэтому основной принцип программы - играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.

Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.

На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.

Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого - либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.

Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.



Содержание программы «Математика для дошкольников».



1. Количество и счет.

На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) - (печатные цифры).

Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

Считают двойками до 20 и тройками до 21.

Сравнивают числа - соседи.

Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

Решают задания творческого характера.

2. Величина.

Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 - 3 признакам.

Находят в группе предметов «лишний» предмет.

Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

Дети классифицируют фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7. Конструирование.

Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 - 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 - 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи - шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.








Тематический план занятий.


№ занятия

Тема, содержание занятия

Дата проведения

Занятие 1.

Числа от 0 до 10. Пространственная ориентировка. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Решение стихотворных задач.


Занятие 2.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Логические задачи (продолжение логического ряда).


Занятие 3.

Порядковый счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве: понятия: слева, справа, вверху, внизу и т.д., Конструирование из палочек.


Занятие 4.

Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел (соседей, предшествующее, последующее), предметов (больше, меньше). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание). Пространственная ориентировка.


Занятие 5.

Счет в пределах 10. Соотношение числа и количества предметов. Ориентировка по словесной инструкции. Графический диктант. Конструирование из палочек.


Занятие 6.

Числовой ряд. Решение стихотворных задач. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Копирование.


Занятие 7.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров вида +1, -1. Сравнение предметов по длине и высоте.


Занятие 8.

Отношение «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками. Логические задачи(нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.


Занятие 9.

Счет в пределах 10. Направление движения: слева направо, сверху вниз, вперед и т.д., графический диктант по клеточкам. Логические задачи (ребусы).


Занятие 10.

Число и цифра 1. Число и цифра 2. Понятие «пара». Графические задачи (дорисовывание недостающих предметов). Группировка предметов по 1-2 признакам.


Занятие 11.

Число и цифра 3. Число сказок. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).


Занятие 12.

Число и цифра 4. Времена года, части суток. Четырехугольник. Нахождение в группе предметов «лишнего». Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. рисование по памяти.


Занятие 13.

Число и цифра 5. Пятиугольник. Сравнение предметов по ширине и толщине. Отношение «больше», «меньше», «равно». Решение стихотворных задач.


Занятие 14.

Число и цифра 6. Шестиугольник. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Логические задачи. Конструирование из палочек.


Занятие 15.

Число и цифра 7. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи: нахождение отличий.


Занятие 16.

Число и цифра 8. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Графические работы. Решение примеров вида +1, -1.


Занятие 17.

Числа 1-10. Знакомство со знаками +, -, =.выделение из групп предметов «лишнего». Решение примеров при помощи палочек.


Занятие 18.

Знакомство с задачей. Графические работы (диктант по клеточкам). Логические задачи( найди отличия).


Занятие 19.

Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Знакомство с линейкой.


Занятие 20.

Порядковый счет от 1 до 20. Виды линий: прямая, ломаная, луч, отрезок. Решение задач. Графические работы.


Занятие 21.

Счет двойками до 20 и обратно. Решение задач. Сравнение чисел. Графические работы.


Занятие 22.

Счет тройками до 21 и обратно. Знакомство с трапецией. Конструирование из палочек. Решение примеров.


Занятие 23.

Счет от 1 до 20. Решение задач. Логические задачи. Ориентирование во времени.


Занятие 24.

Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из групп лишней фигуры. Графические работы.


Занятие 25.

Математический конкурс.


Занятие 26-27.

Резерв.


Планируемые результаты.


Дети должны знать:

 числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

 порядковый счет в пределах 20;

 состав числа первого десятка;

 предшествующее число, последующее, числа - соседи;

 понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

 геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

 вершины, стороны, углы фигур;

 основные цвета и их оттенки;

 название сторон и углов клетки;

 строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);

 временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

 название дней недели;

 название месяцев и времен года;

 знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.


© 2010-2022