Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Решение задач на кратное сравнение

ФИО (полностью)

Губайдуллина Язиля Фоатовна

    Место работы

    МБОУ «Озёрная СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

      Должность

      Учитель начальных классов

        Предмет

        математика

          Класс

          2

            Базовый учебник

            В.Н. Рудницка, Т.В. Юдачева. Математика 2класс, 2012

            Технологическая карта изучения темы


            Тема

            Периметр многоугольника

            Решение задач. Закрепление. Тип урока:

            Цели

            Изучение нового материала, закрепление

            Образовательные: Создать условия для более успешного усвоения темы: "Решение задач на кратное сравнение", путем применения разнообразных приемов, форм и методов обучения на уроке.

            Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

            Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

            - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

            Планируемый результат Предметные: Понимать, алгоритм кратного сравнения чисел. Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение чисел. Личностные:
            Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

            Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

            Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

            Основные понятия

            Задача, алгоритм решения задачи

            Межпредметные связи

            Математика, краеведение

            Ресурсы:

            - основные

            - дополнительные

            - В.Н. Рудницка, Т.В. Юдачева. Математика 2класс.

            - В.Н. Рудницка. Поурочные разработки по математике. 2 класс.

            - презентация к уроку

            -Рабочая тетрадь №2. Математика.

            - алгоритм самооценки

            Организация пространства

            Фронтальная работа, индивидуальная работа

            Технология проведения

            Деятельность

            учеников

            Деятельность

            учителя

            Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

            Планируемые результаты

            Предметные

            УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

            Включаются в учебную деятельность.

            Отвечают на вопросы учителя.

            Дети получают эмоциональный настрой.


            Организует
            Уточняет тематические рамки.

            В школу мы пришли учиться,

            В жизни это пригодится!

            Тот, кто хочет много знать,

            Должен сам всё постигать!-

            -Ребята, прочитайте хором стихотворение. Согласны ли вы с его содержанием?

            -Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни?

            -Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор. (Слово «сам», т.к. мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новое знание).

            -Итак, всем удачи и в добрый путь за новыми знаниями!

            -С чего начнём работу на уроке?

            Личностные: самоопределение;

            Регулятивные: целеполагание;

            Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками II. Актуализация знаний (5 мин) Цели: Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
            Составляют задачи
            Работают в группах










            Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку. Формулируют выводы наблюдений.
            Организуют устную работу, актуализирует учебное содержание необходимое и достаточное для восприятия нового материала;








            На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих (вывешиваю на доску). Составьте задачу про шарики так, чтобы в вопросе были волшебные слова на сколько больше (меньше).

            1. Можно ли по-другому задать вопрос к составленной задаче?

            2. На сколько синих шариков меньше, чем красных?

            3. Изменится ли действие в решении задания? (Нет, т.к. это задача решается только действием вычитания! Для этого найдем большее число и из него вычтем меньшее)

            4. Влияют ли слова больше (меньше) на решение задачи? (Нет, т.к. вид этой задачи на разностное сравнение, решаются только вычитанием)


            Повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».
            Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
            III. «Открытие» нового знания (8 мин) Цели:

            Составляют новую задачу так, чтобы в вопросе были слова «во», «раз»



            Работают в группах

            Создание проблемной ситуации

            Введение термина «Во сколько раз больше (меньше)»

            Составьте новую задачу так, чтобы в вопросе были эти слова. (Дети работают в группе)

            * На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Во сколько раз красных шариков больше, чем синих?

            Во сколько раз синих шариков меньше, чем красных?

            Какое наименование всегда рядом с ответом? (Раз, т.к. это слово есть в вопросе, и так называется вид задачи)

            В карточке вывешиваю знак ":" (Деления)

            Определите вид задачи? (На разовое сравнение)

            Разы - это краты, поэтому задача носит название на кратное сравнение.

            Сообщают тему урока «Решение задач на кратное сравнение»



            умение сотрудничать в совместном решении проблемы (Коммуникативные УУД). умение моделировать и анализировать (Познавательные УУД) умение наблюдать и делать простые выводы. Регулятивные УУД). IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: формировать умения обучающихся читать текст задачи, учиться моделировать, анализировать задачи, записывать задачу по алгоритму;

            Работают по учебнику. №1-3

            Под руководством учителя делают вывода: Чтобы сравнить два числа, назовите сначала большее число, затем меньшее. И большее число разделите на меньшее.


            Организует выполнение задания по определению вывода кратного деления









            Формулирует задание, контролирует его выполнение, организует проверку

            1. Посмотрите на рисунок. На нем изображены тарелки с фруктами.

            1. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши)

            2. По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши)

            3. Значит, фруктов на каждой тарелке поровну: по 4 штуки

            4. Сколько тарелок со сливами (5 тарелок)

            5. Сколько тарелок с грушами (1 тарелка)

            6. Значит, слив у нас 5 раз столько, сколько груш.

            Вывод: Слив в 5 раз больше, чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив Физкультминутка

            Вот мы руки развели,
            Словно удивились.
            И друг другу до земли
            В пояс поклонились!
            Наклонились, выпрямились,
            Наклонились, выпрямились.
            Ниже, ниже, не ленись,
            Поклонись и улыбнись.

            Делают вывода: Чтобы сравнить два числа, назовите сначала большее число, затем меньшее. И большее число разделите на меньшее.





            умение наблюдать и делать простые выводы (Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной и письменной речи (Коммуникативные УУД). принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи(Регулятивные УУД).
            V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение . Работают в тетрадях на печатной основе. Читают, анализируют, находят решение учебной задачи.


            Организует актуализацию умений решать задачи на кратное сравнение Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.




            Практическая работа, с. 29, № 1, № 2.

            (Используя циркуль, дети делят отрезок на 4 части, делают вывод: зеленый отрезок короче красного в 4 раза, а красный длиннее зеленого в 4 раза)

            б) Самостоятельная работа, с. 30, № 3.

            *Дети составляют задачи, сравнивают их решение. Делают выводы:

            На сколько отрезок МК длиннее, чем отрезок ВА? (На сколько отрезок МК короче, чем отрезок ВА ?)

            * Это задача на разностное сравнение. (" - ")

            Во сколько раз отрезок МК длиннее, чем отрезок ВА? (Во сколько раз отрезок МК короче, чем отрезок ВА ?) Задача на кратное сравнение. (" : ") Уметь решать задачи на кратное сравнение
            Умение корректировать выполнение задания (Регулятивные УУД).
            умение находить необходимую информацию (Познавательные УУД)
            уметь анализировать свои действия и управлять ими (Личностные УУД).

            VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

            . Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

            Анализ деятельности на уроке.

            • Чему научились на уроке? (Учились решать задачи на кратное сравнение)

            • Какие волшебные слова есть в задаче? (Во сколько раз больше (меньше))

            • Что для этого надо знать? (Чтобы узнать во сколько раз число больше (меньше) другого, надо найти большее число, затем меньшее, и большее разделить на меньшее)

            • Понравился ли вам урок?

            • Поднимите карточки-настроения?

            Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 века

            Считаем количество шариков, поздравляем команду-победительницу. (Вручаются воздушные шарики)
            (Коммуникативные УУД).
            Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
            Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). VI. Домашнее задание Цели: - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

            Определяются с объемом домашнего задания.

            Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания.

            Домашнее задание. Учебник с. 66, № 7, 8. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
            Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

            Приложение.

            Разработка урока.


            Тема урока: Решение задач на кратное сравнение.

            Цель урока: Создать условия для более успешного усвоения темы: "Решение задач на кратное сравнение", путем применения разнообразных приемов, форм и методов обучения на уроке.

            Задачи урока:

            1. Познакомить учащихся с новым видом задачи, научить определять вид задачи и выбор действия.

            2. Научиться различать данный вид задачи от других.

            3. Развивать умение учиться наблюдать, делать выводы и работать в группах.

            4. Учить выслушивать ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, быть взаимовежливым.

            Материал к уроку:

            1. Учебник "Математика 2 класс".

            2. Тетрадь ученическая.

            3. Тетрадь на печатной основе.

            4. Карточки-помощницы (виды задач).

            5. Циркуль.

            6. Простой карандаш.

            7. Цветные карандаши.

            8. « Карточки-настроения»

            9. «Лестница успеха»

            Ход урока.

            1.Мотивация к учебной деятельности.

            Цель:

            1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

            2) определение содержательных рамок урока: решение задач;

            3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

            (Слайд 2 ):

            -Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаРебята, прочитайте хором стихотворение. Согласны ли вы с его содержанием?

            -Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни?

            -Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор. (Слово «сам», т.к. мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новое знание).

            -Итак, всем удачи и в добрый путь за новыми знаниями!

            -С чего начнём работу на уроке? ( с повторения знаний, которые пригодятся сегодня на уроке).

            2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

            Цель:

            1) актуализировать умение учащихся решать задачи на разностное сравнение, тренировать вычислительный навык;

            2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

            3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

            4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

            5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

            6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

            Организация учебного процесса на этапе 2:

            1) Тренинг вычислительного навыка. (Устный счет. Слайды 4-13)

            Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаРазработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 века












            Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаРазработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 века







            На доске закрыта тема урока. («Решение задачи на кратное сравнение»)

            2)Работа в группах:

            Дети разбиваются на группы.

            -У вас на партах лежат листочки с заданием.

            * На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Составьте задачу про шарики так, чтобы в вопросе были волшебные слова на сколько больше (меньше).

            На доске прикреплено «На сколько больше (меньше)»

            Дети в группах составляют задачу:

            1. На празднике было 6 красных и 2 синих шарика. На сколько красных шариков больше, чем синих?

            2. Назовите решение задачи: 6 - 2=4 (ш)

            3. Назовите ответ: Красных шариков на 4 больше, чем синих.

            4. Каким действием выполняли решение? Почему?

            5. КРазработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаакого вида эта задача?

            Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее (для этого сначала определяю большее число, а затем меньшее). (Слайд 14)

            Вид задачи: на разностное сравнение. (На доску рядом с карточкой прикрепляю действие "-")

            1. Можно ли по-другому задать вопрос к составленной задаче?

            2. На сколько синих шариков меньше, чем красных?

            3. Изменится ли действие в решении задания? (Нет, т.к. это задача решается только действием вычитания! Для этого найдем большее число и из него вычтем меньшее)

            4. Влияют ли слова больше (меньше) на решение задачи? (Нет, т.к. вид этой задачи на разностное сравнение, решаются только вычитанием)

            б) - Можем ли назвать эту тему урока? (Будем решать задачи, открываю слово "Решение задач")

            - А какого вида эти задачи, узнаем чуть позже.

            3. «Открытие» нового знания

            Проблемная ситуация.

            в) Я усложняю вам задание. (Вывешиваю новую карточку.)

            «Во сколько раз больше»

            Какие новые слова вы заметили в карточке? (ВО и РАЗ).

            Составьте новую задачу так, чтобы в вопросе были эти слова. (Дети работают в группах)

            * На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Во сколько раз красных шариков больше, чем синих?

            -Что нового в этой задаче? (Слова «во сколько раз больше».)

            -Попробуйте решить эту задачу.

            -Кто не выполнил это задание?

            -Что вы не смогли сделать?

            -Почему? (Мы не знаем каким действием решать такие задачи.)

            -Кто выполнил задание?

            -Какое вы записали решение?

            Учитель записывает ответы. Если учащиеся решили вычитанием, то:

            -Когда используется знак минус? (Когда узнаём, на сколько больше или меньше.)

            Если учащиеся записали правильно, то:

            -Назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали? (У нас нет правила и эталона.)

            -Что же нам делать? (Надо остановиться и подумать.)

            Выявление места и причины затруднения.

            Цель:

            выявить место и причину затруднения.

            Организация учебного процесса на этапе 3:

            -Какое задание вы выполняли? (Пробовали решить задачу.)

            -Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (Есть новые слова «во сколько раз».)

            -Где возникло затруднение? (Не знали каким действием решить.)

            -Почему возникло затруднение?(У нас нет правила.)

            Построение проекта выхода из затруднения.

            Цель:

            1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

            2)построить план и определить средства достижения цели.

            Организация учебного процесса на этапе 4:

            -Какую цель вы поставите на уроке? (Научиться решать задачи со словами «во сколько раз больше» и «во сколько раз меньше».)

            Какое наименование всегда рядом с ответом? (Раз, т.к. это слово есть в вопросе, и так называется вид задачи)

            Определите вид задачи? (На разовое сравнение)

            Разы - это краты, поэтому задача носит название на кратное сравнение.

            В карточке вывешиваю знак ":" (Деления)

            Сообщение темы урока.

            1. Теперь назовите сами тему урока.

            2. Решение задач на кратное сравнение (открываю тему урока).

            4.Закрепление с проговариванием во внешней речи.

            Цель:

            зРазработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаафиксировать во внешней речи правило кратного сравнения.

            (слайд 15)

            Организация учебного процесса на этапе 4:

            Устно

            а) Мячики и кубики:стр.64, №1.

            1. Что изображено на рисунке? (мячики и кубики)

            2. Сколько всего мячиков (3), а кубиков (12) 3. Если разбить кубики на группы , по 3 кубика в каждой, т.е. в каждой группе должно быть столько кубиков, сколько всего мячиков.

            4. Сколько групп получилось? (4)

            5. Значит, кубиков в 4 раза столько, сколько мячиков.

            Вывод: Кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков в 4 раза меньше, чем кубиков

            б) Ежики и грибки: стр. 64, №1.

            1. Что изображено на рисунке? (Ежики и грибки)

            2. Сколько всего ежиков (2), а грибков (4)?

            3. Мысленно разбейте грибки на группы, по 2 грибка в каждой, т.е. в каждой группе должно быть столько грибков, сколько всего ежиков.

            4. Сколько групп получилось? (Две)

            5. Значит, у нас грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков

            в). По учебнику: с. 64, №1. "Сливы и груши" № 1 (устно).

            1. Посмотрите на рисунок. На нем изображены тарелки с фруктами.

            2. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши)

            3. По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши)

            4. Значит, фруктов на каждой тарелке поровну: по 4 штуки

            5. Сколько тарелок со сливами (5 тарелок)

            6. Сколько тарелок с грушами (1 тарелка)

            7.Значит, слив у нас 5 раз столько, сколько груш.

            Вывод: Слив в 5 раз больше, чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив.

            Физкультминутка.

            Устно:

            № 3

            а) Бананов в 7 раз больше, чем лимонов. Значит лимонов … в 7 раз меньше, чем бананов.

            б) Зайцев в 6 раз больше, чем моркови. Значит, морковок в 6 раз меньше, чем зайцев.

            в) Детей в 4 раза меньше, чем взрослых. Значит, взрослых в 4 раза больше, чем детей.

            № 4

            а) Воробьев 3 раза по столько, сколько ворон. …Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. Ворон в 3 раза меньше, чем воробьев.

            б) Юбок в 4 раза по столько, сколько блузок. Юбок в 4 раза больше, чем блузок. Блузок в 4 раза меньше, чем юбок.

            в) Итак далее...

            Вывод: Чтобы сравнить два числа, назовите сначала большее число, затем меньшее. И большее число разделите на меньшее.

            №5.

            Письменно: Какие действия надо выполнить, чтобы узнать: во сколько раз 15 больше 5, на сколько 15 больше 5, на сколько 5 меньше 15, во сколько раз 5 меньше 15? Выполни вычисления.

            Решения:

            1. 15:5 = 3, 15-5=10, 15-5=10, 15:5=3.

            №6.

            5. Контролирующее задание.

            Работа в тетради на печатной основе.

            а) Практическая работа, с. 29, № 1, № 2.

            (Используя циркуль, дети делят отрезок на 4 части, делают вывод: зеленый отрезок короче красного в 4 раза, а красный длиннее зеленого в 4 раза)

            б) Самостоятельная работа, с. 30, № 3.

            *Дети составляют задачи, сравнивают их решение. Делают выводы:

            На сколько отрезок МК длиннее, чем отрезок ВА? (На сколько отрезок МК короче, чем отрезок ВА ?)

            * Это задача на разностное сравнение. (" - ")

            Во сколько раз отрезок МК длиннее, чем отрезок ВА? (Во сколько раз отрезок МК короче, чем отрезок ВА ?)

            * Задача на кратное сравнение. (" : ")

            6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

            Цель:

            1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

            2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

            3)наметить направления будущей учебной деятельности;

            4)обсудить домашнее задание.

            Организация учебного процесса на этапе 9:

            -Какую цель вы ставили в начале урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение.)

            -Достигли вы своей цели? (Да.)

            -Кому удалось сегодня учиться?

            -Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 векаТеперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, то поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе и у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

            - Поднимите карточки-настроения?

            Разработка урока по математике. УМК Начальная школа 21 века

            -Все вы молодцы! Спасибо за хороший урок!

            7. Домашнее задание. Учебник с. 66, № 7, 8.

            © 2010-2022