Портфолио как средство оценки личностных достижений учащегося

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.9

ПОРТФОЛИО

как средство оценки личностных достижений учащегося

Ярушина Валентина Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Карачинская СОШ»


Одним из существенных недостатков традиционной воспитательной системы является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непо­средственно воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью обра­зования подрастающего поколения. Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слабораз­витое умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио. Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой ау­тентичного (действительного, подлинного) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному уча­щимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Су­щественное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов собственной деятельности. Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, ра­бот, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.
Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические задачи, такие как:
  • поощрение активности и самостоятельности учащихся;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Сама по себе идея создания портфолио не так уж и нова. В дошкольных учреждениях папка с достижениями ребенка за период нахождения в детском саду вручается родителям на память на выпускном празднике. В тридцатые годы прошлого века у А.С. Макаренко тоже был подобного рода документ, где он отмечал все поступки и возможные выходки (как положительные, так и отрицательные) своих воспитанников. А Л.Н. Толстой, обучая и воспитывая крестьянских ребят в Ясной Поляне, вел графическое отслеживание влияния семьи и уровня сословия на развитие детей. Российская школа богата своей историей и всегда активно включается в иннова­ционную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой ис­пользования портфолио в качестве инструмента осознания учеником собственных об­разовательных целей, личный интерес к данной форме работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной работы с учащимися привели к необходимости ответить на два вопроса: нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем? Классному руководителю. Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ре­бенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с това­рищами. Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководи­телю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса илишколы, родитель начинает более серьезно задумываться о причи­нах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотно­го выхода из сложившихся ситуаций. Ученику (и особенно ему!). Хотя, на наш взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещён. Портфолио необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики, например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение или для поступления в вуз.

Портфолио учащегося может состоять из 4 разделов:

РАЗДЕЛ 1 «Визитная карточка»

РАЗДЕЛ 2 «Образовательные достижения»

РАЗДЕЛ 3 «Воспитательная деятельность»

РАЗДЕЛ 4 «Официальные документы»

РАЗДЕЛ 1 «Визитная карточка» включает данные об ученике и его семье.

РАЗДЕЛ 2 «Образовательные достижения» включает в себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:

1)Учебная деятельность.

2)Внеучебная познавательная деятельность.

Блок «Учебная деятельность» содержит ведомость успеваемости по учебным предметам за год и листы общеучебных и индивидуальных достижений учащихся. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися. Лист индивидуальных достижений - это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по предметам. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти. Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями. Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.

Блок «Внеучебная познавательная деятельность» содержит оценку достижений учащегося на олимпиадах и конкурсах разного уровня (школьного, районного, краевого, российского ит.д.), а также разработанных учащимися проектов и творческих работ.

РАЗДЕЛ 3 «Воспитательная деятельность» включает в себя общественную и творческую активность учащегося из трёх блоков:

  1. «Классное самоуправление».

  2. «Школьное соуправление».

  3. «Творческая активность».

«Классное самоуправление»:

  • работа учащегося в органах классного самоуправления в разные годы обучения;

  • деятельность по организации классных дел;

  • участие в различных мероприятиях класса.

«Школьное соуправление»:

  • деятельность в школьной Думе;

  • участие в школьных, районных сборах актива.

«Творческая активность»:

  • работа учащегося в творческих коллективах и спортивных соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.

РАЗДЕЛ 4 «Официальные документы» включает в себя все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы.

Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность.


© 2010-2022