- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование занятий по подготовке дошкольников к школе «Первые уроки»
Планирование занятий по подготовке дошкольников к школе «Первые уроки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боева Ю.И. |
Дата | 11.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Развитие речи и обучение грамоте для дошкольников».
Цель программы - всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-
развитие умения говорения и слушания;
-
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
-
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
-
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
-
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
-
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
-
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
-
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
При подготовке к обучению родному языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.
Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия - обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.
Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Содержание программы.
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.
Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.
Формирование правильного понимания переносного значения слов.
Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.
Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.
Развитие диалогической и монологической речи.
Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.
Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Рассказ по картине: описание изображенного на картине.
Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению.
Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.
Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.
Выделение звуков в начале, конце и середине слова.
Подготовка к обучению письму.
Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Тематический план занятий.
№ занятия
Тема, содержание занятия
Дата проведения
Занятие 1.
Знакомство со школой и друг с другом. Выявление и систематизация знаний, которыми обладают дети. Загадки на тему «Школа». Пальчиковая гимнастика.
Знакомство с буквами. Обводка по контуру.
Занятие 2.
Путешествие в мир игрушек. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Пальчиковая гимнастика.
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обводка по контуру. Развитие мелкой моторики.
Занятие 3.
В детском саду. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В детском саду». Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с правилами посадки. Пальчиковая гимнастика.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Слово (работа с кассой букв). Печатание букв, обозначающие гласные звуки.
Занятие 4.
Путешествие по сказкам. Встреча с героями любимых сказок. Инсценировка сказки «Репка». Отгадывание загадок.
Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Пытаемся читать слоги. Раскрашивание и штриховка.
Занятие 5.
Путешествие в лес. Знакомство с растениями леса. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее». Пальчиковая гимнастика.
Звук, буква, слог, слово. Слог слияние. Печатание слов. Работа в тетради.
Занятие 6.
В лес за грибами и ягодами. Заучивание стихотворения. Составление рассказа по картине «Заблудился». Пальчиковая гимнастика.
Гласные и согласные звуки. Работа в тетради. Чтение изученных слогов. Написание элементов букв.
Занятие 7.
Животные леса. Игра «Кто лишний?». Составление рассказа-описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика.
Упражнение в слушании звуков и слог слияний и печатания их. Штриховка. Работа в тетради.
Занятие 8.
Путешествие в деревню. Домашние животные. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.
Упражнение в определении звуков и их печатание. Написание элементов букв. Определение местоположения звука в слове.
Занятие 9.
Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Пересказ рассказа «Кот Васька. Заучивание стихотворения. Пальчиковая гимнастика.
Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Чтение слов, состоящих из одинаковых слогов. Письмо по образцу. Работа в тетради.
Занятие 10.
В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Противоположные слова». Составление предложений. Пальчиковая гимнастика.
Звуко-буквенный анализ. Печатание слов. Работа в тетради. Штриховка. Чтение односложных слов.
Занятие 11.
Путешествие на луг. Игра «Один - много». Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.
Звук, буква, слог, слово. Чтение односложных слов. Работа в тетради. Письмо по точкам.
Занятие 12.
На реке. Составление рассказа по картинке. «На рыбалке». Заучивание скороговорок. Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетради. Слово. Определение количества слогов в слове. Чтение двусложных слов. Письмо по точкам.
Занятие 13.
Путешествие по воздуху. Игра «Что перепутал художник?». Пальчиковая гимнастика.
Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Штриховка. Работа в тетради.
Занятие 14.
Гуляем по зоопарку. Игра «Кто где живет?». Описание животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихотворения.
Работа в тетради. Звуко-буквенный анализ. Написание элементов букв. Чтение слов. Постановка ударения.
Занятие 15.
Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Игра «Соответствие».
Чтение слов. Гласные и согласные звуки. Составление схемы предложения. Письмо по образцу.
Занятие 16.
Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика.
Чтение слов. Предложение. Составление схемы. Интонация предложения. Письмо по точкам. Работа в тетради.
Занятие 17.
В магазине. Составление рассказа «За покупками». Игра «Выбери нужные продукты». Пальчиковая гимнастика.
Чтение слов. Звуко-буквенный анализ. Ударение. Разбивка на слоги. Штриховка. Работа в тетради.
Занятие 18.
Инструменты. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика.
Чтение слогов и слов. Мягкий знак. Его роль в словах. Чтение слов с Ь. звуко-буквенный анализ слов.
Занятие 19.
Транспорт. Игра «Закончи предложение». Заучивание стихотворений. Пальчиковая гимнастика.
Деление слов на слоги. Ударение. Печатание букв и слов. Штриховка. Работа в тетради.
Занятие 20.
Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает - не бывает». Пальчиковая гимнастика.
Разделительный Ъ. примеры слов с Ъ. Звуко-буквенный анализ слов. Составление предложений. Работа в тетради.
Занятие 21.
Времена года. Различие времен года. Игра «Что за чем следует». Пальчиковая гимнастика.
Чтение словосочетаний. Ударение. Деление слов на слоги. Штриховка. Работа в тетради.
Занятие 22.
Что такое речь. Устная и письменная речь. Игра «Говори наоборот». Составление рассказа по сюжетным картинкам. Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетради. Копирование предложений. Работа в тетради.
Занятие 23.
Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетради.
Занятие 24.
Заучивание стихотворений наизусть. Игра «Том и Тим». Составление рассказа по картинке. Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетради.
Занятие 25.
Скоро в школу. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Собери школьные принадлежности». Пальчиковая гимнастика.
Дополнение слога до слова. Звуко - буквенный анализ. Ударение. Рисование по точкам. Работа в тетради.
Занятие 26.
Повторение изученного материала.
Занятие 27.
Повторение изученного материала.
Планируемые результаты.
Дети должны уметь:
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице в тетради.
Программа «Математика для дошкольников».
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика.
Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-
формирование простейших математических представлений;
-
введение в активную речь простейших математических терминов;
-
развитие у детей основ конструирования;
-
развитие логических способностей;
-
развитие зрительной и слуховой памяти;
-
формирование образного мышления;
-
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
-
формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка - игра», поэтому основной принцип программы - играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого - либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Содержание программы «Математика для дошкольников».
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) - (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа - соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 - 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 - 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 - 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи - шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Тематический план занятий.
№ занятия
Тема, содержание занятия
Дата проведения
Занятие 1.
Числа от 0 до 10. Пространственная ориентировка. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Решение стихотворных задач.
Занятие 2.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Логические задачи (продолжение логического ряда).
Занятие 3.
Порядковый счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве: понятия: слева, справа, вверху, внизу и т.д., Конструирование из палочек.
Занятие 4.
Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел (соседей, предшествующее, последующее), предметов (больше, меньше). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание). Пространственная ориентировка.
Занятие 5.
Счет в пределах 10. Соотношение числа и количества предметов. Ориентировка по словесной инструкции. Графический диктант. Конструирование из палочек.
Занятие 6.
Числовой ряд. Решение стихотворных задач. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Копирование.
Занятие 7.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров вида +1, -1. Сравнение предметов по длине и высоте.
Занятие 8.
Отношение «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками. Логические задачи(нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.
Занятие 9.
Счет в пределах 10. Направление движения: слева направо, сверху вниз, вперед и т.д., графический диктант по клеточкам. Логические задачи (ребусы).
Занятие 10.
Число и цифра 1. Число и цифра 2. Понятие «пара». Графические задачи (дорисовывание недостающих предметов). Группировка предметов по 1-2 признакам.
Занятие 11.
Число и цифра 3. Число сказок. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Занятие 12.
Число и цифра 4. Времена года, части суток. Четырехугольник. Нахождение в группе предметов «лишнего». Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. рисование по памяти.
Занятие 13.
Число и цифра 5. Пятиугольник. Сравнение предметов по ширине и толщине. Отношение «больше», «меньше», «равно». Решение стихотворных задач.
Занятие 14.
Число и цифра 6. Шестиугольник. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Логические задачи. Конструирование из палочек.
Занятие 15.
Число и цифра 7. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи: нахождение отличий.
Занятие 16.
Число и цифра 8. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Графические работы. Решение примеров вида +1, -1.
Занятие 17.
Числа 1-10. Знакомство со знаками +, -, =.выделение из групп предметов «лишнего». Решение примеров при помощи палочек.
Занятие 18.
Знакомство с задачей. Графические работы (диктант по клеточкам). Логические задачи( найди отличия).
Занятие 19.
Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Знакомство с линейкой.
Занятие 20.
Порядковый счет от 1 до 20. Виды линий: прямая, ломаная, луч, отрезок. Решение задач. Графические работы.
Занятие 21.
Счет двойками до 20 и обратно. Решение задач. Сравнение чисел. Графические работы.
Занятие 22.
Счет тройками до 21 и обратно. Знакомство с трапецией. Конструирование из палочек. Решение примеров.
Занятие 23.
Счет от 1 до 20. Решение задач. Логические задачи. Ориентирование во времени.
Занятие 24.
Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из групп лишней фигуры. Графические работы.
Занятие 25.
Математический конкурс.
Занятие 26-27.
Резерв.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
порядковый счет в пределах 20;
состав числа первого десятка;
предшествующее число, последующее, числа - соседи;
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
вершины, стороны, углы фигур;
основные цвета и их оттенки;
название сторон и углов клетки;
строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
название дней недели;
название месяцев и времен года;
знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.