- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока: Родительный падеж (3 класс)
Тема урока: Родительный падеж (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Конрад Н.В. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока
(3 класс) Тема урока: Родительный падеж: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА, ГДЕ?) Цель урока:
-
Сформировать знания учащихся о родительном падеже; показать особенности данного падежа, их роли в речи; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; учить быстро ориентироваться в тексте.
- Развивать внимание, логическое мышление, умение склонять
- Воспитывать интерес к родному языку, ответственность за
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
-
Минутка чистописания.
1 испытание. Нам нужно перейти речку, сделав через неё мостик из букв.
- Что мы можем о ней сказать?
(Это буква согласная, она обозначает 2 звука:
/ р/ - твёрдый и /р / - мягкий, оба эти звука звонкие, эта буква не имеет пары).
- Из каких элементов состоят строчная и заглавная буква Р и р? (Ответы детей).
-
Вспомните их и напишите. (Дети выполняют задание).
-
Оказывается, спрятал эту букву Старичок - Лесовичок. Он вам приготовил загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой устлали.
А пошли искать их днём,
Ищем, идём - не найдём.
(Роса)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Весной зеленела, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
(Трава, рябина)
Ползун ползёт, иголка везёт.
(Ёж)
(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик пишет на доске).
На доске: роса, ветер, сорока, трава, рябина, ёж.
- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Это слово ёж. В нём нет буквы р). - Назовите слова. Разбор которых по составу соответствует данной схеме: .
- К какой части речи относятся слова, записанные на доске?
-
Повторение пройденного (фронт. опрос).
2 испытание. «Утолить жажду» можно при условии, если вы ответите на все вопросы.
- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет). - Что ещё можно рассказать об имени существительном? (Оно бывает одушевлённым или неодушевлённым; в единственном и множественном числе; имеет род - мужской, женский, средний; изменяется по числам и по падежам или склоняется; в предложении выступает как главный член предложения - подлежащее).- Что такое склонение?
- Что меняется при склонении имён существительных?
- В этом нам поможет стихотворение О.Соболевой.
- Я … падеж И во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. КОГО позвать, ВО ЧТО играть, Готов ребятам подсказать, Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
- А я падеж … . Со мною - случай сложный! Мне без предлогов свет не мил. О КОМ, О ЧЁМ я говорил? Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будет В, и О, и ПРИ - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.
- Я … падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите - ЧЕМ? Творите - С КЕМ? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД В любой момент я очень рад.
Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным … назвал! А ещё как размечтаюсь, Дед Морозом наряжусь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А ещё КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь.
- А я падеж …, Характер мой общительный. КОГО? ЧЕГО? - И вот он я. Предлоги часто мне друзья: И С, и ДО, и У, и ИЗ - До неба - вверх и С неба вниз.
- Нас встретили у входа. Смотрите, перед нами 6 залов, и в каждом из них живут Падежи. А теперь давайте поставим падежи по порядку.
- Ребята, вы знаете все падежи. Для чего нам нужно знание падежей? (Для связи слов в предложении).
- У входа во дворец стоит «сундук» с вопросами и заданиями.
- Давайте проведём падежную игру и просклоняем слова.
(На доске записаны слова: БРАТ и СЕСТРА)
Падежная игра
Ребята! Начинается падежная игра. Мы знаем именительный: кто там? - Брат и сестра. Сейчас вопрос, потом ответ - Вот правило игры. Родительный: кого здесь нет? - Брата и сестры. Ты говоришь - я говорю, И рады мы игре. Дательный: кому звоню? - Брату и сестре. Играем вместе и вдвоём В падежную игру. Винительный: кого мы ждём? - Брата и сестру. В игре я падежи учу, Доволен я игрой. Творительный: с кем я дружу? - С братом и сестрой. Запомнить можем мы легко Все падежи в игре. Предложный: говорим о ком? - О брате и сестре.- Физминутка.
Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда, Делай раз и делай «два».
- Работа по теме урока.
- Назовите предлоги родительного падежа.
- Нас пригласили в сад, в котором живёт Старичок - Лесовичок. Он хочет проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже. Назовите и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже. Старичок - Лесовичок принёс нам подарки из леса.
Работа в парах (поочерёдно). У каждого ученика карточки с заданиями. Один ученик показывает одно словосочетание, а другой ученик подбирает и объясняет написание существительных, стоящих в родительном падеже. Затем они меняются заданиями.
Рябиновые бусы - бусы из рябины. Берёзовый гриб - гриб берёзы. Кленовый лист - лист клёна. Сосновая шишка - шишка сосны. Ивовая корзина - корзина из ивы. Брусничный кисель - кисель из брусники. Свекольный суп - суп из свёклы. Льняное платье - платье из льна. Медвежья берлога - берлога медведя. Волчий след - след волка.
- Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, ПОСЛЕ, ИЗ-ЗА.
Улыбнулся … (радость); съехал … (горка); выглянуло …
(тучки); перелетел … (дерево); растёт на краю … (лес); удалился … (деревни); добежал … (калитка); пришёл … (школа).- В каком падеже нужно поставить имена существительные?
Работа по карточкам. Работа на местах. Учащиеся комментируют свои ответы.
(карточки прилагаются и раздаются учащимся) Работа в парах с рисунками (поочерёдно). Один ученик показывает рисунок животного и задаёт вопрос в родительном падеже с использованием предлогов, другой отвечает. Затем отвечающий показывает рисунок и задаёт вопрос, а другой ученик отвечает. Затем они поочерёдно задают вопросы сидящим за партами учащимся в классе. Например: Для кого? (рисунок). Для собаки.
- Закрепление пройденного.
- Работа по учебнику. (с. 65)
- Как определить начальную форму имени существительного?
- В каком падеже даны существительные? (В Р.п.)
- На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже? (КОГО? ЧЕГО?)
- С какими предлогами употребляется? (От, до, из, без, у, для, около, с.)
- Каким членом предложения является? (Второстепенным).
- Что обозначают существительные в родительном падеже?
- Как определить падеж имён существительных?
- Как различаются падежи? По каким признакам?
- Можно писать грамотно, не зная окончаний существительных?
- Можно ли в речи обойтись без имён существительных?
- Вы ещё раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.
- Сегодня мы много путешествовали. Что - то отдавали, а что - то и получали. Сложите все свои знания в сундук и унесите их домой.
- Домашнее задание: Упр. 234 стр. 66. Повторить пройденное.
- Оценивание учащихся за работу в течение урока.