• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Педагогический проект «Приобщение детей младшего школьного возраста к русской и ногайской народным культурам через знакомство с национальными костюмами»

Педагогический проект «Приобщение детей младшего школьного возраста к русской и ногайской народным культурам через знакомство с национальными костюмами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта: «Приобщение детей младшего школьного возраста к русской и ногайской народным культурам через знакомство с национальными костюмами»

Участники проекта.

  • Учитель начальных классов, Салыбаева Альфия Ахмедовна;

  • Библиотекарь, Эсмухамбетова Маулетхан Исхаковна;

  • Учащиеся 3 класса(12 человек);
  • Родители учащихся 3 класса.

Название организации: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №19» а. Ямангой.

Краткая справка по проекту

Актуальность проекта

"Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни,
а национальное многообразие народов России - подлинным богатством страны. И потому мы полностью
поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности
как необходимых условий диалога цивилизаций".
Президент РФ В.В.Путин
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур. Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви и уважения к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, приобщать к культурам народов своей страны. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре, знанию истории своей страны. Нефтекумский район - уникальный в этнокультурном отношении район. Сохранение и развитие каждого этноса - это условие сохранения целостности России. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства народов России. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа. На уроке Окружающий в рамках темы «Одежда украшает человека» мы с детьми столкнулись и с различными народными костюмами. Детей эта тема очень заинтересовала, но возникла проблема: дети мало знают о народах своей страны, культурах и ремёслах. Прежде всего это связано с низкими навыками сотрудничества, эмоциональными проявлениями, отсутствием осознанного взаимодействия с представителями другой национальной культуры. Я пришла к выводу, что для её решения нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к поставленной проблеме. И здесь, очень хорошо подходит как раз метод проектов. В проектной деятельности у школьников развиваются универсальные учебные действия. Я думаю, что именно через проекты, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой, я хочу познакомить учащихся школы с некоторыми образцами национальных костюмов и заинтересовать историей русской и ногайской культур. Рассматривая русский и ногайский национальные костюмы, дети увидят колорит, самобытность этих народов. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Новизна. Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные требования (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде). Активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

  • Цель проекта: формирование основ этнокультурной компетентности обучающихся через познание особенностей национальных культур других народов. Изучение истории костюмов русского и ногайского народов. Знакомство обучающихся школы с костюмами русского и ногайского народа и заинтересовать созданием собственной модели.
Задачи:
  1. Изучить литературу, связанную с историей русской и ногайской культур (особенности русского и ногайского национальных костюмов костюма);
  2. Провести экскурсию в Дворец культуры с. Каясула, беседы с местными жителями;
  3. Реализовать свои способности за счет создания устного журнала "Русский национальный костюм" и «Ногайский национальный костюм»; создание моделей русского и ногайского национальных костюмов (с помощью родителей);
  4. Продемонстрировать итоги проекта родителям и педагогам через слайдовую презентацию, провести выставку книг и моделей народных костюмов.

Реализация данного проекта будет способствовать формированию УУД младших школьников:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • способность регулировать собственную деятельность,

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач (сбор, обработка, анализ и передача информации), т.е. овладевать информационной грамотностью;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в обществах разного типа (класс, школа, семья)

Предмет. Процесс ознакомления детей младшего школьного возраста с национальными костюмами народов, живущих в Нефтекумском районе. Объект. Изучение характерных особенностей национальной одежды. Формы: занятия, досуги, консультативная работа с учителем и библиотекарем, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом). Методы: наблюдение, беседы, экскурсии, показ. Условия реализации проекта. Проект реализуется на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №19», которая расположена по адресу: улица Ленина, №39, аул Ямангой, Нефтекумского района, Ставропольского края, Россия.

Организационная форма работы учащихся над проектом:

работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.

Количество школьников, участвующих в проекте - 12 человек (2 группы по 6 человек).

Характеристика проекта:

а) по доминирующему виду деятельности: исследовательский;

б) по характеру контактов: внутренний;

в) по количеству участников: групповой;

г) по продолжительности выполнения проекта: долгосрочный ( 5 месяцев).

План работы

Подготовительный этап

Ответственный

Сроки выполнения

1.Обсуждение темы проекта среди обучающихся 3 класса, деление обучающихся на группы.


Руководитель проекта

Салыбаева А.А.

январь

2. Разъяснительная работа с родителями, односельчанами. Обсуждение с учащимися, их родителями вопросов, связанных с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составление списка родителей, желающих оказать помощь.

Руководитель проекта,



январь

3. Изучение литературы, связанной с историей русской и ногайской культур (особенности народных костюмов);


Участники проекта,

библиотекарь Эсмухамбетова М.И.


февраль 4. Проведение экскурсии в Дом культуры с. Каясула. Встречи с фольклорными группами народов Нефтекумского района.

Руководитель проекта


март 5. Проведение беседы с местными жителями о национальных костюмах.


Руководитель проекта


март

6. Составление списка необходимого оборудования (фотоаппараты, ПК, сканер).

участники проекта

март


Основной этап

Ответственный

Сроки выполнения

7. Предварительный просмотр собранного обучающимися материала, рекомендации по дальнейшей работе.

Руководитель проекта

апрель

8. Создание устного журнала "Русский национальный костюм" и «Ногайский национальный костюм».


участники проекта

апрель

9.Реализация своих способностей. Создание моделей русского и ногайского национального костюма (с помощью родителей);


участники проекта,

родители

апрель -май


Заключительный этап

Кто отвечает Сроки выполнения

10. Организация презентации итогов проекта для родителей, руководства школы.

руководитель проекта


май

11. Рассылка благодарственных писем всем, кто помогал в проведении проекта. Награждение отличившихся учеников грамотами.

администрация школы

май


Обсуждение информации на заседании творческой группы проекта «Приобщение детей младшего школьного возраста к русской и ногайской народным культурам через знакомство с национальными костюмами»:

  • определение групп-разработчиков проекта
  • а) группа юнкоров
  • б) дизайнеры
  • в) компьютерная группа.

  • г) группа историков-архивистов,

  • д) фоторепортеры

  • е) оформители.

Состав групп учащихся, работающих над русским национальным

костюмом:



Состав группы



Роли в группе

1

2

Группа 1

1. Абдулбекова Мавлият

Консультант

2. Сурхаев Иван

Фотограф

3. Шаньязов Абдула

Оформитель

4. Яркинбаев Руслан

Дизайнер

5. Штеба Светлана

Компьютерная группа

6.Коваленко Олеся

Юнкор



Состав групп учащихся, работающих над ногайским национальным костюмом

1. Утумисов Мурат

Консультант

2. Коржов Игорь

Историк-архивист

3. Баранбаева Сабина

Компьютерная группа

4. Менликеева Алтынай

Фотограф

5. Ябагие Амир

Юнкор

6. Онаприко Светлана

Оформитель


Ожидаемые результаты:

В ходе проекта дети получат возможность научиться:

  • анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

  • оформлять результаты исследования.

Данный проект:

Для детей:

  • предполагается рост интереса к национальному народному творчеству и национальной культуре
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности
  • развитие у учащихся инициативы и самостоятельности

  • развитие умения презентовать свою работу

Для педагога:

  • внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы по познавательной деятельности;

  • самореализация и личностный профессиональный рост.

Для родителей:

  • укрепление сотрудничества учащихся и родителей.




Информационные ресурсы проекта

  1. Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание школьников / Е.В. Авдеева. - Мн., 2004.

  2. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание школьников / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Гаранина, Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей / Т.П. Гаранина. - Мн., 1983.

  4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.

  5. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина / Г.А. ковалева - М: АРКТИ, 2004.

  6. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - М.: Детство - Пресс, 2002.

  7. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна. - СПб: Детство - Пресс, 2003.



На I этапе (подготовительном) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к русской и ногайской народной культуре, через знакомство с народными костюмами. Была проведена беседа с родителями, после было предложено участие в проекте. Разрабатывался перспективный план дальнейшей работы.

.



© 2010-2022