Конспект урока по русскому языку Разделительные мягкий и твердый знаки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку 2 класс

Тема урока: Разделительный мягкий и твёрдый знаки

Цели урока: Предметные: Развитие умения правильно употреблять в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Метапредметные:

Личностные:

- проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи.

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Регулятивные:

- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- уметь организовывать своё рабочее место и работу;

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение.

Оборудование:

  1. Мультимедиа, презентация.

  2. Индивидуальные карточки.

Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности. 1) организация актуализации требований к ученику на примере двух шагов; 2) организация деятельности учащихся по изучению правописания слов с разделительными мягким и твердым знаками.; 3) создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности изучения правописания разделительного мягкого и твердого знаков. Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться, В школу мы пришли учиться.

Целеполагание.

- Послушайте сказку. Скаким ее героем мы еще не встречались?

Сказка про Твердый знак и Мягкий знак.

Однажды по дороге твердой походкой шёл Твердый Знак.

-Не сочините ли вы для меня какую -нибудь сказку? -остановил его Вопросительный Знак. -Я подарю ее Восклицательному знаку. Сегодня у него день рождения.

-Нет! -твердо ответил Твердый Знак.

-Неужели не сочините? -опечалился Вопросительный Знак

-Нет и только нет! -сказал Твердый знак ещё тверже.

-Но почему? -удивился Вопросительный Знак.

-Не хочу! Не буду! Не желаю! -Твердый Знак стоял на своем очень твердо.

Вопросительный Знак вопросительно посмотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

-Не сочините ли вы для меня какую -нибудь сказку? -обратился к нему Вопросительный Знак.

-Мне, честно говоря, не хочется, -мягко сказал Мягкий Знак. -Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

-Жаль…мне очень жаль, -промямлил Мягкий Знак, -но, право, я не умею сочинять сказки. -и он заплакал.

- Но почему же вы мне сразу не сказали? -рассердился Вопросительный Знак.

-Вы были так любезны, -прошептал Мягкий Знак, -и я не смог вам отказать. Я не умею отказывать. -И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный знак расстроился:

-Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю на день рождения. Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок?»

Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

-Ура! Наконец -то! Пришёл мой друг -вопросительный Знак! Как я рад!!!

-Что это за сказочный герой?

-как его охарактеризуете?

Было -сели,

Стало -съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

-Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление. (В.Волина)

- Сформулируем тему нашего урока и употребление этого знака в словах. (Разделительный знак. Употребление этого знака в словах.) Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках. - Вы думаете, нам хватит знаний, чтобы узнать новое? (Да. Будем стараться.) - Что мы изучали на предыдущих уроках? (Разделительный мягкий знак и мягкий знак -как показатель мягкости согласного).

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота, чтобы знания черпать.

Найдите в этой поговорке слова с мягким знаком. Какую роль в этих словах выполняет мягкий знак? (Мягкий знак -как показатель мягкости согласного.) - В течение урока будем отвечать на вопросы: Когда пишется разделительный мягкий знак и когда пишется мягкий знак -как показатель мягкости согласного. - Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? (Нужно повторить то, что знаем.) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Фиксация актуализированных способов действий в речи. 3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталоны). 4) Организация обобщения актуализированных способов действий. 5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»). 7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия. 8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Чистописание.

- Посмотрите на доску! Какая буква сегодня у нас в гостях? ь



На доске записаны элементы чистописания. Буква Ь привела нас к словарной работе. Словарная работа

Д…кабр…, январ…, ф…врал…, к…н…ки, понедел…ник, пал…то, мал…чик, морков…

Повторим пройденную тему - разделительный мягкий знак. Вспоминаем, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Приведите примеры. (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными е,ё,ю,я,и. Пример: друзья, братья, крылья, соловьи, воскресенье.)

- Вставь нужную букву:

В…юга, сем…я, в…ют, под…ём, с…ел, пен…ки. III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Организация восстановления выполненных операций.
  2. Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
  3. Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организация выявления и фиксации во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.



- В чём ваше затруднение? (Не умеем писать слова с разделительным твердым знаком). - Какой шаг учебной деятельности мы совершили? (Определили, что не знаем.) IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Организация построения проекта выхода из затруднения:

  1. Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
  1. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
  2. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. - Какой следующий шаг надо сделать? (Попробовать использовать знания, которые есть, для выхода из затруднения.) - Какие знания у нас есть? (Мы умеем писать слова с разделительным мягким знаком). - Можем ли мы на основании этих знаний принять решение? (Нет. Необходимо новое правило.)

- Какая тема урока? (Разделительный мягкий и твердый знаки.) - Какую же поставим цель? (Узнать, когда пишется разделительный твердый знак.) Работа с учебником. Упр.209 (с.137)

- Прочитайте стихотворение «Шутка». Произнесите слова с твердым знаком и без него. Что интересного заметили? Выпишите слова с твердым знаком. Подчеркните в словах общую часть. Подъехали, съехали, объехали. - Давайте сформулируем правило, когда же мы пишем разделительный твердый знак. Разделительный твердый знак пишется только после приставок которые оканчиваются на согласную букву перед гласными е,ё,ю,я.

V.Физкультминутка

- Если я скажу слово с разделительным мягким знаком, вы присядете. Если с мягким знаком -как показатель мягкости прыгаете, если без мягкого знака наклоняемся.

Колос, колосья, брат, братья, прут, прутья, день, деньки, семь, семья, крыло, крылья.

VI.Продолжение работы по теме урока

Незнайка -второклассник написал сочинение, но допустил ошибки. Давайте поможем ему исправить их. Запишите это текст без ошибок.

В воскресенъе я был в лесу с друзями. Набрали сучев, развели костер и сварили гречьневую кашу. Поньчик съел на пенъёк и сьел больше всех. Булка стащил все булъки. Пили чай только с варенем. Но было здорово.

VII. Подведение итогов урока.

-Какой еще разделительный знак, кроме мягкого, есть в русском языке?

-Что вы про него знает?

Домашнее задание

Стр.137 упр.210



© 2010-2022