Значение математических диктантов для формирования УУД у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Яковлева Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 2» г. Абакана

т. 8-961-740-69-30


Значение математических диктантов дл я формирования УУД

у младших школьников.



Значение математических диктантов для формирования

УУД у младших школьников.

Математические диктанты играют большую роль в формирование УУД у младших школьников. Дети учатся оценивать свои работы, планировать действия, сравнивать, анализировать, обобщать, выбирать способ решения, искать информацию.

Задания, которые я использую на математических диктантах, дают возможность повторить состав чисел, запись чисел, знание величин, название компонентов при выполнении действий, знание математических терминов, решении простых задач.

Основные задачи, которые я ставлю при использовании математических диктантов.

1. Усвоение нумерации чисел, состав чисел, записи чисел.

2. Решение простых задач.

3. Знание математических понятий, величин.

4. Операции с числами.

5. Умение внимательно слушать и выбирать главное.

6. Оценивать свои действия и делать выводы.

В своей работе я использую различные виды диктантов: проверочные, обзорные и итоговые. Проверочный диктант я использую для того чтобы узнать как усвоена учащимися определённая тема. Такая работа даёт возможность выявить ошибки и исправить их.

Для повторения изученного материала, систематизации знаний при изучении определённого раздела я использую обзорные диктанты. Такими диктантами я определяю, какие основные понятия усвоены, какие навыки и умения приобретены.

В конце каждой четверти и в конце учебного года предлагаю детям итоговые диктанты. В них включаю задания для проверки основных знаний, умений и навыков, задания на повторение основных теоретических вопросов.

Включая в уроки математические диктанты, я отрабатываю изученный материал, достаточно

5 -7 минут на каждом уроке.

Такую работу я провожу регулярно, если дети допускают много ошибок, отрабатываем индивидуально. Дети на уроке научились оценивать свои работы, находить ошибки, искать пути их исправления.

Задания для диктантов я подбираю сама или использую готовые математические диктанты.

Математические диктанты я стала проводить ещё с 1 класса. Сначала это были небольшие по объёму диктанты с использованием наглядного материала и карточек. Дети выполняли задания в тетради и у доски. Много использовалось счётного материала. На парте или наборном полотне выкладывали предложенное количество квадратов одного цвета, а ниже квадратов другого цвета. Я давала разные задания: сравнивать количество фигур, добавлять или убирать несколько фигур, составлять равенства или неравенства. Дети с интересом выполняют задания, где нужно, что- то нарисовать или раскрасить, собрать из частей фигуру или распределить числа на числовом ряду.

Во 2 и 3 классе задания стали более разнообразными, объёмными с постепенным усложнением.

Я стараюсь подбирать диктанты по четвертям и по изученным темам ( например нумерация чисел в пределах 10, 100, 1000, сложение и вычитание чисел, умножение и деление чисел и т.д.)

Например, в 1 классе я предлагала детям такие задания.

 Запиши все однозначные числа.

 Запиши число, которое следует за числом 6

 Запиши число, которое на 3 больше числа 2

 Запиши число, которое предшествует числу 7

  Запиши последовательно числа от 1 до 9.

 Запиши последовательно числа от 9 до 1.

 Запиши самое маленькое однозначное число.

 Запиши самое большое однозначное число

Этими заданиями я проверяла, как дети усвоили нумерацию чисел в пределах 10, как научились записывать числа и выполнять действия.

Следующим диктантом я проверяла, как дети научились выполнять математические действия.

10 минус 3.

Увеличьте 6 на 3.

Уменьшите 10 на 4.

На сколько 8 больше5?

Найдите сумму чисел 5 и 4.

Какое число прибавим к 4 и получим 7?

От какого числа надо отнять 2, чтобы получить8.

Первое слагаемое 3, а второе-6. Чему равна сумма?

В вазе 9 груш, а яблок на 4 меньше. Сколько яблок в вазе?

Также я использовала диктанты, состоящие из задач на нахождения суммы, остатка, разностного сравнения.

 В домашнем задании было 12 словарных слов. Надя ошиблась в 5 словах. Сколько словарных слов Надя написала правильно?

 Ира потратила 13 рублей, а Света - 5 рублей. На сколько рублей Ира потратила больше, чем Света?

 Дима прочитал за весенние каникулы 6 книг, а Миша - 7. Сколько книг прочитали дети?

 На новогодний бал девочки сшили 10 костюмов, а мальчики сделали 9 масок. На сколько масок меньше сделали мальчики, чем сшили костюмов девочки?

Такая же систематическая и разнообразная работа проводилась во 2 и в 3 классе. Используя математические диктанты почти на каждом уроке, удалось к 4 классу добиться хороших результатов. Учащиеся стали меньше допускать ошибок при решении примеров, уравнений, преобразовании величин, работе с числами. Дети стали сами изготавливать карточки с правилами. Например, карточки на определение последующих и предыдущих чисел, карточки на знание разрядов и классов и т.д. У детей сформировались умения в проверке своих достижений, анализа

своих ошибок, в планировании действий, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Я использую на уроках стихи про числа и арифметические знаки, сказки о геометрических фигурах, различные кроссворды на знание математических терминов, составляем вместе с детьми ребусы шарады.

Также провожу с детьми математические конкурсы и викторины.

Необходимо серьёзно относиться к математическим диктантам, так как математика неразрывно связана с другими предметами, русским языком, литературой, окружающим миром.

Приобретённые знания дети смогут использовать для описания и объяснения окружающих предметов, явлений, их оценки, составлении таблиц, схем, диаграмм, умении устно и письменно выполнять действия, анализировать данные, находить информацию по заданной теме.

Дети научатся принимать цели и задачи деятельности, находить способы решения, планировать и оценивать свои действия, анализировать свою работу, готовить свои выступления, слушать одноклассников, оценивать их работы, и т.д.

Именно система математических диктантов, спланированных по темам, на четверть, на год, даёт возможность лучше усваивать решение задач, уравнений, преобразование величин, примеров и отрабатывать вычислительные навыки.

Использованная литература.

1. Дмитриева О.И Математические диктанты. 1- 4 класс. ФГОС Издательство: Вако, 2014 г

2. Нефедова, Узорова: Математические диктанты.1- 4 класс. Числовые примеры. Издательство: АСТ, 2015

3. М. А. Остапенко «Математические диктанты 1 - 4 классы». Просвещение 2014г



.


© 2010-2022