Тема урока: Родительный падеж (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

(3 класс) Тема урока: Родительный падеж: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА, ГДЕ?) Цель урока:

  1. Сформировать знания учащихся о родительном падеже; показать особенности данного падежа, их роли в речи; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; учить быстро ориентироваться в тексте.

  2. Развивать внимание, логическое мышление, умение склонять
существительные; развивать речь детей, обогатить словарь.
  1. Воспитывать интерес к родному языку, ответственность за
учение и свои знания, культуру поведения. Оборудование: схемы, таблицы, рисунки, карточки, дворец, сундук.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня, я приглашаю вас в страну Существительную посетить дворец Падежей. Но подойти ко дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам всё новые и новые испытания, на проверку наших знаний. А чтобы преодолеть все испытания, мы должны собрать рюкзаки с необходимыми знаниями. Мы уже знакомы с Именительным падежом имени существительного. Сегодня мы изучим следующий падеж. Итак, тема урока «…одительный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква Р).
  1. Минутка чистописания.

1 испытание. Нам нужно перейти речку, сделав через неё мостик из букв.

- Что мы можем о ней сказать?

(Это буква согласная, она обозначает 2 звука:

/ р/ - твёрдый и /р / - мягкий, оба эти звука звонкие, эта буква не имеет пары).

- Из каких элементов состоят строчная и заглавная буква Р и р? (Ответы детей).

  • Вспомните их и напишите. (Дети выполняют задание).

  • Оказывается, спрятал эту букву Старичок - Лесовичок. Он вам приготовил загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой устлали.

А пошли искать их днём,

Ищем, идём - не найдём.

(Роса)

Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой.

(Ветер)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Весной зеленела, летом загорала.

Осенью надела красные кораллы.

(Трава, рябина)

Ползун ползёт, иголка везёт.

(Ёж)


(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик пишет на доске).


На доске: роса, ветер, сорока, трава, рябина, ёж.


- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Это слово ёж. В нём нет буквы р). -Тема урока: Родительный падеж (3 класс)Тема урока: Родительный падеж (3 класс) Назовите слова. Разбор которых по составу соответствует данной схеме: .

  • К какой части речи относятся слова, записанные на доске?
(Это существительные).
  1. Повторение пройденного (фронт. опрос).

2 испытание. «Утолить жажду» можно при условии, если вы ответите на все вопросы.

- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет). - Что ещё можно рассказать об имени существительном? (Оно бывает одушевлённым или неодушевлённым; в единственном и множественном числе; имеет род - мужской, женский, средний; изменяется по числам и по падежам или склоняется; в предложении выступает как главный член предложения - подлежащее).
  • Что такое склонение?
(Изменение имён существительных по падежам).
  • Что меняется при склонении имён существительных?
(Окончание). - Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей). 3 испытание. «Дворец падежей существительных». На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить дорогу, ведущую ко дворцу. Деревья расступятся только в том случае, если вы узнаете названия всех падежей.
  • В этом нам поможет стихотворение О.Соболевой.
- Я … падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с чем не спутает никто.
- Я … падеж И во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. КОГО позвать, ВО ЧТО играть, Готов ребятам подсказать, Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
- А я падеж … . Со мною - случай сложный! Мне без предлогов свет не мил. О КОМ, О ЧЁМ я говорил? Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будет В, и О, и ПРИ - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.
- Я … падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите - ЧЕМ? Творите - С КЕМ? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД В любой момент я очень рад.
Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным … назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжусь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
- А я падеж …, Характер мой общительный. КОГО? ЧЕГО? - И вот он я. Предлоги часто мне друзья: И С, и ДО, и У, и ИЗ - До неба - вверх и С неба вниз.
  • Нас встретили у входа. Смотрите, перед нами 6 залов, и в каждом из них живут Падежи. А теперь давайте поставим падежи по порядку.
(Дети записывают падежи на доске).
  • Ребята, вы знаете все падежи. Для чего нам нужно знание падежей? (Для связи слов в предложении).
4 испытание. «Сокровища сундука».
  • У входа во дворец стоит «сундук» с вопросами и заданиями.
  • Давайте проведём падежную игру и просклоняем слова.

(На доске записаны слова: БРАТ и СЕСТРА)


Падежная игра

Ребята! Начинается падежная игра. Мы знаем именительный: кто там? - Брат и сестра. Сейчас вопрос, потом ответ - Вот правило игры. Родительный: кого здесь нет? - Брата и сестры. Ты говоришь - я говорю, И рады мы игре. Дательный: кому звоню? - Брату и сестре. Играем вместе и вдвоём В падежную игру. Винительный: кого мы ждём? - Брата и сестру. В игре я падежи учу, Доволен я игрой. Творительный: с кем я дружу? - С братом и сестрой. Запомнить можем мы легко Все падежи в игре. Предложный: говорим о ком? - О брате и сестре.
  1. Физминутка.
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, Плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда, Делай раз и делай «два».
  1. Работа по теме урока.
- Один зал мы с вами уже посетили. Это Именительный падеж. Сегодня мы попадём в другой зал - Родительный. Что вы знаете о Родительном падеже? (Отвечает на вопрос КОГО? ЧЕГО? В предложении бывают второстепенными членами. Согласуются с существительными и глаголами. Употребляются с предлогами и без них.)
  • Назовите предлоги родительного падежа.
(Учащиеся читают с доски: ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, С.)
  • Нас пригласили в сад, в котором живёт Старичок - Лесовичок. Он хочет проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже. Назовите и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже. Старичок - Лесовичок принёс нам подарки из леса.

Работа в парах (поочерёдно). У каждого ученика карточки с заданиями. Один ученик показывает одно словосочетание, а другой ученик подбирает и объясняет написание существительных, стоящих в родительном падеже. Затем они меняются заданиями.
Рябиновые бусы - бусы из рябины. Берёзовый гриб - гриб берёзы. Кленовый лист - лист клёна. Сосновая шишка - шишка сосны. Ивовая корзина - корзина из ивы. Брусничный кисель - кисель из брусники. Свекольный суп - суп из свёклы. Льняное платье - платье из льна. Медвежья берлога - берлога медведя. Волчий след - след волка.
  • Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, ПОСЛЕ, ИЗ-ЗА.

Улыбнулся … (радость); съехал … (горка); выглянуло …

(тучки); перелетел … (дерево); растёт на краю … (лес); удалился … (деревни); добежал … (калитка); пришёл … (школа).
  • В каком падеже нужно поставить имена существительные?

Работа по карточкам. Работа на местах. Учащиеся комментируют свои ответы.

(карточки прилагаются и раздаются учащимся) Работа в парах с рисунками (поочерёдно). Один ученик показывает рисунок животного и задаёт вопрос в родительном падеже с использованием предлогов, другой отвечает. Затем отвечающий показывает рисунок и задаёт вопрос, а другой ученик отвечает. Затем они поочерёдно задают вопросы сидящим за партами учащимся в классе. Например: Для кого? (рисунок). Для собаки.

  1. Закрепление пройденного.
    1. Работа по учебнику. (с. 65)
Упр. 229 выполняется устно.
  • Как определить начальную форму имени существительного?
  • В каком падеже даны существительные? (В Р.п.)
Упр. 231. Учащиеся изменяют окончания данных в скобках имён существительных. Определяют их падеж. Упр.232. Учащиеся записывают пары слов с вопросами родительного падежа. Выделяют окончания имён существительных. 5 испытание. «Дворцовый сад». 2. Нас пригласили в сад и угостили яблоками, грушами, сливами. Сорвать можно, если ответить на вопросы по пройденной теме или выполнив задания. (Работа по карточкам).
  • На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже? (КОГО? ЧЕГО?)
  • С какими предлогами употребляется? (От, до, из, без, у, для, около, с.)
  • Каким членом предложения является? (Второстепенным).
  • Что обозначают существительные в родительном падеже?
(принадлежность предмета кому-либо; материал из которого сделан предмет; место).
  • Как определить падеж имён существительных?
  • Как различаются падежи? По каким признакам?
Подведение итогов. 1. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у входа из страны Существительной Вопросительный знак (?). Он требует ответа.
  • Можно писать грамотно, не зная окончаний существительных?
  • Можно ли в речи обойтись без имён существительных?
  • Вы ещё раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.
  • Сегодня мы много путешествовали. Что - то отдавали, а что - то и получали. Сложите все свои знания в сундук и унесите их домой.
  1. Домашнее задание: Упр. 234 стр. 66. Повторить пройденное.
  2. Оценивание учащихся за работу в течение урока.
© 2010-2022