Разработка открытого урока по литературному чтению в 1 классе Д. Хармс Храбрый ёж Н. Сладков Лисица и ёж

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Р А З Р А Б О Т К А

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 1 КЛАССЕ

Разработка открытого урока по литературному чтению в 1 классе Д.Хармс Храбрый ёж Н.Сладков Лисица и ёж

учителя МБОУ «Лиственская СОШ»

Галагуцкой Нины

Михайловны

2015 год

Тема: Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж»

Цели: познакомить с произведениями Д. Хармса «Храбрый ёж», Н. Сладкова «Лисица и Ёж»; обучать выразительному чтению; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации.

Оборудование: тексты для речевой разминки (10 шт.), толковый словарь С.И. Ожегова, таблички с лексическим значением слов: глушь, пригож, неуклюжий, интонация сожаления; секундомер, смайлики, рисунки: морской ёж, лесной ёж, видеофильм «Ёж»; шапочки лисы и ежа.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

- Дети, подарите мне свои добрые улыбки, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.

Прозвенел и стих звонок,

Начинаем свой урок.

Время даром не теряем

И работать начинаем.

II. Речевая разминка (у каждого ученика напечатан текст).

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

«Ах ты, ёж, братец ёж,

Как без моря ты живёшь?»

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка - дом его родной… Б. Тимофеев

1. Словарная работа

- В тексте встречается слово «глушь».

- Кто объяснит его значение «глушь»? В каком словаре мы найдём объяснение значения этого слова?

Учитель зачитывает в словаре С.И. Ожегова лексическое значение слова.

глушь - место, отдалённое от людей.

2. Чтение стихотворения учащимися «молча» (упражнение «язычок»).

3. Беседа.

- О ком говорится в этом стихотворении?

- А о каком еже говорится?

- Сколько значений имеет слово «ёж»?

- Как называются такие слова?

(Вывешиваются рисунки с подписями: ёж морской, ёж лесной).

- Назовите орфограмму в слове «ёж».

4. Чтение стихотворения учащимися медленно, целыми словами, «цепочкой».

5. Работа в паре.

Чтение учащимися стихотворения, меняя голос на каждой строке: громко - тихо.

6. Работа над выразительным чтением.

- Назовите показатели выразительного чтения (темп, логическое ударение, пауза, интонация).

- Какой бывает темп?

- А пауза?

Подчёркивание слов с логическим ударением, расстановка пауз, работа над интонацией с опорой на знаки препинания. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

7. Чтение стихотворения в быстром темпе с отстукиванием карандашом.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Отгадайте загадку:

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

- Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о ежах, много интересного о них вы узнаете. Будем работать над выразительным чтением, обогатим речь новыми словами.

IV.Работа по теме урока.

Работа с текстом Д. Хармса «Храбрый Ёж».

  1. Беседа.

- Откройте учебник на странице 71. Кто автор произведения, которое мы сейчас будем читать?

- Как называется оно?

- Подумайте, когда может проявиться храбрость ежа?

2. Чтение произведения «Храбрый ёж» учителем.

3. Чтение учащимися «цепочкой» по одному предложению.

4. Беседа по содержанию.

- С чего началась история?

- Кто подошёл к ящику?

- Как звери проверяли, что там находится?

(Дети дают ответ словами текста).

- Кто выскочил из ящика?

- Как повели себя звери? Найдите ответ в книге и прочитайте его.

- Кто из зверей оказался храбрым? Могла ли такая история произойти на самом деле?

- Что правда, а что вымысел?

ФИЗМИНУТКА.

5. Просмотр видеофильма «Ёж» (6 минут).

6. Сообщение учителя дополнительного материала о еже.

Ежи живут в лесах, в степях. Питаются насекомыми, червями, лягушками, змеями, ящерицами. Очень любят птичьи яйца, могут полакомиться и птенцами. Хотя ёжик кажется безобидным увальнем, при встрече с крысой или змеёй проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок. Змеиный яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яда, например, мышьяк и даже синильная кислота. Колючки и сворачивание в клубок - это природная защита ёжиков от хищников. А лиса откатывает ёжика к воде, чтобы он развернулся. Ни в коем случае нельзя брать ёжиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека клещей.

Работа с текстом Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

  1. Беседа.

- Прочитайте на странице 73 кто автор следующего произведения.

- Прочитайте название. Почему слово «ёж» написано с заглавной буквы?

2. Словарная работа:

неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый;

пригож - красивый.

3. Работа в парах.

- Что называется диалогом?

- Что такое реплика?

Чтение диалога учащимися.

4. Беседа по вопросам учебника.

- Как хитрая Лиса говорила о Еже?

- Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу?

- Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

(Словарная работа:

интонация сожаления - это интонация печали, огорчения.)

5. Разыгрывание диалога учащимися у доски (на головах учащихся шапочки Лисицы и Ежа).

V. Домашнее задание.

- Рассказать дома родителям информацию о ежах, услышанную на уроке.

VI. Рефлексия (метод «Микрофон»).

- Кто из вас доволен своей работой на уроке?

- Почему вы так считаете?

(Работа со смайликами, прикреплёнными на доске).

- Покажите выражение вашего лица, которое отражает ваше отношение к уроку.

VII. Итог урока.

- Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?

- Какие произведения мы прочитали?

- Чему учат нас эти произведения?

© 2010-2022