Программа внеурочной деятельности (эстетическо-художественной направленности) детский театр «Капельки солнца»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральная педагогика как инновационная модель обучения в образовательном учреждении.

Театр - это сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра

перед публикой.

Педагогика - наука о воспитании человека, раскрывающая

его сущность, закономерности воспитания и развития личности, процесс

образования и обучения.

Театральная педагогика - это путь развития личности в процессе

образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где

индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через

ответственность к радости самовыражения.

Цели и задачи:

- Создание условий для всестороннего и гармоничного развития детей,

раскрытие их дарований и способностей;

- Привлечение детей к театральному искусству и развитие интереса к

театральному мастерству;

- Повышение уровня зрительской и исполнительской культуры;

- Воспитание художественного вкуса и приобщение к современным

формам тетрального искусства;

- Раскрытие творческой индивидуальности детей через театральные

формы самовыражения.

«Наша новая школа» - как светло в мажорном ладу звучат эти слова сегодня,

раскрывая стратегическую политику в сфере образования. Именно сейчас, в

условиях решения образовательной системы, обществу нужны люди

инициативные, интеллектуальные, способные мыслить творчески. Этот

путь интересен и разнообразен, имеющий исходную пульсацию направлен

на перспективу. И задачи на этом пути предстоит решать современной школе.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша

новая школа» и ОС «Школа 2100» работа учителя направлена на раскрытие творческого потенциала у детей, социально адаптированных к обществу.

Творческий ребёнок - это увлечённый подросток - целенаправленный студент - успешный специалист - счастливый человек.

Бесталанных людей не бывает, нужно только рассмотреть, развить, открыть

в себе то, что очень рядом, то, что живет в тебе! И эта дверь к самому себе

открывается только в творческом полёте увлечённой мечты.

Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что

самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь

именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем себе и своим

детям. С помощью образования нас давным-давно отучили от такого

состояния и превратили в набор навыков и хранилище информации. Но в

детях от рождения заложена способность к творчеству, к счастью.

Для того чтобы всесторонне воспитать ребенка, нужно принимать во

внимание все стороны жизни.

Как взрослых, так и малышей нас объединяет понимание того, что мы

принимаем участие в открытом исследовании окружающего мира всеми

доступными способами и в любом доступном нам качестве, а естественная

любознательность и любовь к жизни, которые свойственны нам в детстве,

остаются с нами навсегда. Мы с рождения умеем воспринимать жизнь такой,

как она есть и, в то же время, преобразовать её с помощью своего

природного творческого дара, который совершенно естественно возникает из

открытости внимания и сочувствия.

И приоритетным итогом в решении обучающих, развивающих и

воспитывающих задач - эти дети неравнодушные, разумные, ничем не

стеснённые, искренние - счастливые дети, вырастающие в сердечного,

сознательного, интеллектуально- богатого взрослого. Взрослого, который не

лицемерит, владеет своим разумом, но не позволяет разуму владеть собой.

Мы рождаемся свободными от всего…,

а потом учимся уловкам ума.

( Ошо - просветлённый мастер из Индии).

Ребёнок изначально обладает способностью созидать разумную жизнь

из вихря эмоций, мыслей и действий. Ведь дети это не объект, это - тайна. И

нам бы присоединиться к ним в поисках непознанного в их жизни, но хватит

ли у нас мужества признаться, что мы тоже окружены загадками? И речь не

идет о том, чтобы изменить их или себя, а о том, чтобы наслаждаться

ошеломляющими открытиями, уготованными жизнью для нас всех, в чем и

где бы они ни происходили.

Вопрос о счастливом ребенке превращается в вопрос о счастливом

взрослом. Где же еще искать счастья, как не в совместном радостном

путешествии по жизни - путешествии с открытыми глазами!

Наша задача состоит в том, чтобы для каждого ребенка найти такой

способ общения, который помог бы ему стать целостной личностью даже в

этом фрагментированном (не целостном) мире. Надо помнить о

непостижимой врожденной, генетически обусловленной

предрасположенности ребёнка к творчеству и об удивительной гибкости

детского мозга. Ребёнка нужно воспитывать во всём многообразии его

способностей, соприкасаясь сразу со всеми его качествами, а так же

совершенствовать способы взаимного общения ребёнка с миром.

Поэтому, как один из путей развития через призму целостного

обучения - видится аспект театрального искусства, или форма театральной

педагогики, и создание Детского театра «Капельки солнца» в МБОУ СОШ № 34. Создание такой среды в дополнительном образовании, где ребёнок

может познавать, ошибаться, исправлять ошибки, устанавливать отношения,

самовыражаться, взаимодействовать; ведь детей учит всё то, что интересно,

что находится в их непосредственном окружении и напрямую связано с их

внутренним миром. И здесь удивительным образом в их жизни появляется

театр. Детский театр «Капельки солнца» эффективен и уникален не только с

точки зрения художественно-эстетического воспитания, но и главное - как

личностно-ориентированной развивающейся театральной педагогики.

И эта приоритетность стала сегодня необходимостью времени. Живя,

вроде бы, в обществе, дети стали одиноки. «Вечно пребывающие» на работе

родители, «растворение» учеников в «паутине интернета», и бесцельное

время пребывания у телевизора с рекламами, призывающими стать

«отупевшими» потребителями, превращают «благодатную детскую почву» в

закомплексованных, ограниченных, наполненных страхом перед любым

общением людей. А тем временем наш ребенок растет и у него есть живая

потребность в самореализации, ведь он столько может и хочет.… И

счастливым становится он уже там, где его ждут, где в него верят, и его

любят.

Спектр методов в театральной педагогике огромен, и один из них -

ролевой. Ребенок, выражая и проигрывая чью-то роль в театральном

действии, в случае неудачи «не натягивает» её (неудачу) на себя. Это всего

лишь роль, это она пока «не столь выражена», «не столь динамична»… И

тогда не возникает «штампов» и «ярлыков» в адрес самого ребёнка. Чувство

растерянности, неудачливости - не возникает, т.к. - это роль, это она

создаётся, это она играючи варьируется, осмысливается, перерастает и

обновляется.

Сегодня с экранов ТV, находясь в шквале эстрадных шоу, искажено

само понимание эстрадного искусства. И наряду с этим, дети,

постигая сами этот труд, доходят до понимания, что каждая пьеса (рассказ или сказка) - это маленький музыкально-театральный спектакль. И только выстраивая интонационно правильно мелодическую линию, приобретая навыки и умения, постигая характер и выражая сценический образ через мастерство театральной педагогики, ребёнок становится на вершину самовыражения. Идя по пути развития эстетических чувств и развития

художественного вкуса, мы приходим к главному - индивидуальному

развитию ребёнка, раскрывая в нём актера с учетом его темперамента, характерных психологических черт, чувства ритма, стремления к выразительности своей роли, постижению ее художественного воплощения в театральном искусстве.

Традиции школьного театра в России были заложены еще давно, но к

нашему времени всё ярче становится идея Детской театральной

педагогики.

Театр - мощное средство формирования сопереживания, передающее зрительные представления, где происходит передача эмоций

голосом, в тесной связи с пластикой и мимикой. Это уже видимая часть

образа, а ведь зерно, которое уже обрело форму, глубоко в детской душе.

Через театральное прикосновение, где ребёнок ответственен за свой

исполнительский образ, раскрывается весь его мир нравственности, свободы, снимаются ограничения, которые дети уже впитали дефектами окружающей среды. Ребёнок наполняется значимостью, ответственностью, цельностью, которые приходят через интерес, любовь и счастье.


«Единственным свидетельством правильности

процесса обучения является счастье ребёнка»

Мария Мантессори.

Постигая любовь, ребёнок становится счастливым, при этом, уже

понимая, что любовь - это труд души, и только отдавая, ты получаешь.

Человек наделён способностью сознавать. Мы обладаем

необыкновенным - видеть все в целом и жить в этой полноте. Понимание

взаимосвязанности жизни дарует нам счастье, творчество и любовь. В этом -

душа и сердце обучения.

Человеческий потенциал - это и есть способность жить в динамичной,

подвижной, вечно меняющейся системе, основанной на взаимоотношениях.

Бесконечный творческий процесс, воплощённый в детской игре

театрального мастерства, пример человеческой способности к

самоорганизации, общению, радости, постижению и раскрытию.

«Жизнь - это не задача, которую нужно решить,

а таинство, которое нужно прожить»

Томас Мертон (духовный поэт, учитель, писатель.)

Способны ли мы разглядеть это таинство, сумеем ли мы передать его своим

детям, чьё любопытство будет вести их сквозь тайну в их собственное

неизвестное? Сможем ли мы создать среду обучения, которая признает

таинство и сделает его нашим спутником?

Ребёнок учится у всех и у всего, что его окружает, не упуская ничего:

родители, общество, ровесники, учителя - всё источник обучения. И когда в

этот мир вступает учитель, вышедший из собственного такого же мира, и

увлекает страстью к познанию по-настоящему интересного, тогда стирается

грань дающего и принимающего, наступает сотворчество.

Когда интерес к театральному творчеству пульсирует в ребёнке

каждый день, он готов отдавать себя, наполнять себя, преобразовывать себя -

и в этой стремительности быть счастливым, т.к. сердце у него поёт, а утром

на лице будет сиять улыбка, поскольку впереди его ждёт ещё один день

любопытства и радости творчества, открытия и радостного общения.

Создавая интересную творческую обстановку, мы входим в неё через

игру, так как именно в ней мы познаем себя и других. В практике

развития личности, общения и творческого мышления на помощь приходят

игры и упражнения из «Актерского тренинга» Михаила Кипниса,

рекомендованные актёрам, психологам и режиссёрам.

Говоря о детском театре «Капельки солнца», мы понимаем, что нужно

связать творческую сценическую работу с окружающей действительностью,

где сочетаются и театральные навыки, и музыка, и пластика. В

процессе работы каждый ребёнок обретает речевые, пластические и театральные навыки: речевые - передача смыслового значения в соответствующем выразительном тоне; пластические - передача театрального образа в характерных движениях, инсценировании; театральные - умение свободно двигаться по сцене.

В такой творчески выстроенной работе ребёнок должен чувствовать целостную гармонию, а не отдельные части.

Обсуждая с детьми значение дикции, мы приходим к тому, что

красиво, внятно говорить важно не только для актера, но и для

любого человека, ведь для каждого важно, чтобы его понимали. Но для актера этого, конечно же, недостаточно. В работе используется голосовые сигналы доречевой коммуникации, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения.

«Куда легче бороться за принципы, нежели жить в

соответствии с ними» (Артур Блох. Правило Адлера.)

Основными принципами при создании Детского театра «Капельки солнца»-

являются:

1 - импровизация на основе уже готового театрального материала,

дикционного выравнивания, осмысления речевой фразировки, с учётом

динамических изменений и удержания мелодической линии на фоне

музыкального сопровождения.

2 - Работая над индивидуальным развитием голоса каждого ребёнка,

учитывать принцип от частного к общему.

3 - Учитель - режиссёр создания дружественного общения, умеющего

направить творческий процесс.

4 - Принцип поощрения личной активности и самостоятельности в

преодолении препятствий, т.к. научить играть нельзя. Играть можно только

научиться!

5 - Принцип театрализации. Каждая постановка - это создание конкретного

театрального образа, с подходом творческого его представления; обсуждение индивидуальных предложений по исполнению, по вопросам декорации, выразительных наглядных средств, а так же и созданию костюмов.

« Умён ты или глуп, велик ты или мал,

Не знаем мы, пока ты слова не сказал»

Саади (великий

персидский поэт - моралист, мыслитель)

В круге приобретаемых навыков - это и работа с микрофоном. Здесь

используется: вначале информация о строении микрофона, его значении,

возможностях и тренинги.

Через контрастность интонации обретается раскрепощённость, свобода в

звучании нюансов, чувствование динамичности звука совместно с его

подачей.

Нет неталантливых людей! Найти свое призвание - значит найти

преобладающую грань своей одарённости. А пока в творческом поиске мы с

детьми совершаем увлекательное путешествие по малоизученной стране

человеческих эмоций, человеческой воли и мысли. К. Станиславский

завещал: познайте свою природу!

« Театр - кафедра добра» Н. В. Гоголь.

Детский театр «Капельки солнца» - это школа жизни, такая удивительная,

эмоциональная, праздничная. И если воедино объединить музыкальное сопровождение, литературное содержание текста, театрализованную подачу образа - воздействие такого спектакля трудно переоценить.

Каждое театральное представление - это итог, небольшой экзамен на качество закреплённых навыков, приобретённых на репетициях. В финале -

благодарные и счастливые зрители (ребята школы, родители),

получившие удовольствие и положительные эмоции от встречи с детским театром «Капельки солнца».

Программа Детского театра «Капельки солнца» построена на принципах реалистического театра искусства переживания.

Главное в искусстве переживания:
1. Истина страстей, правда чувств в предлагаемых обстоятельствах;
2. Активность, действенность сценического искусства;
3. Умение от сознательного переходить к подсознательному;
4. Органичность актера в роли;

В программе участвуют дети в возрасте от 7 до 8 лет. Срок реализации программы составляет 3 года.
Занятия проходят в практической форме. Теоретические сведения по актерскому мастерству, сценической речи, движению, истории тетра даются в процессе практических занятий.

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (с перерывом в 10 минут).
Положительный результат программы заключается в освоении программного материала, в осмысленном отношении к театральному произведению как к художественному, в понимании единства формы и содержания. Проверка результатов проводится через участие в концертах, смотрах и конкурсах театральных коллективов. Формой подведения итогов служит участие детей в школьном Гала-концерте, районных, городских и краевых фестивалях и конкурсах чтецов и театральных коллективов.

Основные направления и содержание деятельности:

1 год обучения

Главной задачей театральных занятий в первый год обучения считаю формирование навыков коллективной работы и тренировку произвольного внимания. Четыре темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Суммирующей и Основной является первая тема, реализуется ее освоение в процессе работы над второй темой, упражнения по третьей теме обязательны на каждом занятии.
Таким образом, на 1-ом году обучения работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя, для чего постоянно помогать детям простыми, доступными заданиями, выполняя которые дети будут заняты полезным делом. На 1-ом году обучения возникает представление, о том, что задание -этюд -можно выполнить, выдумав историю. Формируется критерий «верим» -«не верим», «кривляется» -«по правде». Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания детей. Предметом их внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми. К этой цели ведут, и задания точно повторить или дополнить исполнение этюда кем-то из ребят. Педагог может чередовать задание, которое делают все сразу, с заданиями, которые выполняются индивидуально или вдвоем перед всеми. Каждый ребенок должен получить возможность тренировать способность абстрагироваться от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить. Эта смелость должна корректироваться необходимостью точно и интересно выполнить поставленное задание. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется одновременность или заданная последовательность произнесения. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем
месте. С другой стороны, необходима и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения. Когда каждый может предложить свое исполнение в соответствии со своим пониманием и выдумкой. Педагогу следует контролировать и различать самостоятельность и оригинальность от произвола и игнорирования задания. Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовать работу, заставляет детей слушать музыку, и снимает внимание детей друг к другу, поэтому пользоваться музыкальным сопровождением нельзя постоянно. Можно использовать музыку как образное задание или как увертюру к любому уроку и упражнению. Дети должны научиться отличать понятие «театр» как здание, и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Должны научиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Можно рекомендовать следующие упражнения: цепочка-эстафета, упражнения на память физических действий, народные игры-хоровод; шумы; где мы были мы не скажем ..; замри; оправдание позы; одно и то же дело по-разному; превращение предмета.

2 год обучения.

Главной задачей театральных занятий на третьем году обучения является освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.

Темы:
1. Голос и речь человека (высоко, низко , быстро, медленно, громко, тихо).
2. Вежливые действия (наблюдения, так и не так).
3. Создатели театрального спектакля (путешествие по театральной программе).
4. Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства (жест, мимика, движение, речь -слагаемые действия).
5. Подготовка и проведение открытого урока с комментарием программы и выполнением этюдов на вежливые действия.
Основной темой является четвертая, которая осваивается на базе первой и второй, третья дополняется и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.).

Обобщая зрительский опыт и собственную практику игры-выступления, педагог постепенно и последовательно разбирает каждый из слагаемых сценического образа. С этой целью следует конструировать разные сочетания: те же слова и другое поведение; то же поведение и другие слова; не меняется костюм; не меняется, места действия и предлагаемые обстоятельства и т. д. Понятие о предполагаемых обстоятельствах закрепляется на третьем году обучения в процессе работы над «вежливыми действиями». Надо позвать человека; надо опросить; ответить; сделать замечание; обсудить и т. п. Сочинение и проигрывание разных ситуаций и. историй, где выполняются «вежливые действия». На втором году обучения
должно быть теоретически и практически освоено детьми понимание того, что поведение, действие -выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Дети привыкают фантазировать о
возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль для будущей работы над художественным чтением. Качество исполнения - «как» -начинает вычленяться от содержания этюда -«что» играет актер. Основным критерием на третьем году обучения является достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах.

3 год обучения

Театральные занятия на третьем году обучения реализуют, как главную, задачу формирования представлений об образе героя в театре. С этой целью организуется работа по развитию у детей интереса и умений оценить точность реализации исполнительского замысла.

Темы:
1. Образ героя. Характер и отбор действий.
2. Словесные действия. Басни.
3. Актер и его роли.
4. Постановочные цеха театра.
5. Подготовка и показ открытого урока: разные характеры в одинаковых предлагаемых обстоятельствах; рассказы об актерах.
Наблюдения в окружающей действительности сосредотачиваются на характерах, характерности, особенностях и отличиях поведения разных людей. Описание и показ своего друга, встреченных людей, персонажей книг может стать базой для вычленения у детей представлений об особенной логике действий, определяющей характер. Первые попытки сыграть героев сказок, отличающихся острой характерностью (баба-яга, Бармалей,
Царевна-Несмеяна и т. п.) расширяют представления детей о достоверности, правде, о театре.

Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудным. Так подготавливается база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых на третьем году обучения основной упор делается на игры со словом, с текстом и подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, отделываться, утверждать, предупреждать, звать, ободрять). Слово раскрывается детям как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия по различным текстам или одного текста на различные действия, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Особое место на третьем году обучения занимает работа с баснями как чтецким и драматургическим материалом. Для расширения диапазона чтецкой выразительности можно предложить детям читать басню от лица каждого из действующих в ней персонажей. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен следует на каждом уроке предлагать вариативность трактовки и оформления басни: трагедия, комедия, драма,
мелодрама, фантастика, реализм, аллегория. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальныe понятия о жанре, а главное решаются вопросы о герое и комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении. На третьем году обучения впервые возникает понимание конфликта как двигателя действия, уточняется представление о сценической задаче и понятие о точности, правдивости, целенаправленного действия. У детей формируется навык воссоздавать за произносимым словом картину, за текстом -подтекст, за высказыванием -мотив.

Знакомство с работой актера в театре, его разными ролями должно привести детей к содержательному представлению о перевоплощении, превращении как феномене театрального искусства. Осваивается представление об актерских амплуа, о типаже, узнаваемости, о штампах в актерской работе. Следует создать условия для открытия детьми значения паузы в актерской исполнительской деятельности: «актер познается в паузе». Дети успешно размышляют над различными характерами положительных героев, достигают понимания исполнительского замысла.
Реализовать свои представления о работе актера дети могут в инсценировании басен, песен, стихов. Здесь расширяется их знание о роли вспомогательных постановочных цехов театра, дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к
своим эскизным постановкам.

Последний год обучения по мастерству актера должен стать переходным этапом от учебной работы к профессиональной творческой деятельности. Учащиеся уясняют себе значение творческого ансамбля, до конца осознают, что такое репетиция, начинают понимать значение своего места, как исполнителя в будущем спектакле, учатся понимать что такое режиссерское указание и как ему следовать:

Педагогу на каждом этапе обучения следует обратить внимание на создание благоприятной атмосферы в репетиционном процессе, которая становится залогом успешной коллективной работы. Работу необходимо поставить так, чтобы она непременно была связана с периодом практической реализации проделанного. Спектакли показываются зрителям в гримах, костюмах и с декорациями. После исполнения спектакля на публике с учащимися проводится целый ряд итоговых бесед, имеющих целью проанализировать прошедшую работу.

Методическое и материально-техническое обеспечение

Формы обучения:

1) групповые занятия -основная форма обучения, на которых преподносится учебный
материал в соответствии с возрастными требованиями и особенностями,
2) индивидуальные занятия помогают закрепить пройденный материал;
3) зачетные занятия, творческие задания являются элементами диагностики, с помощью
которых выявляется уровень приобретенных знаний, умений и навыков;
4) конкурсы, концерты, фестивали, на которых проявляется исполнительское мастерство,
уровень самооценки и оценки в глазах окружающих.
Методы обучения:
1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер
произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения,
2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на грамотное, эмоциональное, творческое
исполнение произведений (образной роли) лучшими артистами, понять и услышать
стилистическое, динамическое и другие особенности произведения (образа).
Материально-техническое обеспечение.
. фортепиано
. магнитофон
. диски с фонограммами, музыкальным сопровождением
. аудиокассеты

Список литературы

1. ННИ художественного воспитания Академии педагогических наук. Уроки театра на уроках в
школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. - Москва 1990.
2. К. С. Станиславский Собрание сочинений в 8-ми томах. - М,: Искусство, 1954-1961 г.г.
3. Г. В. Основы актерского мастерства: Выпуски 1-2, -М,: Советская Россия,1970-1971 г.г.
4. Л. М. Шихматов. От студии к театру. - М., 1970.
5. Д. Н. Авров Спектакль и зритель. М,: Просвещение, 1985.
6. Н. Д. Бартрам От игрушки к детскому театру: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925 (серия «Дети и
театр»/ Общая ред. Н. Шер).
7. В. И. Бондарева Записки помрежа. М,: Искусство, 1984.
8. Е. С. Колмановский Книга о театральном актере; Введение в изучение актерского творчества. Л,:
Искусство, 1984.
9. В. Л. Климовский Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М,: Детская литература, 1982
год.
10. А. П. Михайлова Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М,: Просвещение,
1975.
11. Б. А. Покровский Ступени профессии. М,: ВТО, 1984.
12. Н. И. Сац На путях к прекрасному. М,: Знание, 1986.
13. В. П. Шильгави Начнем с игры. М,: Просвешение, 1980.



© 2010-2022