Развитие речи младших школьников при работе над художественно – изобразительными средствами языка (тропами)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Фрагмент урока литературного чтения. С. Есенин «Черемуха» Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С. Есенина «Черемуха». Учитель: Я прочитаю стихотворение "Черемуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Учитель: Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины. Учитель: Читаем первую строфу вместе. Какие картины возникли в вашем воображении? Добиваюсь ответа учеников: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Обобщила ответ учащихся. Учитель: А теперь выразительно прочитаем. Учитель: Читаем вторую строфу вместе. Какую картину нарисуем словами? Добиваюсь ответа, слушаю детей: Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное. Учитель: Почему? Предположение учеников: Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Учитель: А как вы понимаете выражение "зелень пряная" Добиваюсь ответа учеников: С острым ароматным запахом. Учитель: А теперь выразительно прочитаем. Учитель: Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка! Добиваюсь ответа, слушаю: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей. Учитель: Как вы понимаете слово "проталинка"? ( Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.) Учитель: А теперь выразительно прочитаем. Учитель: Читаем четвертую строфу вместе. Нарисуйте словами картины. Добиваюсь ответа учеников: Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет - цвет золота. Учитель: Пятую строфу читаю сама. Я долго думала, какой бы рисунок я нарисовала. Весной гремучею (громкою) все ветки обдает (обмывает, брызгает). Это тень (ручей обливает). Черемуху расположим на левом круче берега. Учитель: Как вы понимаете слово "круча" (обрыв), "вкрадчиво" (осторожно, доверительно, любезно). Учитель: Итак, какие картины мы нарисуем. Они будут разными. Обмен впечатлениями Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор. Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а "зелень золотистая на солнышке горит". Учитель: А какими красками передать на картине это настроение? Какие краски вы будете использовать? Предполагаемый ответ: Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую. Работа с эпитетами Учитель: При помощи, каких слов поэт передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая). Учитель: Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый? Добиваюсь ответа учеников: Эпитеты. Учитель: Что такое эпитет? Предполагаемый ответ: Образное художественное определение свойств предмета. Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? Добиваюсь ответа учеников: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя. Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела). Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права. Игра: Эпитеты. Учитель называет эпитеты. Дети по ним должны догадаться: о каком предмете идет речь (называется признак, свойство, качество) 1. жгучее, теплое, живое, живое, яркое, лучистое 2. большой, темно-серый, толстоногий, толстокожий, хоботоносный 3. сладкий, рассыпчатый, спелый, полосатый, сахарный 4. серый, маленький, остроносый, колючий 5. могучий, богатый, удивительный, красивый 6. фиолетовый, светло-синий, мокрый, мягкий, хрустящий, искристый 7. милая, ненаглядная, красивая, любимая Найдите в стихотворениях эпитеты, выделите волнистой чертой, олицетворения подчеркните двумя чертами. 1) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. 2) Что, дремучий лес, Призадумался, - Грустью темною Затуманился. 3) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 4) Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас, А сердце умным будет. 5) Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня… 6) На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.



© 2010-2022