- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Руженкова Т.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Республика Мордовия
Конспект урока по чтению
в 3 классе
«В.Н.Пришвина о М.М. Пришвине»
подготовила
учитель начальных классов
Руженкова Татьяна Александровна
г. Саранск
2014
Тема: В.Н.Пришвина о Михаиле Михайловиче Пришвине.
Цель: познакомить детей с первой главой из воспоминаний жены Пришвина.
Задачи:
учимся выразительно читать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли;
развиваем устную речь, воображение, творчество, мышление;
воспитываем бережное отношение к природе, ко всему живому;
Ход урока.
1.Оргмомент (звучит музыка П.И. Чайковского)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С цветами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
У. Ребята, как вы думаете, в какой храм мы отправляемся на уроке?
Д. В храм природы.
У. А что такое природа?
Д. Природа- это всё. Что мы видим вокруг нас: и солнце, и небо, облака, землю, растения, животных.
У. Много красивых произведений написано писателями, художниками, музыкантами о природе. Давайте послушаем стихи о природе, о бережном отношении к ней. Дети подготовили эти стихи для вас.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь.
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие , что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4.Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это
Давайте же любить её всегда!
У. Молодцы!
У. К чему вас призывают дети? О чём они говорили?
2 Проверка д/з.
Ребята, ваше домашнее задание было творческое. Вы должны были подготовить экологические сказки, небольшие рассказы о природе, о жизни леса, растений и животных. Давайте послушаем, что подготовили дети.
-
Письмо реки Инсарки.
Когда- то в далёкие времена я была полноводной, широкой, глубокой рекой. В моих водах водилась рыба, а в непроходимых пойменных зарослях столько было птиц и зверья!
А теперь во что меня превратили?
Вырубили мои спасительные заросли, разрушили берега, вблизи меня разместили промышленные предприятия, мойки автотранспорта, свалки, взамен чистой родниковой . дождевой или снеговой воды я получаю грязные стоки и всё, что смывается с городских улиц. Гибнет
Рыба, другая живность, всё реже поют рядом соловьи, всё меньше звериных троп .Нет у меня больше гладкого песчаного дна - оно сплошь в щебне, битом стекле, ржавеющем металле, тряпье. Мои воды больше не в состоянии самоочищаться. Мне плохо, мне больно.
Помогите мне, не дайте на ваших глазах умереть.
Ваша река Инсарка.
У.Ребята, поможем реке, не будем бросать в неё мусор, не дадим ей умереть?!
Ответы детей.
Письмо 2.
Просыпаясь рано утром, я люблю смотреть на реку и наблюдать необыкновенную картину -появление цветов из воды.
Вот из глубины начинает что- то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный цветок. Рядом появляется ещё один, чуть подальше -ещё.
Бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды.
Сейчас кувшинку увидеть нелегко. И не потому, что солнечных дней стало мало, - мало осталось цветов.
Я вижу, как срывают их ребята. Зря они это делают. Кувшинки не будут стоять в вазе. Сорванный цветок теряет свою упругость, и почти всегда его выбрасывают.
На многих реках и озёрах там. Где ещё совсем недавно росли кувшинки, теперь их нет. И люди, которым нравились цветы и которые срывали их, сейчас жалеют об исчезновении кувшинок, не догадываясь, что сами виноваты в этом.
Стрекоза.
У. Молодец.
Ребята, существовало такое поверье: кувшинки ночью опускаются
под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца вновь становятся цветами. Может, поэтому ботаники дали кувшинке название - нимфея (русалка - нимфа).
Письмо 3.
Природа - наш дом.
Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом
становится всё сложнее и сложнее.
Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?
Это и небо у нас над головой, и земля у нас под ногами, и воздух, без которого мы не можем жить.
Это богатый мир растений и удивительный мир животных.
Это наша родная природа с её лесами и полями, реками, горами и морями.
Человек должен сохранить природу, уберечь её от гибели. Тем самым
он сохранит и самого себя.
У. Молодец!
Ребята, кто хочет ещё рассказать о природе?
Д. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
Молодцы!
У. Хорошие работы вы подготовили, а теперь задание следующее -
Назовите ошибки, совершённые школьниками, когда они были в лесу.
Будьте внимательны! Сейчас проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Учитель читает текст, дети внимательно слушают.
…Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал .Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай .закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат».Горящие угли огня подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Витя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром и пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы. Успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!
(Дети отмечают ошибки, которые совершили на природе.)
У. Молодцы!
4. Физкультминутка.
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
Самомассаж ушных раковин.
5.Постановка проблемы.
У. А теперь, дети, обратите внимание на выставку книг. Вы видите здесь произведения писателей - Скребицкого, Бианки, Пришвина. Что объединяет этих писателей?
Д. Они писали о природе.
У. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством одного из этих писателей - М.М. Пришвина.
Какие рассказы этого писателя вы уже читали?
О чём пишет этот автор?
Ответы детей.
Работа с текстом, стр. 21Чтение 1 главы учащимися по цепочке.
Беседа по содержанию:
-
Какие описания природы в этом рассказе вам особенно понравились?
-
Что В.Н. Пришвина называет подарками после своих походов с М.М. Пришвиным?
-
Как М.Пришвин воспринимал природу? Какие мгновения в природе он мог видеть, слышать. Замечать?
-
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике , найдите в тексте отрывок, который соответствует этой иллюстрации?
-
Чему учит Пришвин в своих произведениях?
6.Итог урока
Чему научились на уроке?
Что узнали нового?
Что особенно понравилось на уроке?
Рефлексия. Дети показывают смайлики, которые соответствуют их настроению после урока.
Д/з. На следующем уроке мы продолжим чтение этого рассказа. стр. 20-26 ( выразительное чтение)
Спасибо всем за урок.
Список использованной литературы
1.Романовская З.И. . Литературное чтение. 3 класс. Ч.2.-«Дом педагогики» 1993.
2. Тетрадь по чтению (к учебнику Романовской З.И.)М.И. - «Дом педагогики», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.nsc.1september.ru
2.Михаил Пляцковский. Стихи. М. «Просвещение», 1988 г.
3.В. Шефн. Стихи. М. «Дрофа», 2000г.
4.Смирнов С. «Есть просто храм…» М. - «Просвещение», 1990 г.