- Преподавателю
- Начальные классы
- Портфолио как средство оценки личностных достижений учащегося
Портфолио как средство оценки личностных достижений учащегося
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ярушина В.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.9
ПОРТФОЛИО
как средство оценки личностных достижений учащегося
Ярушина Валентина Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Карачинская СОШ»
Одним из существенных недостатков традиционной воспитательной системы является то, что цели воспитания задаются и определяются внешними факторами, обстоятельствами, даже муниципальными условиями, но никак не тем, кого непосредственно воспитывают. Поэтому в настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре эффективности педагогических технологий именно с точки зрения наличия в них элементов, ориентирующих учащихся на самостоятельную постановку целей воспитания, что становится органичной составной частью образования подрастающего поколения. Установлено, что одной из причин отставания учащихся является слаборазвитое умение определять цели и критически оценивать результаты своей деятельности. Решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика, призвано использование технологии сбора и ведения портфолио. Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой аутентичного (действительного, подлинного) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов собственной деятельности. Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
- оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.
- поощрение активности и самостоятельности учащихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Портфолио учащегося может состоять из 4 разделов:
РАЗДЕЛ 1 «Визитная карточка»
РАЗДЕЛ 2 «Образовательные достижения»
РАЗДЕЛ 3 «Воспитательная деятельность»
РАЗДЕЛ 4 «Официальные документы»
РАЗДЕЛ 1 «Визитная карточка» включает данные об ученике и его семье.
РАЗДЕЛ 2 «Образовательные достижения» включает в себя образовательный рейтинг учащихся, состоящий их двух блоков:
1)Учебная деятельность.
2)Внеучебная познавательная деятельность.
Блок «Учебная деятельность» содержит ведомость успеваемости по учебным предметам за год и листы общеучебных и индивидуальных достижений учащихся. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися. Лист индивидуальных достижений - это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по предметам. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти. Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями. Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.
Блок «Внеучебная познавательная деятельность» содержит оценку достижений учащегося на олимпиадах и конкурсах разного уровня (школьного, районного, краевого, российского ит.д.), а также разработанных учащимися проектов и творческих работ.
РАЗДЕЛ 3 «Воспитательная деятельность» включает в себя общественную и творческую активность учащегося из трёх блоков:
-
«Классное самоуправление».
-
«Школьное соуправление».
-
«Творческая активность».
«Классное самоуправление»:
-
работа учащегося в органах классного самоуправления в разные годы обучения;
-
деятельность по организации классных дел;
-
участие в различных мероприятиях класса.
«Школьное соуправление»:
-
деятельность в школьной Думе;
-
участие в школьных, районных сборах актива.
«Творческая активность»:
-
работа учащегося в творческих коллективах и спортивных соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.
РАЗДЕЛ 4 «Официальные документы» включает в себя все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, благодарственные письма за победы и участие в конкурсах, соревнованиях как в школе, так и вне стен школы.
Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельность.