Конспект урока по чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Республика Мордовия











Конспект урока по чтению

в 3 классе

«В.Н.Пришвина о М.М. Пришвине»





подготовила

учитель начальных классов

Руженкова Татьяна Александровна











г. Саранск
2014



Тема: В.Н.Пришвина о Михаиле Михайловиче Пришвине.

Цель: познакомить детей с первой главой из воспоминаний жены Пришвина.

Задачи:

учимся выразительно читать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли;

развиваем устную речь, воображение, творчество, мышление;

воспитываем бережное отношение к природе, ко всему живому;







Ход урока.

1.Оргмомент (звучит музыка П.И. Чайковского)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С цветами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

У. Ребята, как вы думаете, в какой храм мы отправляемся на уроке?

Д. В храм природы.

У. А что такое природа?

Д. Природа- это всё. Что мы видим вокруг нас: и солнце, и небо, облака, землю, растения, животных.

У. Много красивых произведений написано писателями, художниками, музыкантами о природе. Давайте послушаем стихи о природе, о бережном отношении к ней. Дети подготовили эти стихи для вас.

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь.

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие , что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

4.Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это

Давайте же любить её всегда!

У. Молодцы!

У. К чему вас призывают дети? О чём они говорили?

2 Проверка д/з.

Ребята, ваше домашнее задание было творческое. Вы должны были подготовить экологические сказки, небольшие рассказы о природе, о жизни леса, растений и животных. Давайте послушаем, что подготовили дети.

  1. Письмо реки Инсарки.

Когда- то в далёкие времена я была полноводной, широкой, глубокой рекой. В моих водах водилась рыба, а в непроходимых пойменных зарослях столько было птиц и зверья!

А теперь во что меня превратили?

Вырубили мои спасительные заросли, разрушили берега, вблизи меня разместили промышленные предприятия, мойки автотранспорта, свалки, взамен чистой родниковой . дождевой или снеговой воды я получаю грязные стоки и всё, что смывается с городских улиц. Гибнет

Рыба, другая живность, всё реже поют рядом соловьи, всё меньше звериных троп .Нет у меня больше гладкого песчаного дна - оно сплошь в щебне, битом стекле, ржавеющем металле, тряпье. Мои воды больше не в состоянии самоочищаться. Мне плохо, мне больно.

Помогите мне, не дайте на ваших глазах умереть.

Ваша река Инсарка.



У.Ребята, поможем реке, не будем бросать в неё мусор, не дадим ей умереть?!

Ответы детей.

Письмо 2.

Просыпаясь рано утром, я люблю смотреть на реку и наблюдать необыкновенную картину -появление цветов из воды.

Вот из глубины начинает что- то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный цветок. Рядом появляется ещё один, чуть подальше -ещё.

Бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды.

Сейчас кувшинку увидеть нелегко. И не потому, что солнечных дней стало мало, - мало осталось цветов.

Я вижу, как срывают их ребята. Зря они это делают. Кувшинки не будут стоять в вазе. Сорванный цветок теряет свою упругость, и почти всегда его выбрасывают.

На многих реках и озёрах там. Где ещё совсем недавно росли кувшинки, теперь их нет. И люди, которым нравились цветы и которые срывали их, сейчас жалеют об исчезновении кувшинок, не догадываясь, что сами виноваты в этом.

Стрекоза.

У. Молодец.

Ребята, существовало такое поверье: кувшинки ночью опускаются

под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца вновь становятся цветами. Может, поэтому ботаники дали кувшинке название - нимфея (русалка - нимфа).

Письмо 3.

Природа - наш дом.

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом

становится всё сложнее и сложнее.

Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?

Это и небо у нас над головой, и земля у нас под ногами, и воздух, без которого мы не можем жить.

Это богатый мир растений и удивительный мир животных.

Это наша родная природа с её лесами и полями, реками, горами и морями.

Человек должен сохранить природу, уберечь её от гибели. Тем самым

он сохранит и самого себя.

У. Молодец!

Ребята, кто хочет ещё рассказать о природе?

Д. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

Молодцы!

У. Хорошие работы вы подготовили, а теперь задание следующее -

Назовите ошибки, совершённые школьниками, когда они были в лесу.

Будьте внимательны! Сейчас проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Учитель читает текст, дети внимательно слушают.

…Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал .Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай .закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат».Горящие угли огня подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Витя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром и пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы. Успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

(Дети отмечают ошибки, которые совершили на природе.)

У. Молодцы!

4. Физкультминутка.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Самомассаж ушных раковин.

5.Постановка проблемы.

У. А теперь, дети, обратите внимание на выставку книг. Вы видите здесь произведения писателей - Скребицкого, Бианки, Пришвина. Что объединяет этих писателей?

Д. Они писали о природе.

У. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством одного из этих писателей - М.М. Пришвина.

Какие рассказы этого писателя вы уже читали?

О чём пишет этот автор?

Ответы детей.

Работа с текстом, стр. 21Чтение 1 главы учащимися по цепочке.

Беседа по содержанию:

  1. Какие описания природы в этом рассказе вам особенно понравились?

  2. Что В.Н. Пришвина называет подарками после своих походов с М.М. Пришвиным?

  3. Как М.Пришвин воспринимал природу? Какие мгновения в природе он мог видеть, слышать. Замечать?

  4. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике , найдите в тексте отрывок, который соответствует этой иллюстрации?

  5. Чему учит Пришвин в своих произведениях?

6.Итог урока

Чему научились на уроке?

Что узнали нового?

Что особенно понравилось на уроке?

Рефлексия. Дети показывают смайлики, которые соответствуют их настроению после урока.

Д/з. На следующем уроке мы продолжим чтение этого рассказа. стр. 20-26 ( выразительное чтение)

Спасибо всем за урок.









Список использованной литературы


1.Романовская З.И. . Литературное чтение. 3 класс. Ч.2.-«Дом педагогики» 1993.

2. Тетрадь по чтению (к учебнику Романовской З.И.)М.И. - «Дом педагогики», 2003.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.nsc.1september.ru

2.Михаил Пляцковский. Стихи. М. «Просвещение», 1988 г.

3.В. Шефн. Стихи. М. «Дрофа», 2000г.

4.Смирнов С. «Есть просто храм…» М. - «Просвещение», 1990 г.



© 2010-2022