СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕСОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕСОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕСОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕСОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕСОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ«Педагогическое эссе». Воспитание ребёнка - непрерывный процесс, в котором школьный учитель, в особенности классный руководитель, принимает участие наравне с родителями. Заметка посвящена необходимости их сотрудничества, его предпосылкам и принципам. Целью сотрудничества являются предотвращение и решение проблем с поведением и обучением детей, повышение эффективности учебно-воспитательной работы. Раскрываются методы взаимодействия взрослых - учителей и родителей - в системе воспитания и образования детей, его основные способы и приёмы, формы организации.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы

целью жизни каждого человека, предметом

собственных стремлений и личного счастья.

И.Ф. Свадковский. Воспитание является неотъемлемой частью процесса обучения в школе. Не зря выдающихся учителей с уважением называют «наставниками», ведь задача учителя, особенно в начальной школе - не только преподать детям учебную программу, но и наставить их на правильную дорогу в жизни, привить им общечеловеческие ценности, помочь им с социальной адаптацией и самореализацией. Вовлечь ребёнка в общественную жизнь, научить его конструктивным общественным и межличностным отношениям, - вот цель, которую ставит перед собой каждый педагог. Однако ребёнок, даже младшего школьного возраста, придя в класс, уже не представляет собой «чистый лист» в плане воспитания. К этому времени он успевает уже усвоить необходимые социальные нормы, без которых не обходится воспитание в семье и/или в дошкольном образовательном учреждении. Это в какой-то мере помогает учителю в организации воспитательного процесса, но одновременно и ставит перед ним новые непростые задачи. Главная из них - координирование воспитательной работы в школе с домашним воспитанием детей. По-настоящему благотворных результатов помогает добиться тесное сотрудничество с родителями учеников. Трудно переоценить влияние семьи на формирование личности ребёнка. Поэтому я считаю, что при работе с родителями учеников необходимо с первых же дней определить и озвучить основные направления взаимодействия школы и семьи в организации воспитания детей. Это способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе. Основополагающая часть данного сотрудничества - социально-педагогическое взаимодействие. Оно включает в себя вовлечение родителей в школьную жизнь и формирование у них культуры принадлежности к школьному воспитательно-образовательному пространству. Родители, как и классный руководитель, должны осознавать, что воспитание ребёнка ориентировано на его развитие и не может быть формальным. От этого во многом зависит успешность формирования сплочённого ученического коллектива и плодотворность учебного процесса. Учитель, в свою очередь, должен ставить перед собой задачу просвещения родителей по вопросам педагогики и психологии. Это не только помогает поддерживать педагогический авторитет на неизменно высоком уровне, но и мотивирует родителей следовать установленной классным руководителем воспитательной программе. Социально-педагогическое взаимодействие с родителями, организованное с должным уровнем профессионализма, помогает решить следующие воспитательно-образовательные проблемы:

  • психологическая адаптация ребёнка к школе;
  • овладение приёмами самоорганизации и саморегуляции детского поведения как в школе, так и за её пределами;
  • овладение навыками взаимодействия ребёнка с группой сверстников;
  • совершенствование навыков вежливого и делового общения ребёнка со взрослыми;
  • систематизация и направление в конструктивное русло знаний, полученных ребёнком до школы и вне её;
  • освоение ребёнком азов научно-логического мышления, чему способствует личная заинтересованность ученика;
  • формирование у детей правильного понятия о семейных, общественных и нравственно-культурных ценностях.
Мой опыт классного руководства в начальной школе показывает, что эффективность решения вышеперечисленных вопросов тем выше, чем более разнообразные способы и приёмы работы с родителями я применяю. Можно перечислить следующие из них как основные:
  • родительские собрания,
  • индивидуальные консультации и беседы,
  • проведение семейных праздников,
  • организация выпуска классного журнала/классной газеты,
  • вовлечение родителей в общественную жизнь класса, как-то: организация экскурсий по музеям и историческим местам, выездов на природу, походов в театры.
Не менее важной составляющей организации воспитательного процесса я считаю взаимодействие классного руководителя и родительского коллектива с учителями предметниками, которые также вносят свой вклад в образовательно-воспитательную работу с учениками. Так же, как и классный руководитель, учителя-предметники должны стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Следуя общему плану учебно-воспитательного процесса, разработанному классным руководителем с учётом особенностей детского коллектива, они обеспечивают слаженность и коллегиальность работы по воспитанию и развитию детей. В целом схема сотрудничества взрослых по вопросу организации воспитания детей должна выглядеть следующим образом:

классный руководитель





ученик





родители

учителя-предметники





Только так можно добиться адекватного выполнения воспитательно-педагогических задач, которые ставит перед нами сама жизнь.

© 2010-2022